Из опыта работы по организации здоровьеразвивающего образовательного пространства школы с технологией В.Ф. Базарного

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


В настоящее время в МБОУ “Средняя общеобразовательная школа им. В.Г. Шухова” города Грайворона Белгородской области созданы условия для выявления и развития индивидуальных способностей учащихся, для реализации их интересов и потребностей, сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Школа имеет хорошую материально-техническую базу: 2 спортивных, хореографический и актовый залы, учебные мастерские, компьютерные классы, бассейн, столовая, кабинеты здоровья и психологической разгрузки, библиотека, музей им.В.Г. Шухова, зимний сад, футбольная и хоккейная площадки. Кабинеты для учащихся начальной школы оборудованы специальной ростомерной мебелью и офтальмологическими тренажерами.

В школе обучается 466 учащихся в 23 классах-комплектах. В начальной школе - 174 ученика в 8 классах-комплектах. Образовательный процесс осуществляется по системам общего развития Л. Занкова и “Начальная школа XXI века” под редакцией Н. Виноградовой.

Действует широкая сеть кружков, клубов, секций, позволяющих учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся. На базе учебного заведения работает филиал детской школы искусств.

     Актуальность данного опыта обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования (новый ФГОС) становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Известно, что здоровье взрослого человека на три четверти определяется условиями его формирования в детском возрасте. Младший школьный возраст – ключевой критический период жизни, когда осуществляется формирование всех морфологических и функциональных структур, определяющих потенциальные возможности взрослого человека пожизненно. Именно в этот особо чувствительный к воздействию факторов окружающей среды период наиболее интенсивно развиваются не только физиологические и интеллектуальные параметры человека, но и формируется его физическое и психологическое здоровье.

В рамках программы муниципального эксперимента по проблеме “Развитие образовательного пространства школы как фактор сохранения и укрепления здоровья младших школьников” в 2010-2011 учебном году в школе был проведен мониторинг образовательной среды учреждения, с целью разработки стратегии здоровьеориентирования образовательного пространства школы.

Выявлены основные заболевания: сердечнососудистые, органов зрения, эндокринные (из них частые – избыток массы тела) и опорно-двигательного аппарата. Отклонения от нормы проявляются в 5 классе, и их процент увеличивается к одиннадцатому в среднем с 0,6% до 6-10%.

Психодиагностические обследования обучающихся начальной школы выявили:

- сформировано ценностное отношение к сохранению здоровья – 52%,

- требует коррекции отношение обучающихся к сохранению собственного здоровья – 48%,

- высокий уровень тревожности, связанный с учебной деятельностью – 30%,

- испытывают утомление во время занятий, хочется отдохнуть – 57,1%,

- неудовлетворенность школьной жизнью, нежелание учиться испытывают – 30%,

- 80% родителей ставят здоровье на І место как желаемое качество своего ребёнка, но почти 70% родителей имеют средний и низкий уровень валеологической культуры.

Изучив особенности представлений школьников 1-2-х классов о здоровье, особенности их знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье по направлениям: “Здоровый человек”, “Знания о человеческом организме”, “Ребенок в безопасном мире”, “Я и другие люди”, были выделены 3 группы детей с различными проявлениями валеологической культуры. (Приложение 1).

В 1-ую группу вошли дети, которые проявляет интерес к здоровью, интерес проявляется как в организованных взрослым видах деятельности, так и в самостоятельной детской деятельности. 2-я группу составляют дети, которые проявляют интерес к здоровью, но их интерес проявляется исключительно в организованных для него взрослым видах деятельности. К 3-ей группе относятся дети, не проявляющие интереса к здоровью.

На основании данного мониторинга были внесены кардинальные изменения в школьную целевую программу “Здоровье”.

С 2011 года школа перешла в режим работы региональной инновационной площадки по проблеме “Апробация системы В.Ф. Базарного в образовательном пространстве школы как фактор сохранения и укрепления здоровья младших школьников”.

Актуальность нашего исследования обусловлена рядом противоречий, наметившимся в современной педагогике при изучении и анализе состояния здоровья младших школьников в образовательном пространстве школы, между:

  • современными социально-политическими и психолого-педагогическими установками на формирование здоровой жизнедеятельности младших школьников и социокультурными условиями окружающей среды, негативно влияющими на здоровье детей младшего школьного возраста;
  • заявленной гуманистической парадигмой образования и недостаточным использованием здоровьесберегающих технологиий, адекватных возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;
  • потребностью учащихся, родителей и педагогов в создании здоровьеразвивающей образовательной среды школы и сложившимся унифицированным подходом к организации учебно-воспитательного процесса.

Целью исследования является изучение влияния системы В.Ф. Базарного на сохранение и укрепление здоровья младших школьников.

Задачи исследования:

  • Определить концептуальные основы развития образовательного пространства школы как фактора сохранения и укрепления здоровья младших школьников.
  • Выявить специфические психолого-педагогические, национально-региональные и социокультурные условия, необходимые для создания комфортной образовательной среды в начальной школе.
  • Разработать и апробировать программы и технологии, направленные на формирование и развитие культуры здоровья всех участников образовательного процесса.
  • Апробировать элементы системы В.Ф. Базарного в условиях начальной школы.
  • Разработать критерии и показатели эффективности образовательного пространства школы как фактора сохранения и укрепления здоровья младших школьников.
  • Повышение квалификации учителей начальных классов по проблеме “Здоровьесберегающая деятельность учителя начальных классов в условиях образовательного пространства школы”.

Разработанная модель здоровьеразвивающего образовательного пространства образовательного учреждения содержит три взаимосвязанных блока, решающие задачи сохранения и укрепления здоровья младших школьников:

  • учащиеся, охваченные различными формами обучения (школа, внешкольные и дополнительные образовательные учреждения);
  • педагоги, формирующие у учащихся здоровье-ориентированное поведение;
  • учебно-методические комплексы (программы, учебные и учебно-методические пособия и рекомендации, мультимедийные материалы);
  • оздоровительные технологии (технология В.Ф. Базарного).

Важное место в развитии здоровьеразвивающего образовательного пространства принадлежит вопросам повышения профессиональной квалификации педагогических кадров, подготовки их к здоровьсберегающей деятельности. На базе Белгородского регионального института курсы повышения квалификации по вопросам сохранения и укрепления здоровья, в том числе по методике Базарного, прошли почти все учителя начальных классов. В течение учебного года кандидатом педагогических наук, заведующей кафедрой дошкольного и начального образования БелРИИПКППС Серых Л.В. на базе школы проводились методические семинары.

Данный проект включает в себя конкретные технологии и технические средства, направленные на реорганизацию классического построения учебно-образовательного процесса, превращение его в активную, увлекательную деятельность.

Учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз, для этого используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки: часть урока ученик сидит за партой, а другую часть - стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма.

Учителя планируют уроки с таким расчётом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из одного положения в другое. На начальных этапах адаптации детей к динамическим позам наиболее оптимальным режимом оказался тот, при котором дети меняют позы "стояние-сидение" через каждые 15 минут. Основным техническим средством, обеспечивающим данную технологию, является конторка. Она напоминает высокую парту, а точнее сказать трибуну, зафиксированную на уровне солнечного сплетения индивидуально под каждого ребенка. Ее столешница так же имеет регулируемый наклон, что позволяет использовать ее для разного вида деятельности: письма, чтения, рисования, лепки.

В позе “стоя” ребята стоят на массажных ковриках из натуральных материалов. Массаж стоп также является профилактикой простудных заболеваний, плоскостопия, улучшает кровообращение и т.д.

С целью укрепления мышц спины, формирования правильной осанки во время письма, чтения первоклассники кладут на голову мешочки с солью, изготовленные из натуральных тканей.

Кроме того, для профилактики заболеваний позвоночника и органов малого таза были приобретены накладки Селиванова на ученические стулья.

Первоклассники учатся писать перьевыми ручками. Использование шариковой ручки приводит к задержке дыхания, сбою сердечных ритмов, а через 20 минут непрерывного письма могут появиться признаки стенокардии, при письме же перьевой ручкой рука работает в импульсном режиме – сначала напряжение, потом расслабление, поэтому вреда для здоровья не возникает.

В процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета.

В классах есть тренажеры со зрительными метками - красочными картинками. Они подобраны с таким расчетом, что вместе составляют единый зрительно-игровой сюжет (например, из известных сказок, картины природы, из жизни животных). Под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр. Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты

Для расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения на одной из стен кабинета расположено экологическое панно, которое меняется с наступлением каждого времени года. Его можно использовать на различных этапах уроках с разнообразными заданиями по усмотрению учителя.

Кроме этого, во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного используется хоровое пение. По мнению Базарного, народное хоровое пение несёт в себе не только художественно-эстетические начала, но и является фундаментальным биогенетическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность.

Большое значение в развитии физической выносливости, силы и ловкости детей имеют национальные игры. Они тренируют точные и быстрые координированные движения, положительно влияют на психоэмоциональное состояние детей, на показатели их иммунитета.

Тренируют и закаляют организм младших школьников занятия танцами: они совершенствуют пластику, развивают музыкальный слух и чувство ритма, укрепляют весь суставно-мышечный аппарат, вырабатывают точность, гибкость, эластичность и координацию движений. Занятия танцами на уроках хореографии способствуют положительным сдвигам в состоянии нервной системы. Звуковой ритм, музыкальная синхронизация оказывают благоприятное влияние на ритм сердечных сокращений, глубину и частоту дыхания, координацию моторных рефлексов.

Оздоровление дидактической среды достигается за счет реализации в учебном процессе профилактических программ, обеспечивающих надлежащие гигиенические условия в соответствии с регламентациями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Совместно с другими специалистами педагог участвует в коррекционной, профилактической, оздоровительной, диагностической и реабилитационной деятельности.

Наш проект рассчитан на 3 года. Уже через год работы мы можем сказать, что применение элементов системы здоровьесбережения В.Ф. Базарного позволяет параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря их использованию оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, свести к минимуму негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью. Это можно увидеть из результатов повторных диагностик об отношении учащихся к здоровью и мотивации здорового образа жизни (Приложение 2). Ухудшений физического состояния учащихся не наблюдается. Дети жизнерадостные, свободно чувствуют себя на уроках, нет боязни неправильного ответа, с удовольствием выполняют упражнения. Уровень проявления валеологической культуры повысился.

Учителями начальных классов на основе обобщения теоретического материала были разработаны рекомендации по организации здоровьесберегающего образования и воспитания в начальной школе.

Педагоги школы делилась опытом работы по использованию технологии В.Ф. Базарного на районных и региональных конференциях, стали призерами областного конкурса “Инновации в образовательном учреждении” в номинации “Здоровьесберегающие технологии в организации образовательного процесса”.

Среди действенных способов и средств минимизации влияния негативных факторов образовательной среды на здоровье школьников считаем целесообразными следующие:

  • преподавание учебных дисциплин осуществлять по принципу “от простого к сложному, от хорошо знакомого, близкого к далекому: от к общегосударственному и общемировому” (поликультурная модель);
  • активное приобщение учащихся к прогрессивным и здоровьесохранным национальным традициям, являющимся мощным стимулом интеллектуального и физического развития;
  • учет возрастных, индивидуальных, этнокультурных особенностей учащихся;
  • активное использование эмоциональной нагрузки, деятельностно-творческого подхода к организации обучения младших школьников, наполнение образования жизненными “проблемами”;
  • формирование мотивов здорового образа жизни путем включения валеологической тематики в содержание предметов начальной школы;
  • использование в образовательном процессе методов и приемов здоровьесберегающей системы В.Ф. Базарного.

Здоровье молодого поколения является индикатором качества жизни и качества образования – важнейших приоритетов образовательной политики всех стран в ХХI веке. Оздоровление общества, выживание российской нации должно начаться в образовательном пространстве школы, ибо здесь формируется основа дальнейшей полноценной жизни и в качестве члена общества – созидателя, творческой личности, и в качестве родителя, и в качестве защитника Родины.