Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста, направленное на развитие певческих навыков, укрепление и развитие голосового аппарата ребенка "Музыка леса"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Показать результаты музыкального образования детей и способы их достижений.

Задачи.

Обучение:

  • Учить двигаться в соответствии с характером музыки
  • Формирование певческих навыков
  • Выработка правильного дыхания, звукообразования, интонации, артикуляции.

Развитие:

  • Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку
  • Развитие голоса по системе В. Емельянова
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие коммуникативных качеств
  • Развитие творческих способностей.

Воспитание:

  • Воспитание усидчивости и силы воли
  • Воспитание активности и самостоятельности
  • Воспитание любви к природе.

Ход занятия

Под веселую музыку дети входят в зал. Звучит музыкальное приветствие.

Музыкальный руководитель: «Здравствуйте, ребята!» (Поступенное движение мелодии от «ми» до «си» первой октавы.)

Дети: «Всем, всем добрый день!» (Звучание мелодии по терциям.)

Коммуникативная игра – приветствие» «Здравствуй» на мелодию литовской народной песни. (На первую часть музыки дети двигаются подскоками по залу, на вторую часть – здороваются правыми руками друг с другом, охватив как можно больше друзей.)

Музыкальный руководитель. Я вижу у вас у всех хорошее настроение. Вы любите петь? Вы уже знаете, чтобы петь правильно и красиво, нужно научиться управлять своим голосом. Давайте сегодня отправимся в путешествие по осеннему лесу, а озвучивать наше путешествие нам поможет наш голос. Сядем на стульчики и представим лес ночью.

Упражнение «Страшная сказка» (по системе В. Емельянова)

Цель: осваивать последовательность гласных в грудном режиме («толстый голос»). Челюсти во время этого упражнения разомкнуты максимально. Пальцы рук протыкают щеки, контролируя полностью открытый рот.

Слушай…   У
Слушай шорох…   У-О
Слушай шорох чащи…   У-О-А
Слушай шорох чащи леса…   У-О-А-Э
Слушай шорох: чаща леса дышит…   У-О-А-Э-Ы
Гулко гонит галок ветер выше…   у - фальцет
Дышит…   Ы
Дышит леса…   Ы- Э
Дышит леса чащи…   Ы-Э-А
Дышит леса чаща: шорох…   Ы-Э-А-О
Дышит леса чаща: шорох слушай…   Ы-Э-А-О-У
Выше ветер галок гонит гулко…   у – фальцет

Музыкальный руководитель. А ночью в лесу можно услышать разные звуки.

Упражнение «Лес ночной»

Цель: развитие певческих навыков (артикуляции, дикции, дыхания), фонационного выдоха, формирование фальцетного пения.

Лес ночной был полон звуков   ш-ш-ш
Кто-то выл   у-у-у
А кто-то ухал   ух-ух-ух
Кто-то мяукал   мяу-мяу
Кто-то хрюкал   хрю-хрю
Кто-то топал   (щелкать язычком)
Кто-то крыльями захлопал   (чмоканье губами)
Кто-то кричал   Ау, ау
Кто-то тихо, очень тихо
тонким голосом пищал   (писк)

Музыкальный руководитель. В лесу можно встретить различных животных.

Упражнение «У жирафа есть вопрос» (по системе В. Емельянова)

Цель. Учить осознавать детей наличие в голосе двух режимов работы гортани – толстого голоса и тонкого голоса.

Упражнение «Дождик»

Цель: подготовка голоса к пению в высокой тесситуре. Декламировать в высоком регистре.

Дождик капнул на ладошку,
На цветы и на дорожку
Льется, льется: ой-ой-ой!
Побежали мы домой.

Вокальное упражнение «Мы кушаем ягодки». Исполнять на одном звуке – «до» 2 октавы

Цель: формирование гласных звуков.

Ам-ам-ам-ам
Ом-ом-ом-ом
Ум-ум-ум-ум
Эм-эм-эм-эм
Ым-ым-ым-ым

Музыкальный руководитель. Ягодка не одна, их много:

ам-ом-ум-эм-ым (ягодки ароматные, красивые – высокая певческая позиция).

Вокальная попевка «Три синички» р.н.п.

Цель: Выработка унисона, интонации в поступенном движении мелодии вверх и вниз, выработка легкого светлого звука.

Речевая игра со звучащими жестами «Листопад»

Осень, осень! Листопад! Ритмичные хлопки.
Лес осенний конопат. Щелчки пальцами.
Листья рыжие шуршат Трут ладошкой о ладошку
И летят, летят, летят! Качают руками

Музыкальный руководитель.

Посмотрите, все вокруг
В золото одето
Значит, осень на дворе,
Улетело лето…

Исполнение песни «Осень в лесу» П. Жубинской

Цель: слышать трехчастную форму песни, петь выразительно, естественным звуком.

Музыкальный руководитель. Ребята, слышите, какая прекрасная музыка льется? Как она называется, вы узнали? (ответы детей). Давайте придумаем танец, а листочками у нас будут эти разноцветные ленточки.

Танец – импровизация с ленточками «Осенние листочки» на музыку П. И. Чайковского «Сентиментальный вальс».

Цель: развитие творческих навыков, умение использовать знакомые движения в лирической танцевальной зарисовке, слышать окончание фраз.

Музыкальный руководитель. Посмотрите, ребята мы с вами оказались на грибной поляне. Сколько здесь грибов! А это что за гриб?

(выходит Боровик и здоровается)

Боровик. Здравствуйте, ребята, вы узнали меня?

Музыкальный руководитель.

Этот гриб – Боровик
И красив он и велик.
В толстой шапке набекрень,
Ножка толстая, как пень.

Боровик. А что вы тут делаете в моем лесу?

Дети. Ходим, гуляем по осеннему лесу.

Боровик. А вы знаете как нужно вести себя в лесу?

Дети. Не шуметь, не сорить, не ломать ветки, не рвать цветы.

Музыкальный руководитель. Еще ребята знают пословицы о природе.

Дети. Лес – богатство и краса. Береги свои леса!

Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.

Боровик. Раз вы такие умные, знаете правила поведения в лесу, я хочу предложить вам поиграть на моих музыкальных инструментах. Очень я музыку люблю.

Игра на ДМИ. Модель Т. Тютюнниковой №13. Детям предлагается на выбор погремушки, бубенцы, тарелочки, шумовые инструменты и т.д. Произведение написано в форме рондо, рефрен повторяют бубенцы, остальные темы исполняют по очереди все инструменты.

Боровик. Молодцы! Оставайтесь у меня в лесу, будем вместе играть и природу охранять.

Музыкальный руководитель. Нет, Боровик, лучше ты приходи к нам в детский сад, мы научим тебя петь красиво, правда, ребята? А на прощание мы споем тебе «Лесную песенку».

Исполнение песни «Лесная песенка» слова К. Ибряева, музыка Ю. Чичкова.

Цель: Эмоциональное исполнение песни, развитие певческих навыков, выработка чистоты интонирования.

Боровик. Спасибо за приглашение и за песню, а от меня примите угощение.

Музыкальный руководитель. Вот и закончилось наше путешествие по осеннему лесу. Понравилось вам, ребята? Пора возвращаться в группу.