Внеклассное мероприятие по математике "Своя игра", 8-й класс

Разделы: Математика, Внеклассная работа

Класс: 8


Цель: Расширение кругозора учащихся, воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.

Задачи:

Обучающие

  • Создать условия для использования умений применять полученные знания при ответах на конкретные вопросы;
  • Создать условия для совершенствования: умений находить и формулировать правильный ответ на поставленный вопрос, умений отстаивать свою точку зрений.

Развивающие

  • Способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формированию умения сравнивать, обобщать, давать научное обоснование.

Воспитательные

  • Воспитание интеллектуально-познавательных возможностей учащихся.

Форма организации – урок-игра.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация игры. На слайдах имеются управляющие кнопки, при помощи которых возможен переход к ответу и возврат на главный слайд с темами и баллами. Выбранные баллы меняют цвет на экране.

Участники: 3 команды одного класса.

План:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Правила игры – 5 мин.
  3. Создание жюри – 3 мин.
  4. Деление на команды – 1 мин.
  5. 1-й тур – 25 мин
  6. 2-й тур – 25 мин
  7. Финальный раунд – 7 мин
  8. Подсчет очков членами жюри – 5 мин.
  9. Награждение победителей – 5 мин.

Правила игры:

Суть игры заключается в том, что три команды отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь опередить друг друга.

Игра состоит из трёх раундов — двух основных и финального. Каждый из основных раундов содержит 16 вопросов — 4 темы по 4 вопроса в каждой. Каждый вопрос темы имеет свою стоимость — в первом раунде она варьируется от 100 до 400 очков, во втором — от 200 до 500. Чем выше цена вопроса, тем он сложнее.

На финальный вопрос игроки обеих команд сами назначают баллы, которые не должны быть больше суммы набранной в игре. Так как, если игроки отвечают неправильно – баллы вычитаются из суммы, набранной в ходе игры.

Начинается игра с того, что команда за центральным игровым столом выбирает один из 16 вопросов. Вопрос появляется на экране и зачитывается вслух ведущим, и любая из команд может поднять флажок и дать ответ на него. Команды могут поднимать флажок не в любой момент после того, как вопрос был выведен на экран, а только после последнего слога вопроса. Далее ведущий определяет, прав ли отвечающий.

В случае правильного ответа очки начисляются на счёт команды, а команда получает право выбрать следующий вопрос.

В случае неверного ответа очки снимаются со счёта отвечавшего. В этом случае оставшиеся команды имеют право поднять флажок и дать свой ответ на прозвучавший вопрос. Если в течение тридцати секунд на вопрос никто не отвечает, то ведущий делает это сам, а следующий вопрос выбирает та же команда, которая выбирала и предыдущий.

Каждый раунд продолжается до тех пор, пока в нём не будут разыграны все вопросы или пока не истечёт отведённое на него время (10 минут).

Первый тур

Категория: “Проценты”

1) (Вопрос на 100 баллов)

20% от числа 58?

Решение: 58*0,2 = 11,6

2) (Вопрос на 200 баллов)

Горные лыжи стоят 16 000 рублей. Сколько будут стоить горные лыжи во время сезонной распродажи, когда на них объявлена скидка 20%?

Решение:

16 000 - 100%

? - 80%

(16 000 * 80) / 100 = 12 800 (рублей)

3) (Вопрос на 300 баллов)

Билет в ботанический сад стоит 50 руб., а для групп предусмотрена скидка 15%. Сколько рублей сдачи будет получено с 2000 руб., заплаченных за проход группы из 34 человек?

Решение:

34 * 50 = 1700 - 100%

? - 15%

17 * 15 = 225

1700 – 225 = 1475

300 + 225 = 555 (рублей)

4) (Вопрос на 400 баллов)

В двух автомобилях перевозилось одинаковое количество помидоров. При этом в первом автомобиле при транспортировке испортилось 20% перевозимых помидоров, что составило 96 штук. Во втором автомобиле испортилось 15% помидоров. Сколько помидоров испортилось во втором автомобиле?

Решение:

1. x - 0,2x = 96. x = 480

2. x 480 * 0,15 = 72 (помидора)

Категория: “Графики”

1) (Вопрос на 100 баллов)

На рисунке <Рисунок 1> изображен график колебания температуры в течение первых 20 дней апреля. По горизонтальной оси отложены дни, а по вертикальной - среднесуточная температура воздуха. Какой была среднесуточная температура воздуха 6 апреля? Ответ дайте в градусах Цельсия.

Решение: 8 (градусов Цельсия)

2) (Вопрос на 200 баллов)

На графике <Рисунок 2> показано изменение температуры воздуха на протяжении трех суток, начиная с 0 часов 2 марта. На оси абсцисс отмечается время суток в часах, на оси ординат - значение температуры в градусах. Найдите по графику наибольшую температуру воздуха 3 марта.

Решение: 3,5 (градусов Цельсия)

3) (Вопрос на 300 баллов)

На рисунке <Рисунок 3> изображен график среднесуточной температуры в г.Саратове в период с 6 по 12 октября 1969 г. На оси абсцисс откладываются числа, на оси ординат – температура в градусах Цельсия.

Определите по графику, сколько дней из указанного периода средняя температура была в пределах от 6,5o С до 9o С.

Решение: 3 дня.

4) (Вопрос на 400 баллов)

На графике, изображенном на рисунке <Рисунок 4>, представлено изменение биржевой стоимости акций горнодобывающей компании в первые две недели февраля. В первую неделю февраля бизнесмен купил 12 акций, а потом продал их на второй неделе. Какую наибольшую прибыль (в рублях) он мог получить?

Решение:

Купить на 5 день в 1 неделю за 250 рублей * 12 акций = 3000 руб.

Продать на 12 день за 6 * 125 = 750 руб. 750 * 12 = 9000 руб.

Выгадать 6000 руб.

Категория: “Из истории”

1) (Вопрос на 100 баллов)

Кого или что Платон называл немым учителем?

Ответ: книгу.

2) (Вопрос на 200 баллов)

В истории Западного мира эта книга, после “Библии”, вероятно, наибольшее число раз издана и более всего изучавшаяся. Как называется это сочинение? Кто его автор?

Ответ: “Начала”, Евклид.

3) (Вопрос на 300 баллов)

Одно из изречений Пифагора таково: “Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать...”

Зачем, по мнению Пифагора, на эти игрища приходят самые счастливые?

Ответ: Смотреть.

4) (Вопрос на 400 баллов)

“Не гоняйся за счастьем, - советовал Пифагор, - ищи его ...”

Где, по мнению Пифагора, надо искать счастье?

Ответ: “в себе самом”.

Категория: “О разном”

1) (Вопрос на 100 баллов)

Исчезающая разновидность учеников?

Ответ: отличник.

2) (Вопрос на 200 баллов)

Документ ученика?

Ответ: Дневник

3) (Вопрос на 300 баллов)

Место встречи продавцов и покупателей?

Ответ: рынок.

4) (Вопрос на 400 баллов)

Принятая сейчас система обозначения величин углов получила широкое распространение на рубеже 16 и 17 вв., ею уже пользовались такие известные астрономы, как Коперник и Брате.

А вот как Птолемей (2 в. н.э.) обозначал количество градусов, число минут, число секунд?

Ответ: o, ', ''.

Второй тур

Категория: “Изменение площади”

1) (Вопрос на 200 баллов)

Как изменится площадь прямоугольника, если одну пару противоположных сторон увеличить в 2 раза?

Решение:

S = a * b

S = 2a * b = 2

Ответ: В два раза.

2) (Вопрос на 300 баллов)

Как изменится площадь прямоугольника, если одну пару противоположных сторон увеличить в 2 раза, а другую уменьшить в 2 раза?

Решение:

S = a * b

S = 2a * 1/2b = a*b

Ответ: площадь не изменится.

3) (Вопрос на 400 баллов)

Как изменится площадь прямоугольного треугольника, если один катет увеличить в 4 раза, а другой уменьшить в 2 раза?

Решение:

S = 1/2 a*b

S = 1/2 * 4a * 1/2 b = 1/2 a*b*2

Ответ: в 2 раза увеличится.

4) (Вопрос на 500 баллов)

Как изменится объем куба, если ребро увеличить в 3 раза?

Решение:

V = a3

V= (3a)3 = 27

Ответ: в 27 раз.

Категория: “Площадь на клетчатой бумаге”

1) Площадь треугольника (Вопрос на 200 баллов)

1.1 На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см * 1 см изображен треугольник АВС <Рисунок 5>. Найдите площадь треугольника.

Решение: S = 1/2 * 6 * 3 = 9

1.2 На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см * 1 см изображен треугольник <Рисунок 6>. Найдите его площадь в квадратных сантиметрах.

Решение: S = 1/2 * 4 * 8 = 16

1.3 На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см * 1 см изображен треугольник <Рисунок 7>. Найдите его площадь в квадратных сантиметрах.

Решение: S = 1/2 *7*4 = 12

2) Площадь трапеции (Вопрос на 300 баллов)

2.1 На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см * 1 см изображена трапеция <Рисунок 8>. Найдите площадь трапеции.

Решение: S = ( (10 + 3) / 2)*6 = 39

2.2 На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см * 1 см изображена трапеция <Рисунок 9>. Найдите площадь трапеции.

Решение: S = ( (5 + 10) / 2)*4 = 30

2.3 На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см * 1 см изображена трапеция <Рисунок 10>. Найдите площадь трапеции.

Решение: S = ( (9 + 2) / 2)*4 = 22

3) Площадь ромба (Вопрос на 400 баллов)

3.1 Найдите площадь четырехугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1см * 1см <Рисунок 11>. Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

Решение: S = 1/2 * 2 * 6 = 6 (см3)

3.2 Найдите площадь четырехугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см * 1 см <Рисунок 12>. Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

Решение: 6 см2

3.3 Найдите площадь четырехугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см * 1 см <Рисунок 13>. Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

Решение: 12 см2

4) Сумма площадей (Вопрос на 500 баллов)

Найдите сумму площадей четырехугольников, изображенных на клетчатой бумаге с размером клетки 1см * 1см <Рисунок 14> и <Рисунок 15>. Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

 

Решение:  S = 12 + 12 + 8 + 8 + 10 + 12 + 6 + 6 = 74 (см2)

Категория: “Площади фигур”

1) (Вопрос на 200 баллов)

Выберите верные утверждения:

а) площадь прямоугольника равна произведению двух его сторон;

б) площадь квадрата равна квадрату его стороны;

в) площадь прямоугольника равна удвоенному произведению двух его соседних сторон.

Ответ: б)

2) (Вопрос на 300 баллов)

Закончите фразу: Площадь ромба равна половине произведения...

а) его сторон;

б) его стороны и высоты, проведенной к этой стороне;

в) его диагоналей.

Ответ: в)

3) (Вопрос на 400 баллов)

По формуле S = a * ha можно вычислить площадь:

а) параллелограмма;

б) треугольника;

в) прямоугольника.

Ответ: а)

4) (Вопрос на 500 баллов)

Площадь трапеции ABCD с основаниями АВ и CD и высотой BH вычисляется по формуле:

а) S = AB : 2 * CD * BH;

б) S = (AB + BC) : 2 * BH;

в) S = (AB + CD) : 2 * BH.

Ответ: в)

Финал

Задача (см. <Рисунок 16>): Из пункта А в пункт D ведут три дороги. Через пункт В едет грузовик со средней скоростью 40 км/ч. Через пункт С едет автобус со средней скоростью 40 км/ч. Третья дорога – без промежуточных пунктов, и по ней движется легковой автомобиль со средней скоростью 47 км/ч. На рисунке показана схема дорог и расстояние между пунктами по дорогам. Все три автомобиля одновременно выехали из А. Какой автомобиль добрался до D позже других? В ответе укажите, сколько часов он находился в дороге.

Решение: Грузовик через 2,5 часа.

Схема движения всех трех видов транспорта. Рисунок 16

Список литературы.

  1. И.В. Ященко, С.А. Шестанов. Подготовка к ЕГЭ по математике 2012г.
  2. А.М. Орехова. Задачи на готовых чертежах.
  3. Н.Ф. Гаврилова поурочные разработки по геометрии.
  4. А.С. Атанасян. Учебник Геометрии 7-9 классов.