Открытый урок по теме "Учимся понимать текст"

Разделы: Начальная школа


Приветствие – Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей, поприветствуйте их.

– На этом уроке русского языка мы будем работать с разными фонетическими единицами, которые составляют строй нашего языка.

Мотивация – Понятно ли вам, какие звуковые единицы я имею в виду?

– Перечислите эти единицы в порядке их смыслового воздействия (от минимального воздействия до максимального).

– С какой фонетической единицы начинается общение малыша с близкими людьми? Почему?

– Затем дети учатся распознавать эти звуки в потоке речи, давать им характеристику, анализировать.

– Но, мы уверены, что вы безошибочно назовёте самую значимую фонетическую единицу, с помощью которой мы строим учебно-деловое общение на уроке и в жизни.

Актуализация знаний – Текст. Мы будем учиться понимать текст.

– Тема трудная, поэтому мы решили объединить наши профессиональные усилия и ваши – ученические.

– Ребята, а может из вас кто-нибудь сказать, в чём трудность работы с текстом?

– Как вы думаете, по зубам эта задача (Вы сказали: “ по зубам”, вы не оговорились, быть может нас не поняли, мы ведь не на приеме у стоматолога?)

– Значит, сможем?

(Сможем)

– В этом и заключается умение понимать текст, его смысл, авторскую позицию, значение каждого слова.

– Как вы думаете, зачем мы учителя ставим такую задачу– научить вас понимать текст.

– Хотите ли вы этого? Нужно ли вам это?

(стать образованнее, расширить границы информационного пространства, научиться излагать лаконично свои мысли, использовать в речи все многообразие и богатство

русского языка)

– Русская литература богата своим наследием. Как много интересных, разнообразных текстов!

– А что такое текст?

– Как нам педагогам сделать правильный выбор, чтобы текстовый материал не был случайным. Был интересен для вас, актуален?

– Выбор текста для урока определяется темой, а тему помогли нам определить вы.

– Как называется мониторинг по выявлению общественного мнения или пожеланий?

(Социальный опрос).

– Вы, практически, единогласно выбрали из предложенных тем – тему войны 1812 года.

– Знаковая ли дата для нашей страны?

(Да)

– Россия славится памятью о подвигах предков.

– Весь текстовый материал сегодняшнего урока подчинен этой теме.

– За работу!

– У нас в работе листы с текстом и бланк ответов для каждого ученика.

– Ознакомьтесь с содержанием каждой части этого материала.

Восстановление последовательности плана текста

ЗАДАНИЕ № 1 (последовательность событий )

– Восстановите последовательность событий.

В.) 1812 год. Огромная полумиллионная армия французского императора напала на нашу Родину. Русскую столицу Наполеон занял практически без боя. Он был уверен, что потеряв город, русский император подпишет капитуляцию. Но надежды французов не оправдались. Много мужества, стойкости, любви к Родине проявили наши предки.

________________________________ А.) Французская армия вошла в столицу, но это не принесло пользы Наполеону. Оставленная жителями, она полыхала в огне пожаров. В ней не было ни продовольствия, ни другого провианта. Жить негде. Армия превратилась в сборище мародёров и грабителей. Наполеон оказался в тупике. У него оставалось только два выхода – или немедленно заключить мир, или начать отступление.

_______________________________ Б.) Так начался великий исход из России непобедимой французской армии. Впереди у них многие вёрсты пути, холод русской зимы, муки голода, беспощадные партизаны. Наполеон, покоривший всю Европу, не устоял перед русским народом.

В листе …. (в бланке ответов)

Запишите последовательность частей, указав нужную букву.

(Дети выполняют работу)

ВАБ

– Давайте прочитаем весь текст полностью. Можно ли считать, что текст выстроен по всем канонам построения текста?

Чтение текста

Чтение текста (готового)

Установка чтецам:

– Вам нужно донести смысловое содержание, покажите интонацией акценты.

Установка слушателям:

(Вступление, начало событий, концовка)

Задание № 2 (составление плана)

– В ваших листах есть ключевые слова для озаглавливания каждой части плана. Воспользуйтесь ими и дополните фразы так, чтобы появился план.

Проверка составления плана.

(Зачитывают дети)

Словарн.работа

Задание 3

В этом тексте есть слова, с которыми вы встретились впервые.

– Найдите эти слова в тексте по их лексическому значению.

– Запишите эти слова в бланк ответов.

капитуляция – прекращение военных действий и сдача победителю на продиктованных им условиях

мародёры – те, кто грабит население в районах военных действий

провиант – продовольствие

вёрсты – русская мера длины, равная 1, 06 км.

О Кутузове

Задание 4

– Личности, события, хроника 200-летней давности. Неправомерно сейчас не сказать о величайшем русском полководце, благодаря таланту которого русская армия одержала победу.

– Знаете ли вы, о каком человеке идет речь?

(о Кутузове )

– Можно ли вас считать подготовленными слушателями?

(Да, можно)

– Какой материал вами прочитан?

– Полезен ли этот материал? Какими источниками вы пользовались?

(сайтом)

– Что знаете о Кутузове?

– Битва двух личностей, двух интеллектов.

– Какими качествами, по вашему, мнению должен обладать полководец?

Характеристики полководцев – На листе бланка ответов запишите характеристики:
  • ум
  • патриотизм
  • преданность Родине
  • смелость
  • авторитет в армии
  • опыт

– Наполеон всегда интересовался личностью военачальника той страны, на которую нападал. Наполеон знал, что Кутузов умен, опытен, но он не рассматривал его как личность, которая может возглавить армию, которая даст отпор. В этом он, конечно, был самоуверен, не брал его в расчёт по многим причинам, одной из которых был возраст Кутузова. Как он был самонадеян. Он и представить себе не мог после захвата всей Европы, что в России он встретит такое сопротивление.

На войну с Наполеоном поднялся весь народ. Французский император долго ждал, что москвичи принесут ему ключи от города, как это бывало во многих городах Европы. Но напрасно.

Подбор синоним.

Задание 5

– Обратим наше внимание на 3-ий абзац нашего текста. Найдите глагол, который показывает, что французская армия не победила. (Не устоял)

– Что такое синонимы?

– Подберите синонимы к словам:

Родина,– Отечество

Бой – сражение

Чтение отрывка “Бород.”

Чтение отрывка из стихотворения Лермонтова

– События 1812 года не оставили равнодушными ни одного человека.

– Творческие люди посвятили свои произведения подвигам русского народа.

М.Ю. Лермонтов написал поэму “Бородино”.

Инсценировка отрывка

“Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые
Да, говорят, ещё какие!
Не даром помнит вся Россия
Про день Бородина!”

– Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

– Детально это произведение вы будете изучать в 5 классе.

– К какому литературному жанру относится этот текст? (стихотворение)

Фразеологизмы

Задание № 6

– Сейчас мы с вами немного поработаем с отрывком из этого произведения.

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.

– Найдите сочетания слов, которые помогают сделать речь, а в данном случае понимание событий более образным.

– Как называются такие устойчивые сочетания слов? (фразеологизмы)

– Как вы думаете, для чего автор использует фразеологизмы в этом отрывке?

(Используя эти устойчивые сочетания, он подчёркивает готовность русских солдат к бою, их бдительность и неожиданность появления вражеской армии.)

Экспрессия – сила выражения чувств.

Фразеологизмы делают речь яркой, выразительной, экспрессивной.

Работа в группах

Задание № 7

– Уже два столетия люди используют в своей

речи слова знаменитых полководцев.

Попробуйте определить, какого слова на хватает в известной фразе Наполеона.

Своим маршалам Наполеон говорил:

1) “Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги. Если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову. Если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце .…. ”

2) В произведении М.Ю. Лермонтова есть такие строки

И молвил он, сверкнув очами:
“Ребята! не ___________ ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!”

И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Экспресс-диагностика

Экспресс-диагностика

Запись ответов да – нет.

Итог урока

Итог урока на рефлексивной основе.

  • Сегодня я узнал …
  • Было интересно …
  • Было трудно …
  • Я выполнял задания …
  • Я понял, что …
  • Теперь я могу …
  • Я научился …
  • У меня получилось …
  • Я смог …
  • Я попробую …
  • Меня удивило …
  • Мне захотелось …___________________
    _____________________________________
    ________________________________________