Мастер-класс "Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературного чтения"

Разделы: Начальная школа


Цель: распространение опыта работы учителя по внедрению проектно-исследовательской деятельности на уроках литературного чтения

Оборудование: проектор.

План проведения:

  1. Актуализация выбора темы.
  2. Практическая часть.
  3. Рефлексия.

Ход мастер-класса

1. Актуальность темы

Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. В современном стремительно меняющемся мире развитое исследовательское поведение рассматривается как стиль жизни современного человека.

Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Именно поэтому в современной школе все более востребована проектная технология как инновационная педагогическая технология, предполагающая организацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, направленная на развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.

В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.

Исследование как метод обучения может быть использовано практически на каждом уроке, в том числе и на уроках литературного чтения.

Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской работе. Здесь необходимо учителю организовать работу таким образом, чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей проблеме.

Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие. Просто уровень исследования будет другим. Важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры учащихся:

  • мыслительных умений и навыков;
  • анализ и выделение главного;
  • сравнение, обобщение и систематизация;
  • определение и объяснение понятий;
  • конкретизация; доказательства и опровержения;
  • умения видеть противоречия;
  • умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
  • умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи младшего школьника.

Основные этапы исследования:

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
  • Выдвижение гипотезы.
  • Поиск и предложение возможных вариантов решения.
  • Сбор материала.
  • Анализ и обобщение полученных данных.
  • Подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет).
  • Обсуждение итогов завершённой работы.

Говоря о результате, важно помнить, что на всех этапах этой творческой работы основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и умения анализировать полученные знания.

Я работаю по УМК “Школа России”. Обучение по комплекту “Школа России” позволяет решать поставленные перед современной школой задачи.

2. Фрагмент урока.

Это заключительный урок по изучению “Сказки о царе Салтане...” А.С.Пушкина.

Цели: формирование умения сравнивать, анализировать произведения; создание условий для формирования исследовательской деятельности; воспитание интереса к чтению.

Формы работы: фронтальная, групповая

Приложение.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Фронтальная работа

На протяжении нескольких уроков мы работали со “Сказкой о царе Салтане...” А.С.Пушкина. Сегодня мы подводим итог нашей работы.

К какому типу сказок относится “Сказка о царе Салтане...” А.С.Пушкина?

Что было первоисточником данной сказки?

Эту сказку вы прочитали дома. Каково ваше мнение по поводу этих сказок?

 

“Сказка о царе Салтане...” А.С.Пушкина – это литературная (авторская) сказка.

 

Прежде чем создать сказку А.С.Пушкин познакомился с первоисточником. Существует русская народная сказка “По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре”

 

В этих сказках есть как сходства, так и отличия.

Работа в группах

Я предлагаю разбиться на три группы, чтобы провести подробное исследование этих сказок.

Первая группа: Найдите типичные элементы сказки.

Вторая группа: Найдите сходства.

Третья группа: Найдите отличия.

 

 

 

 

Подводя итог нашей работы, какой вывод можно сделать?

Что больше всего поразило в сказке А.Пушкина?

Выступление первой группы.

Типичными элементами сказки являются троекратные повторы, употребление эпитетов, чудеса, отъезд героя, возвращение героя, несправедливое наказание невиновных, добро побеждает зло.

Выступление второй группы.

Сходства сказок: три девицы, женился на младшей, суд водой, спасение из воды по прошению ребенка, чудеса, встреча с отцом.

Выступление третьей группы.

Отличия: В сказке А.С.Пушкина хотел жениться сам царь, а в РНС сын царя Иван-царевич, у А.Пушкина - один сын, в РНС-з сына, в “Сказке...” наказали царицу и ее сына, а в РНС-наказали царицу и приемыша, корабельщики-старцы, разные чудеса, зло наказали (РНС) - простили.

Вывод: Добро и зло борются между собой в каждой сказке. Это является идеей любой сказки. Но в РНС зло наказано, а в сказке А.С. Пушкина зло прощается.

 

 

Один из ответов: Более всего поразило наказание невиновной царицы с младенцем.

Домашнее задание

- Проиллюстрировать тот момент сказки, который больше всего понравился.

или

- Выучить наизусть отрывок, комментирующий иллюстрацию.

Индивидуальное задание.

Для мотивированных учашихся выполнить проект по итогам изучения сказки.

 

Этот ответ стал толчком к написанию индивидуального проекта “Роль бочки в сказке А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане...” (Приложение 1)

3. Рефлексия.

В качестве рефлексии прошу выполнить один вид работы.

Это метод незаконченного предложения: Исследовательская деятельность младших школьников – это ... .

Основная сложность организации исследовательской деятельности младших школьников в ... .