Психологическое сопровождение детей-инвалидов с сохранным интеллектом при дистанционном обучении

Разделы: Социальная педагогика


В настоящее время актуальной проблемой в области организации дистанционного образования детей-инвалидов с сохраненным интеллектом, является недостаток внимания к проблеме психологического сопровождения таких детей. Анализ современной научной литературы по проблеме психологического сопровождения позволяет сделать вывод о существовании нескольких точек зрения на понимание сущности данного процесса. С первой точки зрения психологическое сопровождение рассматривается как сопровождение соответствующими специалистами обучения и воспитания ребенка. Вторая точка зрения сводится к трактовке данного процесса как сопровождения развития детей-инвалидов с сохраненным интеллектом. Данные взгляды не противоречат, а дополняют друг друга. Поэтому необходимо рассматривать психологическое сопровождение как комплексный процесс, затрагивающий все сферы жизнедеятельности детей-инвалидов [2, 2008].

Комаров Ю.А. в разработанной им методике определяет основные составляющие психологических исследований в области дистанционного образования в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде для детей-инвалидов. Из них определены такие основные составляющие как:

1. Изучение комплекса психологических условий, необходимых для успешного обучения детей с ограниченными возможностями в системе дистанционного образования;

2. Создание психологической модели “эффективного обучающегося”: выделение его интегративных личностных характеристик (показателей умственного развития, особенностей восприятия информации, личностных качеств, наличия навыков пользования компьютерными сетями и программными приложениями);

3. Изучение психологических компонентов учебной деятельности в системе дистанционного образования и разработка структурной модели такой деятельности;

5. Психологический анализ содержания учебных программ при их адаптации к системе дистанционного образования;

6. Психологическое обеспечение методических (программных) средств обучения для системы дистанционного образования;

7. Психологический анализ методических средств, используемых для обучения в системе дистанционного образования на предмет их психолого-педагогической адекватности декларируемым целям и задачам;

8. Создание методов и практического психологического инструментария для решения проблемы идентификации обучаемых [3, 2012].

Деятельность специалистов сопровождения направлена, в том числе, и на подготовку учителей для работы с детьми-инвалидами в дистанционном режиме, формирование социального интереса к этим детям, корректность участников сопровождения в отношении используемой терминологии. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.

Соответственно требуется такая система обучения детей-инвалидов, которая учитывала бы характер их заболевания, учитывающая психолого-медико-педагогические особенности ребенка, составленные индивидуальные программы обучения и сопровождения каждого ребенка-инвалида, разработанные методики и соответствующие технологии обучения.

Процесс сопровождения проблемного ребенка выполняет диагностико-профилактическую, коррекционно-направляющую, координационно-организационную, научно-методическую, аналитико-прогностическую, инновационно-исследовательскую, образовательно-просветительскую функции.

Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни.

Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство дистанционной образовательной среды, обучение и воспитание, вопросы самопознания и личностной самореализации [1, 2010].

На всех этапах дистанционного образования психологическое сопровождение специалистом обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие учащихся, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения. При обучении старшеклассников, кроме этого, сопровождение призвано помочь в решении экзистенциальных проблем, в первую очередь самопознания и самореализации.

Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье. Даже если у детей, обучающихся дистанционно сходные нарушения, требующие создания похожих условий в образовательной среде, у каждого из них есть различия в особенностях микросреды, стиля воспитания в семье, возможностей для развития, потребностях и мотивах. Поэтому каждый ребенок и его семья требуют индивидуального подхода с учетом всех этих факторов.

В дополнение к вышеизложенному, хотелось бы упомянуть о важности командного междисциплинарного подхода в психолого-педагогическом сопровождении. То, насколько сотрудники объединены идеей и философией дистанционного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению “особого” ребенка и его семьи, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат. Системный междисциплинарный подход выражается и в таких конкретных вещах, как: опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка; общего междисциплинарного языка в трактовке тех или иных результатов диагностики; разработка взаимодополняющей коррекционно-развивающей программы; открытость информации о ребенке для всех специалистов, которые работают с ним и его семьей; единое календарно-тематическое планирование; проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий на материале, включенном в содержание общеобразовательной программы [4, 2007].

Таким образом, можно выделить следующие принципы психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов с сохраненным интеллектом при дистанционном обучении: непрерывность, системность, индивидуальный подход, обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса, междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения.

Успешное психологическое сопровождение детей-инвалидов с сохранным интеллектом при дистанционном обучении зависит от формирования правильного комплексного подхода к решению данной проблемы.

Литература.

  1. Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Выпуск 2. Москва, 2010. – С. 9–12.
  2. Вачков И. Дистанционное обучение детей-инвалидов // Школьный психолог. – Издательский дом “Первое сентября” – № 38, 2008. – С. 20–22.
  3. Комаров Ю.А. Методика дистанционного обучения биологии детей-инвалидов с сохранным интеллектом // Междисциплинарные исследования в науке и образовании. – 2012. – № 1.– С. 23–26.
  4. Михайлина М.Ю. Социально-психологическое сопровождение образования детей с ограниченными возможностями // Психологическое сопровождение образовательного процесса: Материалы областной научно-практической конференции 28 марта 2007 года. – Саратов: Научная книга, 2007.– С. 207–210