Урок письма по теме "Слова, обозначающие предметы". 3-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 3


Цель: Закрепить знания о словах, обозначающих названия предметов.

Задачи:

  • формировать умения выделять их в тексте, ставить к ним вопросы кто? что?, разделять слова-предметы на «живые» (одушевлённые) и «неживые» (неодушевлённые);
  • коррекция зрительного восприятия, различных видов внимания, памяти, мышления на основе упражнений в запоминании, воспроизведении, сравнении;
  • развивать  каллиграфические и гигиенические навыки письма;
  • воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка;
  • способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, релаксацию.

Оборудование: дидактический материал, сказочные герои, карточки с дифференцированными заданиями, ТСО (аудиозапись), предметные картинки,  бусинки-косточки, снежинки на ниточках.

I. Организация учащихся (Психологический настрой)

1) «Передай улыбку товарищу» (учащиеся по цепочке поворачиваются друг к другу и улыбаются, после чего садятся);

2) «Прозвенел опять звонок,
Начинается урок.
На уроках не хихикай,
Стул туда-сюда не двигай,
Педагога уважай
И соседу не мешай»

II. Проверка домашнего задания

Взаимопроверка (учащиеся меняются тетрадями и проверяют правильность. аккуратность выполненной работы).

III. Введение в тему

– Ребята, нам прислали посылку. А от кого она вы должны отгадать по первым буквам слов – названий предметов: (учитель выставляет иллюстрации предметов; слабые учащиеся выкладывают нужные буквы из разрезной азбуки) черепаха, енот, береза, утюг, ромашка, арбуз, шуба, капуста, апельсин. (Чебурашка)

– Давайте посмотрим, что же в посылке. Ребята, Чебурашка прислал нам в подарок «Волшебную книгу»). Эту книгу мы сейчас рассмотрим. Здесь много интересного…
(аудиозапись «О чем-то скрипит половица…») При помощи этой книги мы попадем в страну сказок  (учитель пытается открыть книгу и не может).

– Ой! Кто это забрался в книгу и напроказничал? (аудиозапись «Песня Шапокляк»). Догадались, ребята, кто это? (Старуха Шапокляк)

– Старуха Шапокляк любит делать пакости. Она заколдовала страницы нашей книги и мы не сможем ее открыть, пока не выполним задания:

1) «Собери бусы»

У учащихся на партах бусинки (косточки от счет) разных цветов, на обратной стороне которых буквы. Если учащиеся правильно выполнят задание, то они смогут прочитать имя сказочного героя. Учитель показывает на несколько секунд карточку с разноцветными кружками и предлагает учащимся восстановить по памяти увиденную картинку, т. е. разложить бусинки-косточки, после чего перевернуть и прочитать полученное слово. (Емеля)

2) «Внимательные глазки»

«С этим словом что-то сталось,
Буква лишняя закралась.
Эту букву отними,
Слово ты освободи»

фпфрфофрфуфбфь  (прорубь)

– Что такое прорубь?
– Что обозначают слова, которые мы отгадали? На какие вопросы они отвечают? Почему?
– Ребята, все задания Старухи Шапокляк мы выполнили. И теперь давайте отдохнем, силы нам еще понадобятся.

IV. Физминутка

1) Пальчиковая гимнастика «Снежки»

– Какое сейчас время года? Какое любимое занятие у детей зимой? (играть в снежки). К сожалению зима подходит к концу, так давайте поиграем в снежки (физминутка «Снежки»):

Раз, два, три, четыре (загибают пальчики,начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили («Лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий (грозят пальчиком)
Раз – подбросим (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)
Два – поймаем (ловят воображаемый снежок)
Три – уроним (роняют воображаемый снежок)
И сломаем (топают)

2) Физминутка «Снежинки»

Вот подул сильный ветер и принес снежинки. (Дети берут снежинку в руку, держа ее за ниточку)

«Мы снежинки увидали –
Со снежинкою играли.»
Вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели.
Отвести ее влево.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…
Поднять снежинки вверх и опускать вниз.
Дети смотрят: вверх и вниз.
Все! На землю улеглись.
Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.
Глазки закрываем,
Закрыть ладошками глаза.
Глазки отдыхают.
Дети складывают снежинки и садятся за парту.

V. Сообщение темы и целей урока

1) Минутка чистописания.

– Рассмотрите наложенные изображения букв. Назовите буквы. Чем они похожи? Чем отличаются? (Вв, Бб)
– Напишите показ (обратить внимание на правильное написание элементов).
– Назовите слова на букву В (Б). Что обозначают эти слова? На какой вопрос они отвечают? Почему?

2) Работа с учебником (повторение правила)

VI. Работа по теме урока

1)  – Открываем первую страницу нашей «Волшебной книги».
– Ой, ребята, Шапокляк и здесь побывала. Что же она натворила на этой странице. В какую сказку мы попали не понятно. Давайте попробуем отгадать (у учащихся карточки с заданием):

колосок – с + б                                                            шишка – 1ш + м
майка – м + з                                                               щука – щ + м
вол + к                                                                          денек – д + п
Лиза – з + с 

– Какие слова вы записали? Из какой они сказки?
– Что обозначают эти слова? (Предметы)  Почему? (Отвечают на вопросы  кто? что?)
Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто? (затем на вопрос что?) Почему вы так думаете?

2) – Открываем вторую страницу. Опять Шапокляк все перепутала! Ведь у нас не урок математики.

3  5  8                                        2  4  6  5  7
12  9  11                                    13  14  10  1

– Ребята, Шапокляк хочет поиграть с вами в игру, которая называется «Шифровальщик». Представьте. Что вы разведчики и вам необходимо принять сообщение. Расшифруйте сообщения. Учтите, что цифра соответствует букве в строке шифра:

ь  с  к  а  о  п  г  т  е  ш  в  л  м  ы
1  2  3  4  5  6  7  8  9 10 11 12 13 14

– Давайте проверим (учитель выставляет карточки со словами, которые должны получиться у учащихся). Что обозначают эти слова? Какие слова отвечают на вопрос что? (кто?)

– Из какой сказки эти предметы? (учитель показывает иллюстрацию к сказке «Кот в сапогах»)

VII. Составление предложений из слов

– Листаем дальше нашу «Волшебную книгу». В какую сказку мы попали? (иллюстрация из сказки «Буратино») Но почему, всегда неунывающий , Буратино такой грустный? Шапокляк отобрала у него Золотой ключик.
Давайте поможем вернуть ключик сказочному герою. А для этого от вас потребуется смекалка, т.к. ключик спрятан в сундуке. Но, чтобы нам достать его , нужно перейти на другой берег через реку. А, чтобы перейти на другой берег, нужно выложить мостик из досточек  (у учащихся карточки со словами, из которых они будут составлять предложения)

любят       дети         сказки           читать
нас            учат          сказки            добру (одно предложение составляют вместе, затем записывают в тетрадь)  

Давайте вспомним правило написания предложения.
– Запишите предложения в тетрадь (слабым учащимся – дифференцированное задание:

     2                    1                    4                     3
любят            Дети            сказки.         читать)

– Подчеркните слова, обозначающие предмет. На какой вопрос они отвечают? Почему?

VIII. Домашнее задание

IX. Подведение итога

– Ребята. Наш урок подошел к концу. Как ни старалась Старуха Шапокляк помешать нам в путешествии по страницам сказок, ей этого не удалось, т.к. вы все проявили свою смекалку, ум, старание и выполнили все задания Шапокляк (выставление оценок).
– Итак, ребята, давайте еще раз вспомним, в каких сказках мы с вами побывали?
– Чему учат нас сказки? Почему все: и взрослые, и дети любят читать сказки?