Детско-родительский образовательный проект "Я здоровье сберегу – сам себе я помогу"

Разделы: Работа с дошкольниками


“Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье”.
Н.К.Крупская

Паспорт проекта:

Вид проекта: информационный, групповой, долгосрочный.

Продолжительность: октябрь 2011 – апрель 2012 г.г.

Участники проекта:

  • воспитатели группы,
  • специалисты по физкультуре, плаванию, изодеятельности,
  • дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет),
  • родители воспитанников.

Образовательные области: Здоровье и Физическая культура.

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Безопасность, Художественное творчество. 

Актуальность проекта:

В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости детей.

От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо формировать у детей разносторонние знания и положительные черты характера, совершенствовать физическое развитие.

Презентация.

Цель проекта:

  • Повышение теоретических знаний и практических навыков детей по формированию собственного здоровья;
  • Достижение поставленных целей возможно, если решить следующие задачи:
  • Познакомить детей и родителей с основными факторами, влияющими на здоровье;
  • Создать условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
  • Формировать понимание у дошкольников необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни;
  • Прививать дошкольникам любовь к физическим упражнениям, закаливанию;

Основные принципы достижения:

  • Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
  • Принцип активности и сознательности - участие воспитателя и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
  • Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
  • Принцип преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.
  • Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Предварительная работа:

  • Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу.
  • Подобрать иллюстративный материал по данной теме, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.
  • Проинформировать родителей воспитанников о проекте.
  • Создать картотеки дидактических игр, загадок, пословиц и поговорок, подвижных игр по теме.

Проект реализуется по двум направлениям (Приложение 1):

  • Совместная деятельность с детьми.
  • Взаимодействие с родителями.

Основные направления реализации проекта (Приложение 2):

  • НОД;
  • Беседы с детьми;
  • Физкультурные досуги с родителями;
  • Мастер-классы;
  • Семинар-практикум для родителей;
  • Совместные спортивные праздники;
  • Домашнее задание для детей и родителей:

Продукты проектной деятельности:

  • Изготовление нестандартного физкультурного оборудования для группы,
  • Создание копилки “Бабушкины рецепты”,
  • Изготовление семейных газет “Как я спортом занимаюсь”, “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”, “Что такое стоматит”,
  • Изготовление фотогазеты “Мы растем здоровыми, сильными, веселыми”, “Спорт – это жизнь”.

Формы работы с детьми:

  • Утренняя гимнастика; Дыхательная гимнастика, самомассаж, зарядка для глаз;
  • “Дорожка здоровья”, воздушное закаливание;
  • Физкультминутки;Подвижные игры на прогулке;
  • НОД - циклы “Мое тело” и “Советы Неболейки (Зловредный Ап-Чих”, “Как сохранить здоровье”, “Витаминный калейдоскоп” и др.);
  • Дни Здоровья;
  • Беседы: “Витамины я люблю – быть здоровым я хочу”, “В стране Болючке”;
  • Физкультурные занятия "В стране здоровья", “Мой веселый звонкий мяч”;
  • Сюжетно - ролевые игры: “Больница”, “Аптека” и др.;Дидактические игры;
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий о спорте;
  • Заучивание пословиц, поговорок о здоровье;
  • Чтение художественной литературы: К.Чуковский “Мойдодыр”, А.Барто “Девочка чумазая”, С.Михалков “Прививка”, “Про девочку, которая плохо кушала”, “Про мимозу”, “Припп”, “У меня опять 36,5”, Г.Остер “Петька-микроб” и др.;
  • Выставка рисунков о спорте;

Обеспечение: физкультурное оборудование (мячи, скакалки и т.п.), демонстрационные картинки по теме,

Формы работы с родителями:

  • Анкетирование;
  • Консультации;
  • Семинар-практикум - обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, разнообразные виды закаливания, гимнастика для глаз и т.п.);
  • Тематическое родительское собрание “Двигательный игротренинг для дошкольников” (о физическом воспитании детей дошкольного возраста);
  • Сбор народных рецептов в сундучок “Бабушкины рецепты”;

Работа по совместной деятельности родителей и детей:

  • Физкультурный досуг с родителями “Волшебный листок”;
  • Спортивный праздник “Папа и я – спортивная семья”;
  • Фотовыставка “Путешествие в страну здоровья”;

Ожидаемые результаты:

  • осознание детьми и взрослыми необходимости ведения здорового образа жизни;
  • овладение навыками самооздоровления;
  • повышение ответственности родителей за здоровье детей.

Связь со специалистами:

Воспитатели по физическому воспитанию и плаванию:

  • Разучивание подвижных игр;
  • Общеразвивающие упражнения (физкультминутки), используемые на занятиях в группе;
  • Закаливающие процедуры (в бассейне);
  • Дыхательная гимнастика с использованием игровых приемов.

Воспитатель по изодеятельности:

  • Организация индивидуальных и подгрупповых занятий по теме проекта;
  • Выставка картинок-подсказок “Что поможет не болеть?”

Результат проекта:

Проект реализовал поставленные задачи. Родители с огромным желанием приняли участие в спортивном развлечении; заинтересовались физоборудованием, изготовленного из бросового материала, выразили желание принять участие в его изготовлении для группы и дома.

Выводы:

  • У детей сформировались практические знания и навыки по формированию здорового образа жизни.
  • Дети демонстрируют умения использовать подвижные игры в самостоятельной деятельности.
  • Снизилась заболеваемость детей.
  • Глубокая личная включенность в проектную деятельность дала толчок творческому саморазвитию, повысила мою педагогическую компетентность.
  • Повысилась грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников
  • Обогатился совместный эмоциональный опыт членов семьи.

Библиография.

  1. “Дошкольное воспитание”, 2004, № 1, стр. 52.
  2. “Обруч”, 1998, № 6, стр. 16 – 17, 2004, № 2, стр. 38.
  3. Аронова Е.Ю. , Хашабова К.А. Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками в детском саду и дома. - М., 2007.
  4. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. “Мяч и речь” – СПб: КАРО, 2003.
  5. Галанов А. С. “Игры, которые лечат” – М.: ТЦ “Сфера”, 2001.
  6. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: Программа и программные требования. - М., 1999.
  7. Глушкова Г.В. Физическое воспитание в семье и ДОУ. Методические рекомендации. - М., 2007.
  8. Зайцев Г. К. “Программа по валеологии для детей дошкольного возраста” – журнал “Валеология”, № 1, 1998.
  9. Потапова А. В. “Зловредный Ап-Чих” – “Вэсэлка”, 1988.
  10. Потапчук А. А., Овчинникова Т. С. “Двигательный игротренинг для дошкольников” – СПб: “Речь”, 2002.
  11. Рузина М. С., Афонькин С. Ю. “Страна пальчиковых игр” – СПб: “Кристалл”, 1997.
  12. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. Методическое пособие под редакцией Филипповой С.О. - СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2005.
  13. Формирование нравственного здоровья дошкольников: занятия, игры, упражнения / Под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой – М: ТС “Сфера”, 2002.