Конспект занятия "Благовещение Пресвятой Богородицы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа, связанными с подготовкой и проведением праздника Благовещение;
  • дать некоторые сведения, повествующие о празднике Благовещение;
  • познакомить детей с доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, отвечающими тематике занятий.

Развивающие:

  • развивать нравственные и эстетические чувства ребенка, через беседы, художественную литературу и продуктивную деятельность;
  • оказать помощь в становлении творческой личности ребенка, развивать навыки художественного творчества;
  • содействовать развитию речи: обогащению словаря, повышению выразительности, навыкам речевого общения в совместной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные и эстетические чувства ребенка, поддерживать стремление поступать по-доброму, приумножать красоту;
  • прививать уважительное, милосердное, внимательное отношение к своим близким людям.

Оборудование: стол со скатертью, самовар, угощения для детей, тесто для лепки, сувенирные птицы сделанные из цветной бумаги, клетка с живым голубем.

Участники праздника: дети (возраст 5-6 лет), воспитатели, родители, хозяйка (воспитатель в русском народном костюме).

Ход занятия.

Дети входят в группу, рассаживаются на лавочки.

Заходит «Хозяйка» с веником в руках.

- Ой, батюшки, гости в хате, а хозяйка все по двору ходит. День то сегодня особенный. Вот я кур с насеста и сгоняла. Говорят, если в этот день куры слетят с насеста, то к Светлому празднику они уже постараются нестись, чтобы приготовить к празднику свеженьких яиц для христосования. Ой, совсем забыла!

- Здравствуйте люди добрые! Красны девицы, да добры молодцы! Что вы пригорюнились, что вы призадумались? Я сейчас буду вас чаем поить. Баранками угощать. Весну – красную звать. Да о празднике говорить:

Хозяйка приглашает детей к столу:

- Детушки-касатушки! Проходите не стесняйтесь. Поудобнее располагайтесь. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? Ведь сегодня на Руси большой праздник. А вы знаете какой? Вы любите народные праздники?

Начинается рассказ о Благовещение.

- Благовещение, третья встреча весны. И люди, и звери, и растения этому празднику радуются. В этом день даже солнце играет! Это день, когда Ангел принес благую весть Деве Марии о том, что она родит младенца Христа. Благовещение - самый большой праздник ранней весны. В этот день всегда вели мирную беседу, о наступающей весне, о посевах, об урожае. Праздного разгула в этот день не вели. Все птицы бодро и радостно встречают этот праздник.

Бурый медведь из берлоги встает, барсук из норы выходит. Просыпаются лесные муравьи. В народе верили, каково Благовещение проведешь, таково и весь год. На Благовещение птица гнезда не вьет, девка косы не плетет.

На Благовещение нельзя надевать новую одежду, в противном случае порвешь ее или испортишь.

Благовещение – это весна, это праздник, это радость ожидания солнышка, пения птиц, ярких цветов, звонких ручьев. Но весну не только ждут, но и встречают. Чем встречают? (Дети встают из-за стола).

Хозяйка:- Давайте ребята, вместе со мной Весну - красну закликать. Я сейчас перелетных птиц буду звать. Они всегда впереди Весны летят:

Жаворонушки, перелетушки, прилетите к нам!
Весну ясную, Весну красную, принесите нам.
Зима надоела, хлеб весь поела!
Ручки познобила, скотинку поморила!

Весна, весна приди! Три угодья принеси.
Первое угодье – в лугах половодье!
Другое угодье – солнце на подворье!
Третье угодье – зеленое раздолье! (дети повторяют за хозяйкой).

Хозяйка: - А про солнышко вы заклички знаете?

Дети:

Солнышко, ведрышко – выгляни окошечко!
Солнышко, покажись – красное, нарядись!

Солнышко – ведрышко! Выгляни в окошко!
Детки тебя любят, детки – малолетки!

Солнышко – солнышко! Посвяти немножко!
Выйдут детки погулять, выйдут детки поиграть!

Хозяйка: - Детушки – касатушки, а вы любите играть? В какую игру вы хотели бы поиграть? (Игра по желанию детей, после этого предложить свою игру).

Хозяйка: - И я игру вам приготовила, не игру, а развлеченье, и с большим, с большим значеньем:

- Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лен, высок.

Прыгайте как можно выше, можно прыгать выше крыши!

Описание игры: Один из играющих берет веревку и раскручивает ее, остальные прыгают через веревку, чем выше, тем больше будет доход и богатство. Перед началом игры говорят следующие слова:

Дети: - Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лен, высок, прыгайте как можно выше, можно прыгать выше крыши.

Хозяйка: - А давайте поиграем еще в одну игру:

«Огородник и воробей».

Описание игры: с помощью считалки выбираются «огородник» и «воробей». Остальные образуют круг, берутся за руки.

Считалка:

Ежик-ежик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Встал в кружок и ну считать,
Нам водилку выбирать!

«Огородник поет»: - «Эй, воробей не клюй конопель, не моих, ни своих, ни соседовых. Я за ту коноплю тебе ножку перебью».

- «Огородник», бежит ловит «воробья». Дети «воробья» в круг впускают и выпускают, а «огородник» может ловить его только за кругом. Поймав «воробья», «огородник» меняется с ним местами или выбираются новые водящие.

Хозяйка: - Молодцы, хорошо поиграли. Ребятушки, а трудиться вы умеете, любите? Может быть, кто-нибудь знает пословицы о труде?

Дети:

  • «Труд человека кормит, а лень портит».
  • «На чужой каравай, рот не разевай».
  • «Хочешь, есть калачи, не сиди на печи».

Хозяйка: - А ведь я, хозяйка, тоже ох, работящая! Вот послушайте:

- Вот, бывало, сварю суп из 12 круп.
Положу две ноги лосиных, да две лошадиных!
Макарон положу - из которых ворона гнездо вьет.
Хлебну – да ногами тряхну!
А посуда-то крест да пуговица!
А рогатого скота – петух да курица!
Вот до чего я дельная хозяйка!

Хозяйка: - А сейчас посмотрим, какие вы мастера да мастерицы?

В праздник Благовещения – было принято стряпать печенье, в виде крестика. Да не простые крестики были, а с секретом. Кому, что достанется, тому и сбудется. Крестик с монеткой - к богатству, с крупой – к счастью, с пуговицей – к радости.

(Дети из приготовленного теста, начинают лепить крестики, хозяйка им помогает. Состряпанные крестики положили на противень и поставили печь в духовку).

Хозяйка:- Ребятушки, а я вам приготовила подарки, птиц сделанных из цветной бумаги (к ним привязана нитка).

Хозяйка раздает птиц детям и напоминает, что в этот день всегда выпускали птиц на волю, а дети могут взять их домой – как сувенир. Далее, хозяйка предлагает детям выйти на улицу, ведь у нее еще есть один сюрприз, - это живой голубь в клетке, которого дети должны выпустить на волю.

Хозяйка: - На улице мы понаблюдаем за погодой, ведь говорят:

- Какая погода будет на Благовещение, такая будет и на Пасху.

А еще говорят:

- На Благовещение дождь – родиться рожь,

- Мокрое Благовещение – грибное лето, а если солнечный день – пшеница уродится.

Хозяйка и дети выходят на улицу. Там она предлагает выпустить голубя на волю. Дети, выпуская голубя приговаривают:

Дети:

- Синички – сестрички,
Тетки – чечетки,
Краснобокие снегирюшки,
Щеглята молодцы,
Воры – воробьи!
Голуби – удальцы!
Вы на поле полетайте,
Вы на вольной поживите!
К нам весну скорей ведите!

Дети выпускают голубя, потом обговаривают и запоминают какая в этот день погода.

Если нет живой птицы, можно на улице привязать за ниточки бумажных – сувенирных птиц к деревьям или к другим игровым пособиям.

Хозяйка и дети возвращаются в группу. Уже готово печенье, дети раздают гостям, сами угощаются, пьют чай. Смотрят, какой у них сюрприз.

Хозяйка: - Ай, да спасибо вам, добры молодцы, да красны девицы, за то, что в гости пришли, наговорилась я с вами, навеселилась. (Дети уходят).

- До свидания. Оставайтесь все, живы, да здоровы.

Ожидаемый результат занятия:

Дети узнают, что в России есть не только государственные праздники, но и православные, народные.

Дети с желанием и уважением порадуют близких людей памятью о празднике маленькими праздничными подарками, изготовленными своими руками (печеньем).