Значение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Быть здоровым — это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитой человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремиться к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты. Великие поэты, вдохновляющие нас гимном прекрасному, часто отождествляют красоту и здоровье. Целостность. Гармония человеческой личности проявляются, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических, физических сил организма,гармонии самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя “душе” лениться.

Такого человека мы должны “создать” и воспитать, начиная с самого раннего детства. И для этого есть различные пути возможности.

Обучение в школе — серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем информации.

В период обучения в школе происходят эффективный рост и развитие организма ребенка, который чутко реагирует как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на оздоровляющие меры.

Одно из основных направлений деятельности по укреплению здоровья — организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школьном режиме. Формой активного отдыха детей на уроках являются физкультурные минутки. Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность. Ученые утверждают, что первоклассник, например, может активно работать в течении 10-15 минут. Далее он начинает утомляться, отвлекаться, снижается его трудоспособность.

В состав физкультминуток нужно включать упражнения на формирование осанки, плечевого пояса, рук и туловища (подтягивание, наклоны, повороты) и упражнения для ног.

Физкультминутки целесообразно проводить под популярную мелодию или использовать классические произведения. Учащиеся могут изображать движения зверей, танец снежинок, подающие листья.

Также можно выполнять и комплексы ритмической гимнастики. Танцевальные движения создают бодрое настроение и развивают творческие способности. Продолжительность танцевальных упражнений 2-3 минуты. Физкультминутки с использование текста довольно часто используется на уроках. Стихотворными текстами могут служить загадки, считалки, потешки, поговорки.

На уроках, также применяются физкультминутки для снятия напряжения глаз.

Болшую роль в учебном процессе играют физкультминутки на развитие мелкой моторики, для снятия утомления в мышцах кисти.

Необходимо правильно дозировать физическую нагрузку при проведении физкультминуток. Слишком малые нагрузки существенно не влияют на повышение трудоспособности ребенка, а больше могут отрицательно сказаться на последующей учебной деятельности.

Важную роль в сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни, основанный на двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек. С учениками нужно проводить уроки здоровья на темы:

“Понятие о здоровом и больном организме, хорошем и плохом самочувствии”.

На занятиях учитель ставит задачу — настроить детей на здоровый образ жизни, вызвать интерес к здоровью.

“Значение соблюдения режима для школьника и необходимость подвижного образа жизни и физических упражнений для укрепления их здоровья”.

Школьники должны понять необходимость соблюдения правильного режима дня , занятий физическими упражнениями для нормального развития укрепления и функционирования различных органов, особенно сердечно-сосудистые системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, позвоночника. При изучении этой темы учащиеся получают начальные сведения об аналитическом строении и физиологии важнейших органов человека.

“Особенности рационального питания детей, заболевания, связанные с неправильным питанием”.

Основной целью этой темы является — научить детей отличать полезные для здоровья продукты от вредных, свежие от испорченных. Подробно беседуем о различных видах пищи,о значении витаминов для роста и развития ребенка, о серьезных заболеваниях, развивающихся при неправильном питании.

“Гигиенические навыки и их роль в профилактике заболевания зубов, желудочно-кишечного тракта, педикулеза”.

Стремиться сформировать у детей навыки личной гигиены. Пытаемся сконцентрировать их внимание на необходимости постоянно соблюдать гигиенические правила, научить их правильно чистить зубы, мыть руки перед едой и после посещения туалета, иметь свою личную расческу, зубную щетку, воздерживаться от пользования чужими предметами туалета.

“Вредные привычки детей (курение, алкоголь, токсикомания, наркомания), их связь с возникновением заболевания человека”

Цель изучения ее — выработать у детей негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, токсикомании и наркомании. Говорим о связи курения с возникновением таких тяжелых заболеваний, как рак легкого, бронхит, тяжелые поражения сердца и кровеносных сосудов.

Успешному обучению и сохранению здоровья детей способствует не только соблюдения гигиенических требований к организации учебного и продленного дня в школе, но и повышенная степень упорядочности режима дня в семье.

Недопустимы длительные вечерние просмотры телепередач, сокращение пребывания детей на свежем воздухе и уменьшение продолжительности ночного сна, значительная перегрузка внешкольными занятиями (одновременное посещение двух и более кружков или секций).

Невозможно добиваться успеха без поддержки родителей. В семье влияние родителей осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. Поэтому работать надо не только с учащимися, но и с их родителями.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: “Забота о здоровье — это важнейший труд воспитания”. От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие. Прочность знаний, вера в свои силы.