Урок технологии (обслуживающий труд) по теме "Уход за ребенком". 7-й класс

Разделы: Технология

Класс: 7


Цель урока: ознакомление с развитием и уходом за ребенком от 0 до 1 года

Задачи:

1. Познакомить учащихся:

  • с анатомо-физиологическими особенностями тканей и органов грудного ребенка;
  • с этапами развития движений и психики первого года жизни ребенка;
  • с правилами пеленания и купания;
  • кормления;
  • с гимнастикой;
  • с санитарно-гигиеническими требованиями к детскому оборудованию.

2. Научить учащихся пеленать грудного ребенка;

3. Выполнить аппликацию на нагруднике.

4. Воспитывать любовь к детям.

Выбор и обоснование форм и методов:

Формы:

  • фронтальная;
  • индивидуальная.

Методы:

  • наглядно-иллюстративные;
  • проблемно-диалогический метод.

Методы проведения занятий:

  • беседа с объяснением нового материала;
  • практическая работа учащихся;
  • показ наглядностей;
  • демонстрация трудового приема.

Межпредметные связи:

  • история,
  • музыка,
  • медицина.

Материально-техническое оснащение:

  • инструменты личного пользования;
  • ткань х/б, ткань клеевая, иглы, наперсток, утюг, гладильная доска;
  • карты инструкционные по аппликации;
  • иллюстрации, рисунки и фотографии;
  • демонстрация готовых изделий.

Тип урока: комбинированный.

Ход занятия

I. Организационный момент:

  • приветствие учащихся,
  • проверка готовности к занятию.

II. Введение в тему урока.

Звучит музыка. (песня “Спят усталые игрушки”)

На фоне музыки: (Мама с дочкой сидят на диване и разглядывают семейный альбом.)

Мама: Доченька, а давай-ка мы с тобой посмотрим альбом с фотографиями.

Дочка: Какая бабушка здесь молодая! Симпатичная! А дедушка просто красавчик!

Мама: А это их свадьба.

Дочка: А это кто?

Мама: Это я. Мне здесь всего 1 годик.

А здесь мне 5 лет; это я уже в школу пошла; школу закончила.

На этой фотографии мне 18 лет. А это моя свадьба.

Дочка: мам, смотри, а это я! Такая маленькая!

Мама: просто кукла!

Дочка: мам, расскажи, а какая я была когда родилась?!

Мама: Доченька, ты была такая маленькая! Вес у тебя был 2кг 900г., но мальчики рождаются крупнее, до 4,5кг. Рост у тебя был 50 см и головка маленькая 32 см по окружности, а кожа – бледно-розовая, эластичная, волосики на головке маленькие – см 2. Тогда ты еще ничего не понимала, могла только глотать, чихать, сосать, громко кричать, ручками, ножками хаотично двигать.

Мама: время летит быстро. Пройдет несколько лет, и ты закончишь школу. Пойдешь в институт продолжать обучение, а там и замуж надумаешь. Дети пойдут...

Дочка: мам, а как нужно ухаживать за маленькими детьми?

Мама: Это было так давно, что я уже все забыла. Давай-ка лучше мы с тобой посмотрим передачу “О самых маленьких”. Там уж точно есть чему поучиться.

III. Изложение нового материала.

Телеведущая: Добрый вечер, дорогие телезрители! Начинаем еженедельную программу “О самых маленьких”.

С момента рождения и до конца первого месяца жизни ребенок считается новорожденным и нуждается в особом внимании и уходе.

Сегодня мы расскажем вам об этапах развития движений и психики ребенка первого года жизни, о правилах пеленания и купания, кормления грудного ребенка, с гимнастикой, с санитарно- гигиеническими требованиями к детскому оборудованию.

Для беседы с вами мы пригласили в студию ведущих специалистов в области охраны материнства и детства.

- Итак, я передаю слово главному психологу нашего города (Ф.И.О. ученицы), которая познакомит нас с этапами развития движений и психики ребенка первого года жизни.

Психолог: (См. Приложение 1)

Телеведущая:

Спасибо вам, за такую подробную информацию.

- Продолжаем нашу передачу. Хочу представить вашему вниманию главного специалиста санитарно-эпидемиологического центра гигиены и здоровья (Ф.И.О. ученицы).

Здравствуйте. Расскажите нам, пожалуйста, какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать при уходе за ребенком?

Главный специалист центра: (См. Приложение 1)

Телеведущая: Спасибо. До следующей встречи.

- В нашу передачу часто приходят письма, в которых вы, дорогие телезрители просите нас ответить на вопрос: Какой должна быть комната новорожденного?

Чтобы получить ответ на этот вопрос, мы пригласили в студию ведущего дизайнера салона “Интерьер и дизайн” (Ф.И.О. ученицы).

Дизайнер: (См. Приложение 1)

Телеведущая:

Благодарим за интересный рассказ.

- Продолжаем отвечать на письма телезрителей. Многих родителей интересует вопрос: Какой должна быть кроватка или колыбель малыша? Ответить на наши вопросы охотно согласился мастер “Золотые руки” учащийся 11 а класса нашей школы (Ф.И. ученика) и ученица 11 класса (Ф.И. ученицы).

(Рассказывают о колыбели)

Телеведущая:

Присылайте заказы по телефону: 00-00-00.Выбор остается за вами. Большое спасибо.

- А мы двигаемся дальше. Кроватка у нас уже есть. А как же ее заправлять? О том, как это сделать правильно, нас познакомит продавец-консультант супермаркета “Детский мир” (Ф.И.О. ученицы).

Продавец-консультант: (См. Приложение 1)

Телеведущая:

Дорогие телезрители! 6. У нас в гостях главный педиатр детской поликлиники №1 (Ф.И.О. ученицы). Расскажите, какие предметы для ухода за ребенком необходимо иметь дома?

Педиатр: (См. Приложение 1)

 Телеведущая:

- О том, какая одежда может понадобиться ребенку первого года жизни, вас проинформирует ведущий модельер - художник детской одежды ателье “Золушка” (Ф.И.О. ученицы).

Художник-модельер: (См. Приложение 1)

 Телеведущая:

- А сейчас мы предлагаем вашему вниманию репортаж из родильного дома, который подготовила наш корреспондент (Ф.И.О ученицы).

Итак, репортаж с места событий о том, как правильно пеленать новорожденных (видеозапись из роддома).

Корреспондент: (См. Приложение 1)

Телеведущая: 9. Дорогие телезрители. Вы спрашиваете нас, как правильно купать ребенка? Проконсультировать нас по этому вопросу мы попросили старшую медицинскую сестру детского оздоровительного центра “Солнышко” (Ф.И.О. ученицы).

Медсестра: (См. Приложение 1)

Телеведущая: О том, как проходит день малыша, нам расскажет исследователь народных традиций и обычаев (Ф.И.О. ученицы).

Хранитель: (См. Приложение 1)

Телеведущая: дорогие взрослые. Думаю, что вы получили ответы на многие вопросы об уходе за ребенком в возрасте от 0 (нуля) до 1 (года).

На этом наша передача закончена. До свидания, до новых встреч в эфире!

С вами была (Ф.И. ученицы).

Дочка: Мам, какая поучительная передача! Теперь я так много знаю!

Мама: Думаю, доченька, что эти знания пригодятся тебе в будущем.

Учитель: Думаю, что и вы внимательно слушали советы специалистов и сейчас без труда справитесь с практической работой.

IV. Закрепление полученных знаний на практике.

Задание 1. У вас на столе лежат образцы тканей. Рассмотрите их и определите, какие из них можно использовать для изготовления пеленок, распашонок и чепчиков для новорожденных. Ответ обоснуйте.

- Кто знает, почему мальчиков перевязывают голубой лентой, а девочек розовой?

- О том, что главной одеждой новорожденных являются пеленки, знают абсолютно все буквально с пеленок, а вот о том, какие существовали на Руси традиции, связанные с одеждой новорожденного, знают весьма немногие.

Самой первой пеленкой, в которую принимали только что родившегося младенца, была рубаха отца, причем непосредственно с него снятая. Считалось, что только в этом случае ребенок будет здоров, не будет плакать, а отец будет жалеть его.

- Существовал и другой обычай, по которому новорожденного малыша не одевали в рубашечки до крещения, а заворачивали только в пеленки и обвязывали свивальником – полоской ткани длиной – 2 метра и шириной 10 см. Для пеленок и свивальника брали поношенные старые рубахи и другие части одежды. При этом использовалась только взрослая одежда, так как полагали, что ребенок непременно унаследует положительные качества близких родственников.

Задание 2.

Учитель: Предлагаю вам еще раз посмотреть, как нужно пеленать ребенка, а затем каждая может попробовать запеленать куклу (показывает учитель).

(Каждая ученица пеленает куклу, другие ученицы выполняют тест).

- Для закрепления нового материала предлагаю вам выполнить тест. (Приложение 2)

Задание 3.

- Наверно, каждый со мною согласится, что человек, у которого есть мама – счастливый человек. К сожалению, есть дети, у которых нет мамы.

Наша школа регулярно оказывает посильную помощь городскому дому ребенка. Поэтому мы решили с девочками изготовить и подарить нагрудники - слюнявчики для малышей, которые там находятся.

- С чего мы начали? (изготовили выкройку нагрудника из бумаги)

- Что уже сделали? (выкроили нагрудник из ткани, обработали срезы косой бейкой)

- Что осталось выполнить? (аппликацию на нагруднике)

- С помощью чего мы будем выполнять аппликацию? (с помощью двустороннего клеевого материала и утюга)

- Мы будем выполнять предметную аппликацию, которая обычно используется при изготовлении детской одежды.

- Давайте рассмотрим инструкционную карту выполнения аппликации.

(См. приложение 3).

- Прежде чем приступить к выполнению практической работы, необходимо вспомнить правила техники безопасности при работе с ножницами, булавками, утюгом.

Учащиеся, пользуясь инструкционными картами, выполняют аппликацию.

(Во время выполнения практической работы звучит спокойная музыка).

VI. Анализ и оценка работ учащихся:

- Итак, с чем вы сегодня познакомились на уроке? Что узнали нового?

- Чему научились?

- Сегодня на уроке очень хорошо работали ...(оценка 5)

- Оценка 4 - ....

За практическую работу следующие оценки - ....

VII. Домашнее задание.

  • Принести ...
  • Выучить...