Повторительно-обобщающий урок "Россия в первой половине XIX века"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • повторить отдельные аспекты  внутренней и внешней политики Александра I и Николая I;
  • рассмотреть изученный материал с точки зрения наиболее важных достижений и проблем эпохи;
  • акцентировать внимание на дискуссионных вопросах истории России первой половины XIX века;
  • развивать умение учащихся  анализировать противоположные точки зрения и аргументировать собственную позицию;
  • воспитывать интерес к истории через знакомство с памятниками культуры, в которых нашли отражение изучаемые события.

Оборудование: 

  • учебник А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России. XIX век; 
  • настенная карта: Российская империя в конце XVIII-начале XIX века;
  • мультимедийная Презентация

ХОД УРОКА

Вступление

Учитель: Первая половина XIX века – время правления двух императоров: Александра I и Николая I. Это эпоха, насыщенная масштабными событиями и важнейшими явлениями,  которые сказались на последующих правлениях и повлекли за собой важнейшие изменения в судьбах народов нашей страны во второй половине XIX века.
Обратимся к некоторым вопросам  изученной темы.

Слайд 1

I. Экономика

Учебная дискуссия: в литературе можно встретить утверждение:

1. «Первая половина XIX века – время значительных успехов России в различных сферах экономики».

В то же время существует противоположная точка зрения, согласно которой:

2. «Первая половина XIX века была временем всеобъемлющего кризиса российской экономики».

Какие аргументы можно привести в защиту или в опровержение данных точек зрения?

Аргументы, подтверждающие первую точку зрения: «первая половина XIX века – время значительных успехов России в различных сферах экономики»:

  • 1815 – на заводе Берда построен первый отечественный пароход «Елизавета».
  • 1834 – на Урале испытан паровоз братьев Черепановых.
  • 1833-834; 1837, 1843-1851 – железные дороги.
  • Строительство каналов, связавших в единую систему судоходные реки страны
  • (1810–1811 гг. – открыты Мариинская и Тихвинская системы).

Слайд 2

Учитель: В начале XIX века в Санкт-Петербурге на стрелке Васильевского острова были воздвигнуты ростральные колонны, у подножия которых, Тома де Томон установил могучие фигуры, олицетворяющие четыре главные русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву. Так был создан уникальный монумент в честь российских рек, ежегодно перевозивших миллионы тонн грузов.

  • Возникают крупные промышленные предприятия.
  • Некоторые помещики выписывают из-за границы сельскохозяйственную    технику, пытаются совершенствовать севооборот.
  • Показателем развития товарно-денежных отношений являются ярмарки.

Аргументы, подтверждающие вторую точку зрения: «первая половина XIX века была временем всеобъемлющего кризиса российской экономики» выясняются ходе работы с таблицей.

Слайд 3

Согласно динамике показателей развития хозяйства России с 1800 по 1860 гг.,

  • Производство хлеба выросло незначительно

Вопрос учителя: чем это можно объяснить?

Предполагаемый ответ: крестьяне страдали от малоземелья, их труд на помещичьих землях был непроизводительным.

  • Сельское хозяйство в целом характеризуется низким уровнем агротехники.

Вопрос: с чем связана  положительная динамика?

Предполагаемый ответ: увеличение производства хлеба связано с освоением новых сельскохозяйственных районов, заинтересованностью освобождённых  от крепостного права крестьян Прибалтики в наёмном труде.

Вопрос: что препятствовало развитию предпринимательства в сельском хозяйстве?

Предполагаемый ответ: отсутствие свободных земель, так как в России преобладало помещичье землевладение, в то время как в Англии, например, уже в 1825 году преобладает фермерское хозяйство.

  • Производство чугуна возросло незначительно.

Вопрос: с чем связаны низкие темпы производства?

Предполагаемый ответ: промышленный переворот начался в лёгкой промышленности, так как отрасли тяжёлой промышленности требовали больших вложений, которые могло обеспечить только государство.

Вопрос: с чем связано увеличение количества наёмных рабочих?

Предполагаемый ответ: количество наёмных рабочих  увеличилось за счёт казённых крестьян и отходников, которых в условиях товарно-денежных отношений помещики отпускали на заработки в город.

Вопрос:  каков был уровень квалификации таких работников?

Предполагаемый ответ: отходники были заняты в основном на сезонных работах и не успевали стать хорошими специалистами.

  • Уровень квалификации рабочих был низким

Вопрос: какую оценку можно дать состоянию русской промышленности в первой половине XIX века?

Предполагаемый ответ:

  • Промышленность России сделала определённые успехи, однако темпы её развития отставали от европейских стран.

Вопрос: как известно, для развития производства необходимы следующие условия: капитал, рабочие руки, сырьё, рынок сбыта. Каких условий было недостаточно в России?

Слайд 4

Предполагаемый ответ: рынок рабочей силы был развит слабо. Потребительский внутренний рынок узок из-за крайней бедности крестьян. Предприниматели, имеющие деньги, зачастую не могли их использовать для строительства предприятий,  так как в России не было свободной земли. Многие зажиточные крестьяне оставались крепостными и должны были вести хозяйство от имени помещика, отдавая ему значительные суммы в виде оброка. В добычу и переработку сырья, требовались значительные вложения, что большинство предпринимателей не могли себе позволить.

Вопрос: в чём заключается основная причина такого состояния экономики?

Предполагаемый ответ: крепостное право превратилось в настоящий тормоз развития России. Наиболее дальновидные политики начинали понимать, что отставание страны от Запада не способствует росту ее международного влияния и осложняет решение многих внутренних проблем.

Задание: приведите примеры попыток государства решить проблему крепостного права в первой половине XIX века.

 Слайд 5

  • Указ «о вольных хлебопашцах» (1803).
  • Отмена крепостного права в Прибалтике (1814).
  • Запрет на использование крестьян в штатах и заводах (1827).
  • Запреты на ссылку крестьян в Сибирь (1828).
  • Запрет на сдачу поместий с крепостными крестьянами в аренду.
  • Запрет продавать крестьян без земли или продавать с публичного торга «с раздроблением семей».
  • Запрет на «удовлетворение казённых и частных долгов», расплачиваясь за них крестьянами с отрывом их от земли.
  • Запрет на перевод помещиками крестьян в категорию дворовых.

Учитель: Наиболее ярко кризис крепостнической системы проявился во время Крымской войны. Но это случится в конце николаевского правления, а в начале XIX века успехи внешней политики России очевидны.

II. Внешняя политика

Вопрос: каким событиям посвящены представленные памятники?

Слайд 6

Памятники, посвящённые Отечественной войне 1812года:

Рис. 1 и 4. Монументы М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли (скульптор Б. Орловский).
Рис. 3. Нарвские ворота (архитектор В. Стасов).
Рис. 6. Александровская колонна на дворцовой площади (архитектор О. Монферран).
Рис. 5. Московские ворота архитектора В.Стасова установлены в память об успешном завершении Русско-иранской войны 1826 –1828 гг. и Русско-турецкой войны 1827-1828 гг.

Работа с настенной картой: территории, присоединенные к России, в первой половине XIX века:

  • Финляндия – Русско-шведская война (1808-1809).
  • Бессарабия –  Русско-турецкая война  (1806-1812).
  • Царство Польское – Отечественная война (1812);  Венский конгресс (1814).

Задание: Прокомментируйте карту территориальных присоединений России на Кавказе и назовите последствия роста её влияния в этом регионе.

Слайд 7

Предполагаемый ответ: расширение территории России на Кавказе, повлекли  за собой:

  • обострение международных отношений,
  • войну Российской империи с горскими народами, которая, начавшись при Александре I, закончится уже при Александре II.

Учитель: в 1828 году закончилась последняя Русско-иранская война, но история русско-турецких войн ещё была не дописана.

Вопрос: как называется проблема в международных отношениях конца XVIII – начала XX вв., связанная с Османской империей? В чём суть «восточного вопроса»?

Предполагаемый ответ: под «восточным вопросом» принято понимать противоречия, связанные с упадком Османской империи, стремлением европейских государств и России подчинить Турцию своему влиянию. Интересы России: укрепить влияние на Балканах, получить выгодный режим Черноморских проливов.

Вопрос: в чём выразилось обострение «восточного вопроса» в конце 1840 гг.?

Предполагаемый ответ: это связано с  закреплением автономии Сербии, Молдавии, Валахии, Греции, значит с ростом влияния России на Балканах; с русско-турецким договором (Ункяр-Искелесси 1830 г.), согласно которому Турция по требованию России обязуется закрыть проход через проливы для военных судов европейских держав.
По Лондонским конвенциям 1840 – 1841 года судоходство в проливах было поставлено под международный контроль.

Учитель: религиозный спор католической и православной церквей об их правах на святые места в Палестине стал, как известно, поводом к новой войне.

Задание: Расположите события Крымской войны в хронологической последовательности.

Слайды 8-9

Вопрос: посол Франции в Вене барон де Буркне сказал: «Никак нельзя сообразить кто же здесь победитель, а кто побеждённый». На чём основано это утверждение?

Предполагаемый ответ: Не смотря на поражение, Россия не понесла серьёзных территориальных и финансовых потерь.

Учитель: Крымская война дала России целую плеяду героев, доказав, что ошибку политика исправляет  мужество солдата.

Слайд 10

Вопрос: как Крымская война отражена в топонимике нашего города?

Предполагаемый ответ: В Санкт-Петербурге есть Синопская набережная, Нахимовское училище, переулок Пирогова и Пироговская набережная. (Известно, что Н. И. Пирогов как военный хирург принимал участие в Крымской войне и в сложных условиях осады Севастополя спас десятки жизней и стал основоположником военно-полевой хирургии).

Учитель: именем Э. И. Тотлебена, гениального военного инженера, участника героической обороны Севастополя назван один из фортов Невской губы. Форты – укрепления на искусственных островах на расстоянии огня друг от друга. Именно форты не позволили англо – французским кораблям прорваться к Петербургу летом 1854 года.

Слайд 11

Учебная дискуссия:

1. По мнению либеральных кругов, Николай I, вмешиваясь в европейские дела, жертвовал национальными интересами России во имя отвлечённых идеологических принципов Священного Союза.
2. К. В. Нессельроде, министр иностранных дел Российской империи,  полагал, что царь «только отстаивал собственный дом, угашая пожар у соседей».

Чья точка зрения вам кажется более обоснованной?

Слайд 12

Аргументы в пользу первой точки зрения:

  • приняв участие в подавлении  революции 1848 г. Венгрии и в Дунайских княжествах, император получил нелестное прозвище жандарма Европы.
  • был нанесен удар по авторитету России в глазах европейской общественности
  • отказ Турции выдать скрывавшихся на её территории деятелей венгерской революции привёл к разрыву русско-турецких дипломатических отношений
  • осложнились отношения с Англией и Францией, которые поддержали позицию Турции

Аргументы в пользу второй точки зрения:

  • Николай I  был убеждён, что революционная смута, если её вовремя не уничтожить, рано или поздно проникнет в Россию («…достаточно искры, чтобы ниспровергнуть весь нынешний порядок моей империи").
  • Любая революция это гражданская война, которая может разрушить не только монархию, но само государство.

III. Общественная жизнь

Учитель: А. И. Герцен назвал эпоху 1830-1840-х годов «временем наружного рабства и внутреннего освобождения». Согласны ли вы с таким определением? Какие исторические факты, на ваш взгляд сделали возможным подобное обобщение?

Слайд 13

Предполагаемый ответ: с одной стороны,  бюрократизация государственного аппарата, цензурный и полицейский гнет, ограничение автономии университетов – это проявления «наружного рабства».
Однако именно в этот период мы наблюдаем активизацию общественной мысли и культурной жизни страны.
Центрами общественного развития становятся различные салоны, кружки офицеров и чиновников, литературные журналы,  в том числе основанный А.С. Пушкиным «Современник». На страницах этих изданий ведётся литературная полемика, разворачивается острая идейная борьба. В эти годы формируются и развиваются три главных идейных направления в жизни общества, консервативное, либеральное и радикальное.

Слайд14

Учитель: В эпоху николаевской России родилась великая русская литература. А вся первая треть XIX столетия  – это Золотой век русской культуры,  время правления двух императоров.
Неоднозначность оценок правления соответствует неоднозначности оценок их личных качеств. Прочтите характеристики, данные современниками Александру I и Николаю I.

Современник об Александре I

«Александр был задачею для современников, едва ли будет он разгадан и потомством. Природа одарила его добрым сердцем, светлым умом, но не дала ему самостоятельности характера, и слабость эта, по странному противоречию, превращалась в упрямство. Он был добр, но притом злопамятен; не казнил людей, а преследовал их медленно со всеми наружными знаками благоволения и милости; о нем говорили, что он употреблял кнут на вате...».

Cовременник о Николае I

«…он поразительным образом «совмещал в себе качества противоположные: рыцарство и вероломство, храбрость и трусость, ум и недомыслие, великодушие и злопамятность. Он был верующий, но отличался жестокостью. Бросалось в глаза сочетание в нем суровости, и даже жестокости с сострадательностью и великодушием».

Слайд 15

Домашнее задание: сравнить деятельность Александра I и Николая I по следующим параметрам:  

  1. Идеология
  2. Реформа управления
  3. Образование
  4. Крестьянский вопрос
  5. Цензура
  6. Культура