Комната волшебства

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

Дошкольное детство - период динамического развития и личностного новообразования. Формируется не только качества и свойства психики у ребенка, его отношение к окружающему миру, но и закладывается фундамент, для приобретения в дальнейшем специальных знаний и навыков.

За последние несколько лет увеличилось количество обращений за психологической помощью с такими проблемами, как общая тревожность ребенка, страхи, нервная возбудимость, нарушение сна.

Развитие ребенка тесно взаимосвязано с получаемыми им эмоциями, ощущением психологического комфорта. Г.Г. Филиппова предлагает рассматривать эмоциональное благополучие как показатель оптимальности общего развития ребенка и его психического здоровья. Как и любое интегральное понятие, эмоциональное благополучие зависти от многих причин. А.Д. Кошелева особо среди них выделяет:

- состояние здоровья ребенка в период посещения детского сада;

- особенности взаимодействия ребенка со взрослыми, работающими в дошкольном учреждении особенности взаимодействия с детьми группы, которую ребенок посещает;

- эмоциональная обстановка и уклад жизни в детском саду в целом обстановка в семье ребенка.

Причины возникновения тех или иных переживаний ребенка кроются в его взаимоотношениях с другими людьми, взрослыми и детьми (Варга А.Я., Репина Т.А, Спиваковская А.С.).

Основное условие охраны психологического здоровья детей - укрепление нервной системы каждого ребенка путем создания спокойной, доброжелательной обстановки в детском саду и дома, удовлетворения эмоциональных потребностей, выявления причин эмоциональной дисгармонии, обучения детей приемам регуляции эмоциональных состояний.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения преодолевать свое неблагополучие происходит в деятельности, в непосредственном общении со взрослыми и сверстниками. И в этом ему помогает организация совместной образовательной деятельности и создание развивающей среды.

Сенсорная комната организованная особым образом среда, включающая множество различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибулярные рецепторы. Сенсорная комната используется как дополнительный инструмент и повышает эффективность любых мероприятий, направленных на укрепление психического и физического здоровья ребенка. Пребывание в сенсорной комнате способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, нормализации сна, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов после заболевания.

Многие исследователи в области психологии и педагогики подчеркивают важность развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста. Как известно, первоэлементами психической жизни человека служат сенсорные образы. Термин “сенсус” в переводе с латинского означает чувственное восприятие”.

Важно и то обстоятельство, что восприятие предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне: оно захватывает высшие уровни психической деятельности, в частности речь. Сенсорное развитие, с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного развития ребенка в детском саду и для многих других видов деятельности.

Правильно подобранное оборудование, как отмечает доктор педагогических наук профессор Л.Б. Баряева, позволяет создать у ребенка такую “картину мира”, которая дает ни с чем несравнимые, удивительные ощущения.

Цель

Развитие познавательной сферы и органов чувств; коррекция нежелательных личностных особенностей поведения ребенка посредством сенсорных модулей.

Задачи

1.Формировать у детей представления о своих сенсорных возможностях;

2.Активизировать различные функции центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;

3.Обучать приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения, достижения состояния душевного равновесия.

Принципы построения

  • Принцип индивидуальных и возрастных особенностей.
  • Принцип учета интересов и потребностей ребенка.
  • Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с ребенком.
  • Принцип доступности содержания, характера и объема программного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  • Признание индивидуальности, ценности, значимости, уникальности ребенка;
  • Положительная эмоциональная оценка достижений ребенка;

Технология реализации

Совместная образовательная деятельность педагога-психолога с детьми представляет собой в форме игрового тренинга.

Методическая разработка состоит из 11 игротренингов совместной образовательной деятельности (по 1 игротренингу в неделю, с включением 1 игротренинга, как вводного-ознакомительного), (см Приложение 1). Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет от 20-30 мин. Совместная образовательная деятельность проводятся в игровой форме, количество участников (6-8детей-5-7 лет), такое небольшое количество участников позволяет каждому ребенку получить возможность быть в центре внимания. Место и время постоянно и неизменно, в кабинете педагога-психолога с использованием сенсорного оборудования (см. Приложение 2). Состав группы не определятся наличием какого-либо сходного признака, дети с разными проблемами занимаются вместе.

Каждый игротренинг совместной образовательной деятельности проводиться по структуре:

Вводная часть.

Ритуал приветствия

Цель: Формирование эмоционального настроя на совместную образовательную деятельность и сплочения группы.

Основная часть

Развитие сенсомоторной и познавательной сферы.

Цель: Развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия

  • Пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения.

Цель: Снятие мышечного напряжения, развитие подвижности и гибкости костей рук. Активизация умственной работоспособности, межполушарного взаимодействия

Релаксационное упражнение

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, физического и психического утомления

Заключительная часть

Рефлексия на совместную организованную деятельность.

Цель: Активизация и установление взаимосвязи в работе на занятиях.

Анализ деятельности: Что делали? Что нового узнали?

Ритуал прощания

Формы работы с детьми и взрослыми

  • Подгрупповая (6-8 детей)
  • Консультация для педагогов (подбор развивающих игр по тематике занятий)
  • Консультация для родителей (материал в папке передвижке по тематике текущих занятий)

Методы

  • Интеллектуально-развивающие игры и задания, с включением комплекса физических и кинезиологических упражнений, пальчиковой гимнастики.
  • Словесные игры, релаксационные упражнения.
  • Использование стимульного и наглядного материала.
  • Элементы арт-терапиии, сказкотерапии.
  • Музыкатерапия.
  • Изотерапия.
  • Методы релаксации.
  • Психогимнастика.
  • Игры с водой и с песком.
  • Самомассаж рук и тела.
  • Свободное и тематическое рисование.
  • Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки).

Прогнозируемый результат

1. Развитие познавательной активности, сенсорных способностей.

2. Формирование и самосовершенствования у детей самоконтроля и саморегуляции, повышение уровня самооценки.

Критерии оценки

В целях выявления особенностей психического развития детей, установление нарушений или отклонений в интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-личностных сферах проводится плановое и текущее обследование групп детского сада. Наряду с этим с помощью наблюдение и анкетного опроса, изучаются сведения о воспитанниках, полученные от педагогов и родителе. В результате комплексного анализа выявляются дети с нарушениями в общении, страхами, агрессивностью, гиперактивносью, неустойчивым поведением, тревожным состоянием, заниженной самооценкой и другими проблемами. Для этих детей проводится дополнительная индивидуальная диагностика по проективным методикам “Тест руки”, “Тест тревожности” (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Выбор диагностических процедур основывается на возрастных особенностях детей дошкольного возраста. При этом учитывается в процессе диагностики требуемое время (20-30 мин) и смена видов деятельности.

На каждого ребенка, определенного к прохождению курса игротренинга в условиях сенсорной комнаты, заводится индивидуальная карта развития, в которой четко фиксируется причина назначения на занятия, что помогает пи планировании дальнейшей работы с ребенком.

Учебно-тематическое планирование

Тема Цель Количество занятий Использование игр и упражнений
Знакомство Развитие у ребенка осознание своей принадлежности к группе 1 Упр. “Идем в гости друг к другу”, Игра “Наоборот”, Упр. “Правила группы”,

Игра “Волшебные предметы”.

Разноцветная Страна Расширение представление о эмоционально-волевой сферы. 1 Упр. “Волшебный цветок”, беседа “Что значит дружить?”,

Игра “Пожалуйста”, “чем мы похожи”,

Игра “Доброта”,Упр. “Дерево желаний”,”Ласковые слова”, “Гусеница”,

Релаксация “Разноцветные пузырьки”

Прогулка в лес Развитие творческого воображения. 1 Игра-медитация “Прогулка в лес”.

Игра “Ласковые лапки”. Игра “Доброе животное”.

Цветочная поляна Формирование навыков межличностного общения 1 Игра-этюд “Цветы”,

Игра-медитация “На полянке”. Упр. “Калейдоскоп”,

Упр. “Холодно-жарко”,

Релаксация “Солнечный зайчик”

Песочный город Развитие сенсомоторной и познавательной сферы 1 Игра “Волшебный город”,

“Чудеса на песке”,

Релаксационное упр. “Игры с песком”

Волшебный лес Развитие фантазии и творческого воображения. 1 Упр. “На встречу друг к другу”.

Упр. “Сказочные фигурки”.

рисунок

Игра “Доброе животное”.

Сказочное животное Формирование творческого воображения. 1 Игра “Сказочное животное”.

Рисунок “Несуществующие животное”.

Упр. “Доброе животное”

Путешествие на море Снятие внутреннего напряжения, повышение самооценки. 1 Пальчиковая гимнастика “Лодочка”.

Аудиозапись “Звуки моря”, релаксация “Разноцветные рыбки”.

Упр. “Дорисуй рисунок”

Поиграем, позагораем Формирование сенсомоторной сферы 1 Пальчиковая гимнастика “Пароход”,

Релаксационное упр.

“Лицо загорает”,

“Солнышко и тучка”

Мое настроение и музыка Фомирование социально-эмоциональной сферы 1 Упр. “Замри”,

“Рисуем настроение”,

аудиозапись

Путешествие в страну музыки Феи Расширение представление о эмоционально-волевой сферы. 1 Упр. “Заколдованные друзья”.

Упр.“Руки знакомятся”.

Руки ссорятся. Руки мирятся”. Игра “Тропинка”, Упр. “Сердце”

Содержание

1. Вводное. Знакомство

При первой встрече происходит знакомство детей друг с другом в сенсорной комнате и знакомство с правилами в группе.

Ритуал приветствия

Основная часть

  • Игра “Идем друг к другу в гости”
  • Игра “Давайте познакомимся
  • Игра “Гусеница”
  • Знакомство с правилами взаимодействия друг с другом в группе

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

2.“Разноцветная Страна”

Цель: Расширение представление о эмоционально-волевой сферы.

Ритуал приветствия

Основная часть

Игровая мотивация

  • Упражнение “Волшебный цветок”
  • Игра “Пожалуйста”
  • Упражнение “Чем мы похожи”
  • Игра “Доброта”
  • Упражнение “ДЕРЕВО ЖЕЛАНИЙ”
  • Игра “Ласковые слова”
  • Физкультминутка “Веселые человечки”
  • Упражнение “Разноцветные пузырьки” (наблюдение за сенсорной колонной).
  • Упражнение “Волшебный цветок”.
  • Дети дотрагиваются до цветка и благодарят за волшебную силу.

Рефлексия занятия.

Ритуал прощания.

3. “Прогулка в лес”

Цель: Развитие творческого воображения.

Ритуал приветствия:

Основная часть

  • Игра-медитация “Прогулка в лес”
  • Игра “Ласковые лапки”
  • Игра “Доброе животное”

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

4. Цветочная полянка

Цель: Формирование навыков межличностного общения

Ритуал приветствия

Основная часть

Игровая мотивация

  • Упражнение “Волшебный цветок”
  • Игра-медитация “На полянке”
  • Игра “Калейдоскоп”
  • Игра-релаксация “Холодно-жарко”
  • Релаксационная игра “Божья коровка”
  • Игра с муравьем (мышцы ног)

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

5. Песочный город

Цель: Развитие сенсомоторной и познавательной сферы

Ритуал приветствия

Основная часть

Игровая мотивация

  • Групповые игры с песком “Волшебная страна”
  • Игра с песком (мышцы рук)

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

6.“Волшебный лес”

Цель: Развитие фантазии и творческого воображения.

Ритуал приветствия

  • Упражнение “На встречу друг к другу”

Основная часть

  • Игра “Сказочные фигурки”
  • Игра “Доброе животное”

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

7. “Сказочное животное”

Цель: Формирование творческого воображения.

Ритуал приветствия

Основная часть

  • Игра “Сказочное животное”
  • Игра “Доброе животное”
  • Изотерапия “Несуществующие животное”

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

8. “Путешествие на море”

Цель: Снятие внутреннего напряжения, повышение самооценки.

Ритуал приветствия

Основная часть

Игровая мотивация

  • Пальчиковая гимнастика “Лодочка”
  • Упражнение “Звуки моря””
  • Упражнение “Разноцветные рыбки” (наблюдение за сенсорной колонной)
  • Арт-терапия “Дорисуй рисунок”

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

9. Поиграем, позагораем

Цель: Формирование сенсомоторной сферы

Ритуал приветствия

Основная часть

Игровая мотивация

  • Пальчиковая гимнастика “Пароход”
  • Релаксационное упражнение “Палуба”

Релаксация “Лицо загорает”

Релаксационное упражнение “Солнышко и тучка”

Рефлексия

Ритуал прощания

10. Мое настроение и музыка

Цель: Формирование социально-эмоциональной сферы

Ритуал приветствия

Основная часть

  • Упражнение “Замри”
  • Упражнение “Рисуем настроение”

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

11. “Путешествие в страну музыки Феи”

Цель: Расширение представлений об эмоционально-волевой сфере.

Основная часть

Игровая мотивация

Ритуал приветствия

  • Игра “Заколдованные друзья”
  • Игра “Руки знакомятся. Руки ссорятся. Руки мирятся”.
  • Тропинка
  • Упражнение “Сердце”

Рефлексия

Ритуал прощания

Заключение

Таким, образом, сенсорное развитие играет важную роль в становлении личности ребенка-дошкольника. В организованной совместной образовательной деятельности педагога и детей в условиях “Сенсорной комнаты” происходит расширение жизненного опыта, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию и обогащение его внутреннего мира, развитие когнитивной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия). А это во многом имеет решающее значение для успешности физического, умственного и эстетического воспитания и развития дошкольника.

Литература

1.Алабьева, Е.А. Психогимнастика в детском саду[Текст]: методические материалы в помощь психологам и педагогам/ Елена Алябьева.-М.: ТЦ Сфера, 2003.-88 с.

2.Алабьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений/ Елена Алябьева.-М.: ТЦ Сфера, 2002г.-96 с.

3.Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке [Текст]: практикум по песочной терапии/ Татьяна Зинкевич-Евстигнеева.-СПб.: Издательство Речь, 2005.-340 с.

4.Колос, Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: практические рекомендации [Текст]/ Галина Колос.-М.: АРКТИ, 2008г.-80 с.

5.Кузуб, Н.В., Осипук Э.И. В гостях у Песочной Феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста [Текст]: Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений Наталья Кузуб.-СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011.-61 с.

6.Мартыненко, Л.А., Постоева Л.Д. Играй, слушай, познавай [Текст]: программа психолого-логопедических занятий для детей 3-4 лет/Людмила Мартыненко. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.-95 с.

7.Титарь, А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: практическое пособие для ДОУ [Текст]/ Анна Титарь.-М.: АРКТИ, 2008г.-88 с.

8.Эль, Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия[Текст]/ Галина Эль. -СПб.: речь, 2007.-208 с.

9.Янчук, М.В. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы [Текст]/ Марина Янчук.-Волгоград: Учитель, 2013г.-127 с.