Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине М.А. Врубеля "Царевна-лебедь"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. обучение анализу образной системы данного живописного произведения
  2. формирование умений составлять рассказ по плану
  3. формирование навыков самостоятельной работы на сочинение по картине через разноуровневые задания
  4. закрепление навыков работы с памятками

Оборудование:

  1. музыка Н.А. Римского-Корсакова к опере «Сказка о царе Салтане»
  2. картина М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»
  3. орфографические, толковые словари
  4. памятка «Как составить рассказ по картине» (для детей, которые имеют трудности при написании сочинения)
  5. дополнительный материал: «Краски, которые используют художники» и «Отношение к рисунку» (для детей, которые имеют трудности при написании сочинения)

I.. Организационный момент.

II. Тренировка орфографической зоркости

(см. книгу Тоцкова «Орфография без правил»)

III. Домашнее задание.

К строчкам:

Царь издал такой указ:
Всем боярам в тот же час…

- дописать две строчки так, чтобы получилось веселое стихотворение.

IV. Списывание.

- Откуда эти строчки и кто их автор?

Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.

V. Зрительный диктант.

Князь Гвидон зовёт их в гости.

Пришёл невод с травой морскою.

Попадья Балдой не нахвалится.

И царица у окна села ждать его одна.

И всё это творения Пушкина.

Что за прелесть эти сказки!

VI. Тема урока «Обучение связной речи по картине Михаила Александроыича Врубеля «Царевна-Лебедь».

- Какие задачи будут стоять перед нами?

Мы должны описать содержание картины и передать то, что хотел сказать художник своей работой, то есть замысел картины.

- Назовите синоним к слову «картина» (полотно).

- Найдите значение этого слова в толковом словаре.

VII. Беседа о художнике.

М.А.Врубель начал работать как художник в конце XIX начале XX века. Он был очень разносторонним художником: писал портреты, иконы, создавал иллюстрации к произведениям М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина (выставка книг А.С.Пушкина), чьи произведения мы читали на уроках чтения и внеклассного чтения. Жена М.А. Врубеля Надежда Забела была талантливая певица. Она первой исполняла заглавные партии в операх «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане» замечательного русского композитора Н.А. Римского-Корсакова, чья музыка будет звучать сегодня на протяжении всей нашей работы. М.А.Врубель очень любил музыку этого композитора и как сам художник признавался, что музыка к опере»Сказка о царе Салтане» вдохновила его на создание картины «Царевна-Лебедь».

- Послушайте отрывок из музыкального произведения Н.А. Римского-Корсакова. Знакома ли она вам? (да, вы ее разбирали на уроке музыки).

- Сравните образ героини в музыкальном произведении с образом Лебедя А.С. Пушкина. (музыка Римского-Корсакова нежная, чистая, словно по камушкам речка течет, а в сказке А.С.Пушкина сказано: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит»).

VIII. Анализ содержания картины.

- Чтобы понять образную систему живописного произведения, вам помогут вопросы и задания, записанные на доске.

- Внимательно прочитайте вопросы про себя, затем, опираясь на них, самостоятельно рассмотрите картину. (звучит музыка)

1. Какой сказочный герой изображен на картине?

IX. Анализ содержания картины.

- Чтобы понять образную систему данного живописного произведения, вам помогут вопросы и задания, записанные на доске.

- Внимательно прочитайте их про себя, затем опираясь на вопросы. Самостоятельно рассмотрите картину. (звучит музыка)

- Будем разбирать вопросы и сразу же выбирать опорные слова, словосочетания, которые можно использовать в сочинении.

  1. Какой сказочный герой изображен на картине?
  2. Рассмотрите внимательно лицо героини (глаза, ресницы, общее выражение лица).
  3. Рассмотрите головной убор и платье царевны.
  4. Почему художник показал вечер?
  5. Где происходит событие, изображенное на картине?
  6. Какие краски использовал художник для передачи сказочного образа царевны, а какие для изображения природы?
  7. Какое настроение создает картина?

X. Словарная работа (с комментированием в тетради)

1. – сказочная, очень красивая царевна

2. – большие, печальные, синие-синие глаза

- Назовите антоним, синоним к слову печальные.

- С чем можно сравнить глаза по цвету? (с драгоценными камнями на короне, с цветом вечернего неба)

- длинные черные густые ресницы

- бледное грустное лицо.

3. Опишите головное украшение царевны. (Это кокошник (слово напечатано на карточке) – старинный головной убор девушек Древней руси, украшающийся вышивкой и драгоценными камнями)

- в тетради с комментированием – красивый серебряный кокошник с синими камнями, на лоб царевны опускается сетка из жемчуга)

- А теперь, опираясь на вопросы, связно опишите внешний вид царевны (1-2 ученика)

- А как А.С.Пушкин описал свою героиню? Прочитайте.

- Опишите платье царевны (белое платье, тонкая накидка).

- На кокошник наброшена прозрачная, из тонкой ткани фата. Обычно фату надевают на голову невесты в день свадьбы.

- Определите цвет платья. (нежно-белое, белое с розовыми с сиреневыми переливами).

- Платье уже начало превращаться в крылья лебедя.

4. – вечером, так как вечером все кажется необычным, сказочным, волшебным

5. – в море, вдали виден остров

6. – для изобоажения царевны выбрал нежные, светлые краски (белую, голубую, розовую), так как сама царевна добрая и нежная, а природу изобразил темными, густыми красками: синими, темно-красными, серыми – все это помогло художнику сделать картину более сказочной, таинственной, а у зрителя создать грустное настроение).

- Придумайте название своего рассказа, т.е. определите его тему (варианты ответов записываются на доске, выбираем подходящее, типа: Чудесное превращение царевны в лебедя).

XI. Составление плана.

- Чтобы успешно справиться с работой, составим план сочинения.

В этом поможет памятка «Как составить рассказ по картине?»

- Вначале надо указать, где происходит событие?

1. Остров в море.

- Далее расскажем о царевне.

2. Прекрасная царевна.

- Что произошло с царевной?

3. Чары волшебника.

- Кто помог царевне?

4. Спасение.

- Как можно начать работу? (в духе народных сказок, ведь и А.С.пушкин так писал свои сказки)

Примеры детей.

- В своем работе можете использовать не только сказочный зачин, но и некоторые выражения из сказок А.С.Пушкина, которые учили наизусть)

- При работе пользуемся словарем.

XII. Запись сочинения.

Проверка работы.

XIII. Итог урока.

- О том, как справились с работой, мы поговорим на следующем уроке.

(Приведу как пример работы учеников 4 класса.

В некотором царстве, в некотором государстве жила-была прекрасная царевна. Лицо у нее было бледное и печальное, а глаза большие и красивые. Их можно сравнить с драгоценными камнями на кокошнике. Реснцы у нее длинные и черные, брови густые и широкие. На голове у царевны серебряный кокошник с драгоценными синими и зелеными камнями. На ее лоб спускалась сетка из жемчуга. На кокошник накинута прозрачная фата, а под фатой – длинная, черная, ниже пояса коса. Платье у царевны белое с розовыми и сиреневыми переливами.

Однажды над ее замком пролетал злой волшебник. Он хотел жениться на царевне, но она не согласилась. Тогда он ее превратил в лебедя. Она могла принимать человеческий облик только вечером на несколько минут, а все остальное время царевна была лебедем.

Но как-то раз на остров попал смелый и храбрый юноша. Он полюбил царевну, победил злого волшебника и снял чары с прекрасной царевны. Она была очень рада! (Хафизова Альбина)

Далеко-далеко в синем море лежит остров с высокими холмами, с зелеными равнинами. Звался этот остров Буян. Хозяйкой острова была прекрасная царевн-лебедь. Она настолько была красива, что ни в сказке сказать, ни пером описать. На ее бледном лице хорошо выделялись большие печальные синие-синие глаза. Их прикрывают длинные черные ресницы. Голову царевны украшает красивый серебряный кокошник с синими, зелеными драгоценными камнями. На лоб царевны спускается сетка из жемчуга. На ее кокошник накинута прозрачная накидка. Царевна-лебедь придерживает ее своей тонкой, нежной рукой. На пальцах сверкают драгоценные перстни. Под накидкой виднеется густая, длинная, чееная коса. Нежное платье царевны переливается розовым и сиреневым цветом.

Однажды прекрасная царевна гуляла по берегу моря. Мимо нее пролетал злой чародей-коршун и, увидев царевну, полюбил красавицу. Чародей захотел жениться на ней, но, услышав отказ, рассердился и превратил царевну в лебедя. С тех пор красавица-царевна могла принимать облик человека после заката солнца.

Как-то раз мимо острова Буяна проплывал на корабле храбрый юноша. Увидел в море, как коршун носится над белой лебедью. Князь пожалел птицу, выпустил стрелу в шею коршуна. Коршун-чародей в море и утонул.

Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает.

…Князь не долго собирался,
На царевне обвенчался;
Стали жить да поживать,
Да приплода поджидать. (Ермакова Екатерина).

В некотором царстве, в некотором государстве, где спокойное синее море, есть остров:

Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом…

Эти слова из известной сказки А.С.Пушкина знакомы каждому с раннего детства. Я закрываю глаза, и воображение рисует мне сказочный остров. Там живет прекрасная царевна с загадочными синими глазами. Именно такой изобразил ее на своем полотне художник М.А.Врубель.

Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает…

Прекрасная царевна появилась из морской пучины, и она превращается в лебедя. Этот момент превращения и запечатлел художник на картине. Злой коршун кружит над лебедем и произносит заклинание. Вот он вонзит свои когти.

Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела…

Царевна смотрит вдаль, большие, наполненные грустью глаза похожи на драгоценные камни. На лоб спускается жемчужная сетка. На голове серебряный кокошник. Нежной рукой красавица держит накидку, похожую на поток воды. Стрела, выпущенная из лука царевича, избавила царевну от злых чар. С благодарностью смотрит она на своего избавителя.

Ты царевич, мой спаситель ,
Мой могучий избавитель…

Добро и любовь победили зло. Эта сказка имеет счастливый конец. (Копырина Христина).