Мастер-класс "Народная тряпичная кукла"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Форма: Мастер-класс с м/м сопровождением (Приложение1 Презентация)

Цель занятия: обучение изготовлению тряпичной куклы “десятиручка”.

Задачи:

  • Познакомить с историей возникновения кукол. Активизировать познавательную деятельность детей.
  • Развивать творческую фантазию и воображение, чувство прекрасного.
  • Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, дружелюбие, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу.

Участники: дети в возрасте от 10 лет

Оборудование: нитки, ткань разного цвета, клубочки пряжи, листочки бумаги, маркеры.

Техническое оснащение: Мультимедиа установка, диск со слайдами.

Содержание

1. Вступительная часть

Организационный момент, приветствие, тема.

2. Основная часть:

Историческая справка

Практическая работа по изготовлению тряпичной куклы “Десятиручка”

3. Заключительная часть

Подведение итогов

Ход занятия

Здравствуйте ребята, меня зовут Серухова Наталья Валентиновна. Я работаю в Центре детского технического творчества. Это удивительное место, где дети могут сделать своими руками множество различных поделок. Вот и сегодня давайте ненадолго перенесемся в страну народных тряпичных кукол. Здесь мы заглянем в старину глубокую,   узнаем историю тряпичной куклы, вспомним славянские обряды и своими руками сделаем народную тряпичную куклу “десятиручку”. (Слайд 1)

(звучит спокойная русская народная музыка)

Педагог: (Слайд 2) В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека.

Педагог: Как вы думаете, ребята, как давно появились куклы и какими они были?

Ответы детей......

Педагог: (Слайд 3) Трудно сказать точно, но кукла как детская игрушка появилась у славян примерно тысячу лет назад. В Британском музее хранится тряпичная кукла, которая принадлежала маленькому римлянину, жившему за 300 лет до нашей эры

Педагог: Как вы думаете, из каких материалов изготавливались первые куклы?

Ответы детей.....

Самая же древняя кукла найдена в египетской гробнице. Сделанная из деревянных дощечек, с " волосами" из глиняных бус, она 4 тысячи лет тому назад сопровождала в последний путь своего маленького хозяина – фараона. Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы.(Слайд 4) Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась “Баба” - женское божество. (Слайд 5) "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.    Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Педагог: как вы думаете, кто делал кукол?

Ответы детей.....

Педагог : С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо - неприятностей не миновать. В некоторых избах кукол насчитывалось не менее сотни. Пока девочка была маленькой, для нее делали кукол мама, бабушка или старшие сестры. А когда малышке исполнялось пять лет, она должна была сооружать кукол сама. Это - было нетрудно, крестьянские куклы были очень простыми, делались в основном из тряпочек с помощью традиционных приемов.

(Слайд7) По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Кукла оберег –

Педагог : как вы думаете от чего могла оберегать кукла – оберег?

Ответы детей.....

Педагог: (Слайд8)Кукла оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит (слайд) “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости.

Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.

Педагог: как вы думаете, игровые куклы для чего были предназначены?

Ответы детей....

Педагог: (Слайд 9) Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делались сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

К игровым свёрнутым куклам относят куклы –(слайд) закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова, с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла “полено’’. Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду.

Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла “Барыня”, бытовавшая в Ефремовском уезде Тульской губернии. Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки.

На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку. Куклам лицо не рисовали. “Безликость” - следы древней “обережной” роли куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народным поверьям кукла с “лицом” как бы обретала душу и становилась опасной для ребенка, а “безликая” считалась предметом неодушевленном и не могла ему навредить.

Педагог: И ещё одна группа кукол- обрядовые.(Слайд 10)

Обрядовые куклы: это самые древние куклы. Они служили изображением духов и божеств, выполняли функции талисманов и оберегов. Обрядовые куклы были непременным атрибутом основных семейно-бытовых обрядов. Во время родильного обряда изготавливали кукол " пеленашка" (слайд), "куватка". Во время свадебного обряда делали Свадебную двойную куклу "(слайд) Неразлучники" На девичнике подруги дарили невесте " Десятиручку (слайд) и "Утешительницу, изготовленную из подола материнского платья Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Вепская кукла (капустка, рванка) - это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. Многие древние народы чтобы умилостивить богов приносили в жертву людей. Был такой обычай и у наших предков - древних славян. В жертву богине плодородия они приносили женщин, но однажды кому-то пришло в голову заменить человека поленом, нарядив его в одежду. И боги не отказались от такой игрушки. Этот обычай сохранился до наших времен.

Как вы думаете, как называется этот праздник?

Ответы детей....

Педагог (Слайд11)Правильно это масленица, которую сжигают во время весеннего праздника, а после лакомятся блинами. Вот такие слова могли говорить участники праздника Масленица, при сжигании куклы, я думаю, вы мне поможете. (Приложение 4, Текст раздается детям)

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.(Слайд12)

А теперь мы с вами из кусочков ткани смастерим куколку “Десятиручку”. Десятиручка — это обрядовая многорукая кукла. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Куклу можно изготовить из лыка или из ткани. На этом мастер-классе я предлагаю изготовить её из ткани. Перед началом работы ознакомьтесь пожалуйста с некоторыми правилами, которыми регламентируется изготовление куклы в народе. (Приложение 2)

Приступим. (Слайд 13)

(Педагог осуществляет поэтапный показ изготовления куклы и оказывает индивидуальную помощь детям в ходе выполнения и оформления куклы)

(Последовательность изготовления кукол см. технологическую карту, приложение 3)

Подведение итогов

Педагог: мастер-класс подошел к концу. У всех у вас получились разные, интересные, неповторимые куклы.

Вспомним, что же мы узнали в стране тряпичных кукол.

  • Какие куклы были первыми?
  • Из каких материалов изготавливались первые куклы?
  • На какие группы делятся своему назначению куклы?
  • Какие праздники и обряды дошедшие до наших дней вы знаете?

Я надеюсь, что наш мастер-класс вам понравился.

Давайте приведем рабочие места в порядок, наше занятие закончено.

Мини-выставка детских работ.

До свидания. (Слайд 14)

Литература

  1. Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла – Тверь: культура и традиции, 2007.-С 120
  2. Детская энциклопедия: Я познаю мир: Игрушки/ Авт. сост. Н.Г.Юрина.-М.:ООО" Фирма"Издательство АСТ""; ЗАО " Издательский дом семейная мастерская", 1999.-496с. ,ил.
  3. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла.-С.П.: Паритет, 2003.-С.236
  4. Шпикалов А. Русская игрушка.- М.: Прогресс,1974.-С.160.