Количественные представления в пределах 5

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель занятия: формирование произвольных целенаправленных действий с материальными объектами.

Коррекционно-обучающая задача.

  • Учить выполнять объемные постройки по графическому образцу, с помощью взрослого планировать последовательность выполнения.
  • Учить сравнивать элементы строительного набора, по величине (большой, маленький, высокий - низкий), по расположению (внизу – наверху).
  • Учить последовательности выделения каждого предмета (строительного материала), (в пределах 5) на основе использования зрительного анализатора.
  • Закреплять представления основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый).
  • Упражнять в умении различать и называть геометрические формы: квадрат, прямоугольник.

Коррекционная задача.

  • Развивать устойчивую мотивацию к предметной деятельности.
  • Формировать приемы предметной деятельности.
  • Развивать зрительно-двигательную координацию.
  • Развивать мелкую моторику, координацию обеих рук.
  • Развивать зрительное и слуховое внимание.
  • Развивать пространственно-топографические представления.

Коррекционно-воспитательная задача.

  • Формировать положительный настрой на работу с педагогом.
  • Воспитывать бережное отношение к выполненным конструкциям – собственным и чужим.

Материал и оборудование: коробка для конструктора, конструктор разноцветный, квадратной, прямоугольной формы. Схема-рисунок постройки.

Содержание.

  1. Сюрпризный момент.
  2. Дидактическая игра “Построй башню”.
  3. Пальчиковая гимнастика.
  4. Дидактическая игра “Строители”.
  5. Физкультминутка.
  6. Подведение итогов.

Ход занятия

1. Сюрпризный момент.

Входит педагог, держит в руках красивую коробку с конструктором и предлагает угадать, что в ней (Предположения ребенка). Загадывает загадку:

Есть коробка у меня,
В ней живут мои друзья,
Очень они разные,
Желтые, красные,
Зеленые и синие,
Все дружные и сильные.
Вместе любят собираться
И в постройки превращаться. (Конструктор)

Предлагается посмотреть, что в коробке: (Конструктор)

- Посмотри, здесь какой строительный материал, из него многое, что можно построить. Давай поиграем с тобой в интересную игру.

2. Дидактическая игра “Построй башню”.

Показывается картинка с башней.

- Что здесь нарисовано? (Башня).

- Сейчас мы будем строить башню.

Строится башня из конструктора. Предлагается посмотреть и построить так же, по подражанию.

- Что у тебя получилось? (Башня).

- Молодец.

- Из какого конструктора мы строили башню? (Из разноцветного).

- Давай сравним наши постройки, чем отличаются эти две башни? (Одна большая, другая маленькая).

- Молодец.

3. Пальчиковая гимнастика.

Молоточком я стучу, (постукивать кулачками друг о друга)
Дом построить я хочу. (соединить кончики пальцев обеих рук)
Строю я высокий дом, (поднять выпрямленные ладони вверх)
Буду жить я в доме том. (похлопать ладонями).

4. Дидактическая игра “Строители”.

- Мы построили с тобой две башни, а хочешь узнать, как строят такие башни настоящие строители? Давай поиграем с тобой в игру “Строители”. Мы построим сейчас башню, по строительной схеме. Как это делают строители.

Демонстрируется рисунок-схему состоящий из 1 детали конструктора.

- Здесь нарисована 1 деталь конструктора, скажи, на какую геометрическую фигуру похожа эта деталь и какого цвета? (Прямоугольник, красного цвета).

- Правильно, молодец.

- Найди конструктор и положи на стол, столько деталей, сколько нарисовано на схеме и такого же цвета. (Берет одну деталь конструктора, красного цвета и кладет на стол).

Демонстрируется схема состоящая из 2 деталей конструктора, лежащих рядом.

- Сколько деталей здесь нарисовано? Давай посчитаем. (Две).

- Какого они цвета? (Красного).

- Найди конструктор и положи на стол, столько деталей, сколько нарисовано на схеме, такого же цвета. (Берет две детали конструктора красного цвета и кладет на стол одну рядом с другой).

- Молодец.

- Теперь давай проверим, правильно ли ты поместила детали на столе? Для этого возьмем нашу схему и приложим к конструктору. (Прикладываем).

- Молодец. У тебя все получилось правильно.

- Теперь посмотри следующую схему. (Показываю схему состоящей из 3 деталей конструктора, лежащих две детали в нижнем ряду, и одна наверху, посередине, синего цвета).

- Сколько деталей здесь нарисовано? На какую геометрическую фигуру они похожи? (На прямоугольник). Давай подсчитаем, сколько здесь всего деталей? (Три). Какого они цвета? (Две красного и одна синего).

- Найди конструктор и добавь деталь, такого же цвета. (Берет деталь синего цвета и добавляет к остальным деталям конструктора).

- Теперь давай проверим, правильно ли ты поместила детали на столе? Для этого возьмем нашу схему и приложим к конструктору. (Прикладываем)

- Молодец. У тебя все получилось правильно.

- Теперь посмотри следующую схему. (Показываю схему, состоящую из 4 деталей конструктора, лежащих две детали в нижнем ряду, красного цвета и две детали сверху, расположенных одна над другой, синего и желтого цвета).

.- Сколько деталей здесь нарисовано? Давай посчитаем? (4), какого они цвета? (Красного, синего и желтого цвета).

- Как расположены детали на рисунке? (Две снизу красного цвета и две сверху, одна над другой, синего и желтого цвета).

- Найди конструктор и добавь, столько деталей, сколько нарисовано на схеме, такого же цвета. (Берет деталь желтого цвета и добавляет к деталям конструктора).

- Теперь давай проверим, правильно ли ты поместила детали на столе? Для этого возьмем нашу схему и приложим к конструктору. (Прикладываем).

- Молодец. У тебя все получилось правильно.

- Теперь посмотри следующую схему. (Показываю схему состоящей из 5 деталей конструктора, лежащих две детали в нижнем ряду красного цвета, две детали сверху синего и желтого цвета, расположенных одна над другой и одна деталь наверху посередине, зеленого цвета).

- Сколько деталей здесь нарисовано и какого они цвета? Всего (5). (Красного, синего, желтого и зеленого цвета).

- На какие геометрические фигуры похожи эти детали? (Прямоугольник и квадрат).

- Как расположены детали на рисунке? (Две снизу красного цвета и две сверху, одна над другой, синего и желтого цвета, и одна на верху зеленого цвета по форме похожей на квадрат).

- Найди конструктор и добавь, столько деталей, сколько нарисовано на схеме. (К двум деталям конструктора красного цвета, двум сверху, синего и желтого цвета, добавляет одну деталь зеленого цвета, по форме на квадрат).

- Теперь давай проверим, правильно ли ты поместила детали на столе? Для этого возьмем нашу схему и приложим к конструктору. (Прикладываем).

- Молодец. У тебя все получилось правильно.

7. Физкультминутка:

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток берем мой друг,
Мы построим новый дом,
Есть окошко в доме том.
Есть еще одно повыше,
Есть труба вверху на крыше.
Дом готов зовем гостей!
Приходите побыстрей!

8. Подведение итогов:

- Чем мы сегодня занимались в начале занятия? (Строили башню из конструктора).

- Какую башню мы строили? (Маленькую и большую).

- В кого мы играли? И что мы делали? (В строителей, строили башню из строительного материала, по схеме-рисунку).

- Молодец. Ты все задания выполнил.