Урок по окружающему миру во 2-м классе по теме "Город и село"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: формирование у учащихся представления о жизни в селе и городе

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • Познакомить учащихся с понятиями «город» и «село».
    • Формировать умения сравнивать, находить основные особенности данных населенных пунктов.
  • Развивающие:
    • Развивать функции мышления (анализа, сравнения, обобщения).
    • Корригировать внимание учащихся, память, воображение
  • Воспитательные:
    • Воспитывать интерес к предмету.
    • Воспитывать любовь и уважение к своему городу.
    • Воспитывать умение работать в парах.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, презентации «Города и села», «Достопримечательности г. Красноярска», карточки со словами «город», «село», карточки с отличительными чертами города и села, плакат с кресс кроссом, подбор звуков города и села.

План урока:

  1. Оргмомент. 1 мин.
  2. Повторение пройденного (фронтальный опрос с помощью мяча). 2 мин.
  3. Целеполагание и актуализация (разгадывание кресс кросса, формулирование темы и цели урока). 3 мин.
  4. Изучение нового материала (Презентация). 10 мин.
  5. Тематическая физ. пауза. 7 мин.
  6. Оформление выводов в таблице. 10 мин.
  7. Беседа о родном городе.  10 мин.
  8. Подведение итогов урока. 2 мин.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Здравствуйте ребята!
– Сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового и интересного, будем играть в разные игры и беседовать на разные темы. Вы готовы начать урок? (Да!)

II. Повторение пройденного (фронтальный опрос с помощью мячика)

Замечательно и начнем мы наш урок с игры. Я прошу вас встать из-за парт. Я вам буду задавать вопросы и бросать мячик, тот кому я кинула мяч, очень быстро отвечает на вопрос и возвращаете мяч назад. И так, начали.

1. Какую тему мы изучали на прошлом уроке?  (Родная страна)
2. Что такое Российская федерация? (Страна в которой мы живем, наша Родина)
3. В каком полушарии находится территория нашей Родины? (В северном)
4. Назови государственные символы Россию. (Герб, флаг, гимн)
5. Назовите столицу Российской Федерации. (Москва)
6. Скажите, в какой части России мы живем (в каком крае)? (Красноярском крае )

– Молодцы ребята, я вижу, что вы были очень внимательными на предыдущем уроке и легко ответили на все мои вопросы, надеюсь, что сегодня вы будете  такими же внимательными и активными.

III. Целеполагание и мотивация

Учитель. Обратите внимание на доску.  Это кресс-кросс, разгадав его,  вы  узнаете ключевые слова к теме нашего сегодняшнего урока.

На плакате нарисована таблица с кресс кроссом.

В

П

С

Д

Т

Р

 Й

О

Е

Р

С

Я

Е

Р

Л

М

Л

В

И

С

О

О

К

Н

Т

Ф

Ж

В

З

П

Г

О

Р

О

Д

Т

Д. – Находят слова  «город»,  «село»  и зачеркивают их маркером.

– Совершенно верно,  и так давайте сформулируем  тему нашего сегодняшнего урока – «Город и село» (Слайд 1).
–  Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Правильно, цель нашего сегодняшнего урока узнать, что же такое город и село, сравнить и найти основные особенности этих населенных пунктов.
– Вы помните, что такое населенный пункт? (Населенное людьми место)

IV. Изучение нового материала

1. Беседа по вопросам учителя в сопровождении Презентации

– Внимательно посмотрите  на экран, что изображено на фотографиях? Слайд 2 (город и село).
– Вспомните и скажите, как называют людей, живущих в городе (горожане), а как называют людей живущих в селе? (сельчане)
– Давайте сравним эти две картинки и найдем отличительные черты города и отличительные особенности села. 
– Как вы думаете, в каком населенном пункте больше жителей, в селе или городе? (В городе) Значит город крупный населенный пункт, а село?
– Обратите внимание на дороги, какие дороги в городе, а какие в селе? Что такое проспект? о
– На какой фотографии вы заметили больше зеленых растений? (Там где изображено село, в городе деревьев и других растений меньше, чем в селе.  Село окружено лесом.)
– Значит, в каком населенном пункте воздух более чистый? (В селе, потому что село окружено лесом, в котором много грибов, ягод, трав). А в городе?
– В каких домах живут горожане, а какие дома у сельчан? (У горожан многоэтажные кирпичные, у сельчан как правило одноэтажные, двухэтажные деревянные)
– Как называют очень высокие дома? (Небоскребы) Слайд 3
– Как вы думаете, образ жизни горожанина и сельского труженика одинаков, или различен? (Конечно различен)
– Чем занимаются люди в городе, где работают? (На фабриках, заводах, крупных предприятиях) Слайд 4
– Чем занимаются люди, живущие в селе? (Выращиванием растений, разведением домашних животных) Слайд 5
– Какие любимые развлечения есть у городской детворы? (Аттракционы, цирк, кинотеатры, спортивные площадки) Слайд 6
– Какие машины используются сельскими жителями для полевых работ? (Тракторы, косилки, сеялки) Слайд 7
– Где строят фермы, для чего? (В селах для разведения домашних животных). Слайд 8 (ферма, фермер) Ферма –  животноводческое подразделение сельской местности. Фермер – владелец участка земли или нескольких домашних животных, то есть владелец фермы.
– На каком транспорте добираются люди на работу в городе? А как добираются до работы большинство сельских жителей, почему?
– Где городские жителя строят свои дачные участки, для чего?
– Каким образом жизнь сельчан связана с временем года?
– Молодцы ребята, вы совершенно верно ответили на все вопросы.
– Давайте подведем итог нашей беседы. Что же такое город? Что такое село?

Физпауза

2. – Молодцы, вы отлично поработали самостоятельно, а теперь давайте немного отдохнем. Прошу вас встать из за своих парт, сейчас мы с вами будем играть в игру.

Правила игры: я буду называть вам разные слова – признаки села и города. Если речь пойдет о городе, то вам нужно будет встать на носочки и тянуться вверх (потому что в городе дома высокие, покажите какие). А если названное мною слово относится к селу, то вам нужно будет присесть. Например, слово «курица», где можно встретить курицу, в городе или селе? В селе – значит нужно присесть.

Итак, начали:  Многоэтажный дом; трамвай; корова; завод; трактор; трамвай; колодец;  кинотеатр;  топор; утка;  проспект; приусадебный участок; много машин.

– Молодцы. А сейчас я прошу вас сесть на свои места, и мы поиграем  еще в одну игру. Сейчас вы закроете глаза и будите очень внимательно прислушиваться ко всем звукам, которые вас окружают, благодаря этим звукам мы будем с вами путешествовать в разные места. Ваша задача догадаться, куда вы попали,  что вас окружает, где можно услышать такие звуки.  Для этого нам нужно, чтобы в классе была полная тишина  и  вы должны быть очень внимательными! Если вы догадались, то  выкрикивать не нужно, надо тихо поднять руку, и я обязательно спрошу. Вы готовы?

Учитель включает аудиозаписи «Шум города», «Утро в деревне», «Петушиное пение», «Шаги по тротуару», «Мычание коровы», «Подъезд автобуса», «Щебет птиц на рассвете».

–  Молодцы ребята, вы были очень внимательными и справились со всеми моими заданиями.

V. Закрепление изученного

А сейчас давайте подведем итог и сделаем мы это в виде таблицы.
Обратите внимание на доску, я вешаю таблички с названиями населенных пунктов, которые мы сегодня изучали.  Я приготовила для вас карточки с признаками этих населенных пунктов. А вы должны  взять  карточку, и повесить ее рядом с табличкой соответствующего населенного пункта.
Карточки: крупный населенный пункт; развит общественный транспорт; множество заводов и фабрик;  дороги покрыты асфальтом; мало зелени, загазованный воздух;  многоэтажные дома из кирпича; памятники, музеи, кинотеатры; небольшой населенный пункт; много зелени, чистый воздух; люди занимаются выращиванием растений и разведением домашних животных;  деревянные частные дома; окружено лесом, в котором много  грибов, ягод и трав, проселочные дороги.
– Ребята, подумайте и скажите, что город дает селу, а село городу? Могут ли город и село существовать друг без друга?

VI. Беседа о родном городе

– Скажите, ребята, в каком населенном пункте мы с вами живем? (В городе)
– Как называется наш город? (Красноярск)
– Я задавала вам домашнее задание узнать, сколько человек проживает в нашем городе. Кто может ответить на этот вопрос? (1 006 800 человек) 
– Как называется улица, на которой стоит наша школа? (Пр. Машиностроителей)
– А вы обращали внимание, как освещается наша улица? (С помощью фонарей)
– Какие здания стоят на нашей улице, для чего они предназначены (Школа, магазин, ит.д.)
– Скажите, какая река протекает в нашем городе? (Енисей)
– Есть ли в нашем городе фабрики, заводы? Какие вы знаете? (Шинный, ЦБК и т.д.)
– В нашем городе много достопримечательностей и памятников. Какие вам известны?
– Еще в нашем городе есть музеи. Какие вы знаете? (Краеведческий, центральный и т.д.) (Слайд 9)
– А какие красивые в наше городе вокзалы. Какие вокзалы вы знаете? (Слайд 10)
– А еще в нашем городе есть часовня, которую видно из разных частей города, эта часовня так же присутствует на десятирублевой купюре. (Слайд 11)
– Что украшает наш город?  (Мосты, фонтаны и т.д.) (Слайды 12-16)
– В нашем городе много достопримечательностей, но как сделать, чтобы сохранить красоту и богатство нашего города и других городов и деревень? (Беречь природу, любить и защищать свою Родину, охранять памятники от гибели).

VII. Итог урока

– Молодцы, ребята. Вы отлично сегодня поработали, что нового вы узнали на уроке?
– Какие задания вам больше всего понравились?
– А какие задания вам было сложно выполнить, что вам помогло с ними справиться?
– Мы добились поставленной цели? (Узнали, что такое город и село)
– Я с вами полностью согласна. Сегодня все работали активно и добросовестно.

VIII. Домашнее задание: в рабочих тетрадях заполнить сведения о своем городе.

– Спасибо вам за урок, можете быть свободны.