“Пословица недаром молвится...”
Цели:
- Образовательная: повторить и закрепить обобщенный теоретический материал по теме “Правописание НЕ с разными частями речи”, отработать приёмы разграничения НЕ – части корня, НЕ - приставки и НЕ - частицы, уметь применять правила о слитном и раздельном написании НЕ при выполнении практических заданий;
- Развивающая: продолжить развитие познавательного интереса к русскому языку, уметь анализировать, обобщать полученные знания, аргументировать свои высказывания, развить у учащихся рациональные приёмы умственной деятельности при повторении и закреплении знаний и умений, формировать активное участие в процессе обобщения материала;
- Воспитательная: продолжить формирование системы духовных ценностей и ориентиров на основе разбираемых примеров – пословиц и поговорок, кладезя народной мудрости.
Обеспечение занятия:
- Мультимедийные слайды по теме урока (“Тест Петрушки”);
- Презентация урока “Правописание НЕ с разными частями речи”;
- Учебно-методическое пособие “Русский язык в пословицах и поговорках”;
- В.И.Даль “Словарь живого великорусского языка”. – М., “Русский язык МЕДИА”, 2007 г.;
- В.П.Жуков “Словарь русских пословиц и поговорок”. – М., “Русский язык МЕДИА”, 2007 г.;
- Раздаточный материал;
- Папки для индивидуальной работы;
- Проекты учащихся;
- Таблицы.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуй, мой любимый класс! Рада снова видеть вас!
Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте своими улыбками наших гостей! Садитесь! Вы активные и жизнерадостные! У нас всё получится! Мы будем успешными!
II. Повторение.
- Наш урок мы начнём с повторения изученного по теме “Н и НН в разных частях речи” (используется раздаточный материал и опорные схемы в папках для индивидуальной работы) – слайд №1.
Задание: записать примеры, раскрыть скобки, объяснить свой выбор:
- Заработа(н, нн)ый ломоть лучше краде(н, нн)ого каравая.
- Пропуще(н, нн)ый час годом не воротишь.
- С умом задума(н, нн), без ума сдела(н, нн)о.
- Хороша верёвка дли(н, нн)ая, а речь короткая.
- Братская любовь лучше каме(н, нн)ых стен.
- Как называются фразы, которые вы сейчас записали? (пословицы)
- Что называют пословицей? (пословица – мудрое народное изречение) + справка из “Толкового словаря живого великорусского языка” В.И.Даля: “Пословица – краткое изречение, поучение в виде притчи, иносказания”– слайд №2.
- Какое правило необходимо вспомнить, чтобы правильно записать слова со скобками? (Н и НН в различных частях речи – объяснение орфограмм в записанных пословицах)– слайд №3 “Проверьте себя!”.
- Объясните смысл понравившейся вам пословицы (например, пословицу “Хороша верёвка длинная, а речь короткая” можно подтвердить словами А.П.Чехова:“Краткость – сестра таланта”, или, как говаривали в старину, “не растекаться мыслию по древу”, это и нам сегодня на уроке очень пригодится!)Вы, конечно, заметили, как много новых книг появилось совсем недавно в нашем кабинете русского языка и литературы. С презентацией некоторых из них, относящихся к теме нашего сегодняшнего урока, выступит уч-ся...(Ф.И.).
Презентация книг о пословицах.
Слово 1-го ученика: Перед вами новые учебные пособия, выпущенные московским издательством “Русский язык МЕДИА” в 2007 году. Сами названия этих книг “Словарь русских пословиц и поговорок” В.П.Жукова и сборник В.И.Даля “Пословицы русского народа” уже позволяют окунуться в мир русских пословиц и поговорок, решая двуединую задачу: получая знания, обогащаться духовно. В последнее время интерес к пословицам и поговоркам заметно вырос. Всё чаще встречаем мы их на полосах газет и журналов, слышим из уст политиков и публицистов, теле- и радиожурналистов. И это не случайно: едва ли можно указать на какую-либо иную форму словесно-художественного творчества народа, которая могла бы соперничать с пословицами и поговорками по известности, убедительности, способности жить долго. Это обусловлено не только отражённой в них житейской мудростью, их эстетическими качествами, но и, конечно, достоинствами их языка. (Слайд №4) Ещё в 19 веке В.И.Даль написал: “Грамматика не только могла бы и должна бы многому научиться у пословиц, но должна бы быть по ним вновьперевёрстана”, а “кто бы взялся рассмотреть пословицы и поговорки в этом отношении, тот написал бы претолстую и преполезную книгу...” Языковое пространство пословиц и поговорок очень обширно. По нему можно изучать не только грамматику языка, но и получить представление об удивительно трудолюбивом, умном, изобретательном, в то же время скромном народе. С первых страниц книга вызывает интерес к истории и духовному наследию русского народа. Например, в пословице “Щёлока не варить – и рубашки не мыть” читатель узнаёт, что щёлок – это настой золы, которым крестьяне мылись в бане и стирали. Всегда актуальны пословицы, отражающие духовные ценности человека: “В молодости учись, в зрелости трудись, в старости гордись” и другие. Книги адресованы всем, кому дорог русский язык, кому интересны его судьба и духовное богатство народа, кто дорожит и хранит наследие предков, приумножает и развивает добрые традиции.
Слово учителя: Я надеюсь, что эти пособия станут верными помощниками как на сегодняшнем, так и на следующих уроках русского языка.
III. Работа над темой урока.
- Запишите тему сегодняшнего урока (слайд №5).
Слово учителя о целях и задачах урока (слайд №6).
- Частица НЕ – одно из самых употребительных слов русского языка и безусловный чемпион по количеству связанных с ним орфографических ошибок. Какую же орфографическую опасность может таить в себе маленькое словечко из двух звуков?
2-й ученик:
Частица НЕ – упрямая частица.
Всё повернуть по-своему стремится.
Ты хочешь счастья,
А она придёт –
И выйдет всё как раз наоборот!
С такой частицей нет опасней дружбы.
Она убьёт неверием своим,
И то, что нужно,
Станет вдруг ненужным,
А то, что плохо, -
Не таким плохим.
Но если ты ослаб и утомился,
Ну, словом, просто примирился,
Как говорят, с годами поостыл,
Частица НЕ – упрямая частица –
На этот случай может пригодиться.
На помощь поскорей её зови,
Она тебе придаст
Неутомимость,
Непримиримость,
И неукротимость,
И силу нестареющей любви!
(Ф.Кривин)
- Давайте вспомним, чем может быть НЕ в разных случаях (слайд №7).
- Он настоящий неряха.
- Негромкий звук раздался в тишине.
- Река была не глубокая, а мелкая.
- Итак, чем является НЕ в этих примерах? (в каждом из них НЕ появляется в новом облике: в 1-ом – это часть корня, во 2-м – приставка, в 3-м – частица) – слайд №8. В чём же проблема? Естественно, что часть корня и приставка пишутся слитно, а частица – раздельно. Такую простую мысль и правилом-то называть неудобно. Однако теме слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи отведено в школьной программе немало уроков. А ошибки появляются снова и снова. Откуда они? Дело в том, что трудно различить эти три случая, решить, что перед нами: приставка или частица. Мы сегодня вспомним правила, которые вы уже изучали в школе, приведём разные примеры, чтобы разобраться в тонкостях и сложных случаях. Орфографическая трудность в том, чтобы решить, что перед нами и, соответственно, слитно или раздельно пишется. Ведь правила орфографии – тоже результат размышления людей. Но довольствоваться ими – всё равно, что читать описания природы вместо того, чтобы пойти в лес. Как гласит народная мудрость: “То, что запомнил, - уйдёт, то, что понял, - останется” (слайд №9).
Чтобы легче было обобщить правила правописания НЕ с разными частями речи, мы будем работать несколько необычно. Одна из наших групп получила задание представить, что они мультипликаторы, и попробовать составить проект – учебный мультфильм на тему сегодняшнего урока. Получились вот такие опорные конспекты, которые помогут вам на уроках и при подготовке к экзаменам.
3-й ученик:- Итак, внимание! Мы начинаем! Действующие лица: чудо-человечки (части речи, предлоги, союзы, слова). Знак “Въезд запрещён” обозначает “Никогда не пишется слитно”. Плакаты, флажки, которые держат человечки, содержат примеры. 1-я серия называется “Раздельное написание НЕ с разными частями речи”. Вы пока только внимательно слушайте: “Жила-была частица НЕ. Всё она всегда вечно отрицала: не надо, не хочу, не буду. Но сама по себе она была очень даже доброжелательная и очень общительная. А вот общение она строила с частями речи, которые были весьма своенравны. Пойдёт НЕ к существительным и прилагательным, а они говорят: “Уходи, сегодня мы дружим с союзомА”. Не внимание, а равнодушие проявляли они к гостье.
Придёт НЕ к местоимениям, а её к ним предлоги не пускают. НЕ У КОГО совета спросить, как поступить, НЕ С КЕМ обидой поделиться.
НЕ – к наречиям. А их два брата: на –О и –Е и не на –О и –Е. Ко второму брату НЕ никогда и близко не подходила. Оно всегда НЕ ПО-ТОВАРИЩЕСКИ поступало. А первый брат тоже был в дружбе непостоянен. У него в гостях уже сидел знакомый нам союз А, да ещё слова ДАЛЕКО, ВОВСЕ, НИЧУТЬ, НИКОГДА, НИСКОЛЬКО, СОВСЕМ и твердили: НИСКОЛЬКО НЕ скучно нам без тебя. И уделяло наречие на –О и –Е внимание то одним, то другим, а с НЕ и разговаривать не захотело.
И вот НЕ у причастий. Те тоже, разделившись на полные и краткие, по-разному реагировали на НЕ. Полные, увидев союз А или зависимые слова, НЕ совсем не замечали. А краткие и вовсе никогда ни на шаг НЕне подпускали. Братья эти отговаривались от своей гостьи: “Собрание у насНЕ закончено, НЕ завершённая вовремя работа не пускает”.
Глаголы же и деепричастия вообще категорически с НЕзнаться не желали, держали всегда её на расстоянии от себя. У них даже девиз был:
НЕ выучил, НЕ делал,НЕ знаешь – НЕ спеши!
С глаголами раздельно частицу НЕ пиши!
4-й ученик: - 2-я серия – “Слитное написание НЕ с разными частями речи”.
На другой день части речи задумались, что зря они обижают НЕ, и решили подружиться с ней, потому что от существительных ушёл союз А, от наречий ушёл не только А, но и слова ДАЛЕКО, ВОВСЕ, СОВСЕМ и другие, да ещё примчались отрицательные наречия и решили навсегда остаться с НЕ, лишь только наречия не на –О и –Е поступали по-прежнему не по-товарищески.От местоимений ушли предлоги, зато пришли неопределённые местоимения и поклялись в вечной дружбе сНЕ.А от причастий ушли союз А и зависимые слова. Однако непреклонными оставались глаголы, деепричастия и краткие причастия.Самое обидное было то, что дружба эта была неискренней, что и понималаНЕ, веря теперь лишь отрицательным наречиям и неопределённым местоимениям.
5-й ученик: - Но были уНЕ и верные друзья, т.е. слова, которые без неё никак не могли, т.к. иначе не имели никакого смысла (3-й плакат). Хотя слово “лепо” - отголосок древнего “лепота” - красота. Вот эти слова были признательны НЕ, ценили и уважали её. Сказка, которую вы услышали, непростая, она имеет научную основу. Внимание! В том случае, когда НЕ пишется раздельно – она частица, когда слитно – приставка, а когда слова без неё не могут употребляться – часть корня.
IV. Закрепление.
- А давайте проверим, на самом ли деле есть уНЕ верные друзья?
Тематический диктант.
- Замените развёрнутое описание одним словом с НЕ-(слайд №10).
- То, чего не было и не бывает в действительности, вымысел, выдумка (небылица);
- Детская игрушка, которую невозможно уложить, Ванька-встанька (неваляшка);
- Грубый, невоспитанный человек (невежа);
- Необразованный, малосведущий человек (невежда);
- Отсутствие удачи, ряд неудач, преследующих кого-то (невезение);
- Неблагоприятные, тяжёлые обстоятельства (невзгоды);
- Раб, обычно из пленников (невольник);
- Отсутствие свободы, рабство (неволя);
- Тот, кто не может долго усидеть, пробыть на одном месте (непоседа);
- Человек, который всё делает плохо или не умеет делать что-либо (неумеха);
- Военный противник, враг (неприятель).
- Почему все эти слова написаны слитно сНЕ-?
- Вновь обращаемся к нашим сегодняшним помощникам – пословицам и поговоркам.
Выборочный диктант (1-я группа выписывает пословицы, где НЕ пишется слитно, 2-я группа – НЕ –раздельно) – слайд №11.
Без пословицы (не)проживёшь. (Не)гордись званием, а гордись знанием. Друг познаётся в (не)счастье. Красна дружба (не)лестью, а правдой и честью. У (не)ряхи да (не)пряхи нет и путной рубахи. Учён, да (не)умён, вполцены он. За учёного двух (не)учёных дают, да и то (не) берут. Мелет день до вечера, а послушать (не)чего. Человек (не)учёный, что топор (не)точёный: можно таким дерево срубить, да трудов много. (Не)давши слова – крепись, а давши – держись. (Не)вежду никакими лекарствами (не) вылечишь. (Не)убив медведя, шкуры (не)делят. (Не)доброе слово больней огня жжёт. Человек, (не)умеющий говорить, кулаком пугает. Тот идёт вперёд, кто (не) боится (не)взгод. (Не)ошибается тот, кто ничего (не)делает.
- Какие пословицы попали в оба варианта? Почему? (у каждого варианта получится по 9 предложений)
- Синтаксический разбор предложения (2 человека работают за доской +сверка с доской):
- 1 вариант: Не убив медведя, шкуры не делят. (Повеств., невоскл., прост., односост., осложнено обособленным обстоят., выраж. дееприч. оборотом, распр.)
- 2 вариант: Человек, не умеющий говорить, кулаком пугает. (Повест., невоскл., прост., двусост., осложнено обособленным определением, выраж. причастным оборотом, распр.)
- Перед тем, как приступить к выполнению тестового задания, давайте обратим внимание на таблицу, которую приготовила к сегодняшнему уроку группа №1, и сделаем вывод по проделанной работе.
- Как сгруппирован материал в приведённой таблице? Оцените их работу и попробуйте озвучить таблицу (ответ уч-ся) (слайды №12-13).
- Итак, мы ещё раз повторили правила “Правописание НЕ с разными частями речи” для того, чтобы безошибочно выполнить тестовую работу. Но пред этим давайте проведём гимнастику для глаз под названием “Бинокль”. В заданиях теста вам необходимо отыскать строчку со словами, которые пишутся с НЕ слитно. Возьмём в руки бинокли. Посмотрим вправо, влево, вниз, вверх, вдаль... (2 раза). Приступаем к выполнению задания (3-5 минут).
Проверка (сверка с доской) – слайд №15.
- Кто безошибочно справился с тестом? (самооценка: 0 ош. – “5”, 1 ош. – “4”, 2 ош. – “3”, более двух, надеюсь, не допустил никто).
4. Дифференцированная творческая работа (слайд №16):
А) написать мини-сочинение по теме одной из записанных на уроке пословиц, используя в работе слова разных частей речи сНЕ (1-я группа);
Б) выбрать 1 пословицу и описать кратко речевую ситуацию, в которой уместно было бы её употребление;
В) составить текст с использованием ключевых слов: (не)пропасть, (не) научишь, (не) храним,( не) умеющий, (не)ошибается, (не)трудно, (не)правда и др.
Зачитывается несколько работ через 5-7 минут.
5. Продолжение темы урока (слайд №17).
- Несколько лет назад, когда было трудно с продуктами, часто рассказывали такой анекдот: “Я прочитал в вашей газете, что негры в Африке (не)доедают. Так нельзя ли то, что они (не)доедают, присылать нам?” На чём основана такая игра слов? (вывод: глаголы с НЕДО- пишутся слитно: недосыпать, недоглядеть. От глагола с приставкой недо- следует отличать глаголы с приставкой до- и частицей НЕ, которые обозначают неполное, незаконченное действие. Например, аквалангист не достал морскую раковину. Приставку НЕДО- можно проверить подбором антонима с приставкой ПЕРЕ-. Немного юмора. Я напомню вам студенческий афоризм на изученное правило: “Лучше переесть, чем недоспать”) – слайд №18.
V. Итог урока.
Вопросы для повторения:
- Как пишутся с НЕ слова, которые без НЕ не употребляются?
- Как пишется НЕ с глаголами и деепричастиями?
- Как пишется НЕ с прилагательными, существительными и наречиями?
- Как пишется НЕ с причастиями?
- Как пишется НЕ с местоимениями и числительными?
- Чему учат нас пословицы и поговорки, использованные нами на уроке?
VI. Домашнее задание (по выбору).
1) Написать сочинение-рассуждение по выбранной пословице с использованием слов на изученное правило;
2) Выполнить упражнение.
3) Составить словарную диктовку по теме урока “Правописание НЕ с разными частями речи”.
- Хорошо работали на уроке:...
- Я ценю усилия...
- Молодцы:...
- Умница...
- Можно похвалить...
- Порадовали своими ответами...