М.Ю. Лермонтов "Песнь про купца Калашникова". История создания поэмы. Сюжет и композиция

Разделы: Литература


Цели:

  • Ученики узнают о том, что М.Ю. Лермонтов – поэт, который смог поэтично и точно описать Россию 16 века. Узнают о жизни России времен Ивана Грозного.
  • На уроке будут осваиваться понятия “историческая поэма”.
  • Ученики будут учиться, работая с текстом: характеризовать персонажей; передавать в выразительном чтении чувства персонажей и их отношение к событию.
  • В результате ученики смогут сравнить поэму Лермонтова с произведениями народного творчества - былинами (уровень знания).

Ход урока

I. Постановка целей урока.

II. Изучение нового материала. Информация об истории создания поэмы. Эпоха Ивана IV Грозного.

1. События, отраженные в “Песне...” относятся к царствованию Ивана IV. Мы сейчас обратимся к истории, чтобы вспомнить, когда взошел на трон Иван IV, каким он был как историческая личность; небольшое сообщение об опричнине и опричниках.

2. Основа лермонтовского произведения — историческая, но сама история, изображенная в “Песне...”, вымышленная. К историческому жанру обращались не только писатели и поэты. Яркими примерами этому служат картина В.Васнецова “Царь Иван Васильевич Грозный” и скульптура М. Антокольского “Иван Грозный”.

Сообщения учащихся: “О скульптуре”; “О картине”.

3. Ребята, мы узнали, каким был Иван Грозный как историческая личность, каким его увидели художник и скульптор, а теперь поговорим о том, каков Иван Грозный в изображении Лермонтова.

В “Песне...” Лермонтов собрал и поэтически переработал народные песни, былины, сказки о грозном царе Иване. От фольклора идет не только форма произведения, но и образ царя: он блюститель установленных и освещенных веками законов жизни, характер его сложен и противоречив.

А теперь давайте обратимся к тексту.

Чтение учителем поэмы.

По ходу чтения учителем делается небольшой комментарий по содержанию и композиции произведения, обращается внимание на запев, припевы, концовку, напоминающие произведения устного народного творчества, выполняется словарная работа.

III. Беседа об Иване IV.

Найдите описание внешности царя. Какие детали его портрета наиболее выразительны?

А какие художественные средства использует автор в описании царя?

Теперь поговорим об отношении Ивана IV к людям: Иван Грозный — Кирибеевич; Иван Грозный — Калашников.

Какие черты характера раскрываются в Иване IV?

Обобщение: он жесток и подозрителен, несправедлив и мстителен. Но в то же время он может быть и щедрым в отношении людей, которых любит, готов помочь чужому горю и проявить милосердие. Гнев у него быстро сменяется милостью, а суровость — веселым расположением духа.

А теперь, на основе услышанного, давайте ответим на наши проблемные вопросы, касающиеся Ивана Грозного.

Можно ли назвать Грозного мудрым и справедливым царем?

При Иване Грозном Русь стала великой державой, но заплатила за это непомерную цену.

Вывод: В основе своей — это глубокий и могучий характер, но искаженный безграничностью власти, сосредоточенной в руках царя.

Иван Грозный. Каков он в изображении М.Ю. Лермонтова? Ставил ли автор перед собой задачу создать реальный, исторический образ Ивана IV?

Вывод: Жестокая эпоха его царствования предстала в поэме в картинах быта, в характерных чертах семейного уклада, в развлечениях, а не в его государственной политике. Лермонтов увидел Грозного таким, каким он был запечатлен в народных исторических песнях.

IV. Осмысление нового материала. Определение составляющих художественного мира произведения и элементов сюжета.

Беседа.

- Какие чувства вы испытали, когда слушали поэму?

- Кто стал героями этого произведения?

Словарная работа (опричник, трапеза, стольники, аргамак, яхонтовый и т.д.)

1. Самостоятельная работа.

Задание 1. Определите художественное время, художественное пространство поэмы, назовите главных героев произведения.

Задание 2. Определите эпизоды, соответствующие основным элементам сюжета.

2. Проверка выполнения заданий. Обсуждение выполненной работы.

Примечание. На данном этапе уроке по ходу выполнения заданий идет повторение теоретических понятий: “поэма”, “художественный мир произведения”, “художественное пространство”, “художественное время”, “сюжет”, “композиция”, “конфликт”. Учащиеся знакомятся с понятием “историческая поэма”

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание

1) Индивидуальное задание: рассказ о Кирибеевиче, купце Калашникове, Алене Дмитриевне

2) Вопр. 2 (устное рисование)