Обобщение материала по теме "Наречие"

Разделы: Русский язык


ЦЕЛИ

Образовательные:  обобщение и расширение сведений о наречии как части речи;   повторение орфограмм, связанных с изучением наречия;

Воспитательные:

  • воспитание любви к русскому языку; 
  • активизация познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Развивающие: работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса.

Текст №1 Мандаринка

Мандаринка широко распространена только в Восточной Азии. В России мандаринка редко гнездится в Амурской и Сахалинской области, в Хабаровском и Приморском краях. Обычно зимует в Китае и Японии.
Эта утка населяет облесенные горные речки со свисающими над водой ветвями деревьев и приречные горные леса. Мандаринка хорошо плавает, при этом высоко сидит на воде с несколько поднятым хвостом. Ныряет редко, только будучи раненой. Ее полет быстрый и маневренный, она легко взлетает, иногда почти прямо вверх. (Из путеводителя)

Задания:

1. Прочитайте текст. Определите тему текста.

2. Выпишите из текста наречия. Докажите, что они наречия.

3. На какое правило можно объединить эти наречия?

4. Составьте предложение со словом МАНДАРИНКА, употребляя наречие.

5. Морфологический разбор наречия ШИРОКО из первого предложения.

Текст №2 День дерева в Италии

Празднуется 21 марта. Этот праз…ник ежегодно отмечается в Италии как день единения человека с природой.

Пред (и/ы)стория этого праздника уходит своими корнями в далекое прошлое, когда природа играла в ж(и/ы)зни людей очень большую роль - кормилицы. В античности регулярно устраивали празднества в день посадки деревьев. Деревья сперв(а/о)делили на божественные, олимпийские, зловещие, героические, удачливые, несчас…ливые и т.д. 

В 1898 году по инициативе министра образования Г. Бачелли итальянцы впервые торжестве(н/нн)о отметили праздник дерева.  А уже в 1923 году было принято  решение навсегда закр(и/е)пить этот праздник в лесном законе.

До сих пор праздник дерева любим и почитаем итальянцами. В этот день взрослые и дети как бы ярко показывают свою готовность жить в благоприятной экологической среде. Жители во всех уголках страны бе(с/з)корыстно озеленяют улицы своего города, парки, сады, тем самым, показывая любовь и почтение природе.(Интернет)

Задания:

1. Прочитайте текст.

2. На какие вопросы отвечают слова написанные курсивом? Какой частью речи они являются?

3. Объясните написание наречий: БЕСКОРЫСТНО, НАВСЕГДА, СПЕРВА. Составьте предложения.

4 . Расскажите о правописании Н/НН в наречиях на –о(-е), образованных от прилагательных. Найдите в тексте пример.

Текст №3 Чай

Историк Н.Воробьев пишет: "Наиболее широко распространенным напитком у татар всех классов всегда являлся чай, который пили часто и много, гораздо больше, чем соседние народности

К чаю всегда подавалось угощение из сладкого теста катлама, кош-теле, чак-чак - обязательное угощение на свадьбе, которое непременно приносила невеста, а также ее родители. С чаем охотно пили мед. Из него готовилось обязательное угощение в честь рождения ребенка - пюре-альба, свадебное лакомство - бал-май. Ширбет - сладкий фруктово-медовый напиток – обязательно употреблялся во время совершения свадебного обряда, невеста осторожно посылала его гостям, которые, выпив ширбет, незаметно клали на поднос ей деньги в подарок.

Задания:

1. Прочитайте текст, найдите и выпишите слова, которые отвечают на вопросы: Как? Когда?

2. Какой частью речи они являются?

3. Составьте с этими наречиями предложения.

4. Подберите к наречиям глаголы.

5. Морфологический разбор наречия в предложении: С чаем охотно пили мёд.

Текст №4

К древнейшим языческим традициям татар восходит обряд вызывания дождя, который в разных регионах Башкирии имеет различные названия: янгыр телэу - пожелание дождя, янгыр буткасы -дождевая каша (перевод досл.) Этот обряд проводился в засушливые годы, обыкновенно спустя некоторое время после весеннего сева. В XX в. у татар Башкирии этот обряд бесспорно проводили женщины. Собираясь в назначенный день в условленном месте, непременно вблизи источника воды, они, обращаясь к Аллаху, пели соответствующие суры Корана, к коим прибавляли и свои пожелания - просьбы о дожде, о хорошем урожае. Обряд обязательно сопровождался совместной ритуальной трапезой и иногда символическими жертвоприношениями древним божествам природы (например, су иясе). Ритуальным актом было обливание друг друга водой. Этот обряд происходил ежегодно. Проходил он торжественно, прямо в деревне или на ее окраине. В этих случаях слегка обливали водой пеших и конных прохожих. 

Задания:

1. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

2. Запишите предложения с выделенными словами. Поставьте вопросы к ним.

3. Каким членом предложения они являются?

4. Определите способы образования наречий БЕССПОРНО, СЛЕГКА.

5. Морфологический разбор наречия СЛЕГКА из последнего предложения.

Текст №5

К вечеру коллективный труд был окончен, и вся деревня стала спускаться к речке. Впереди медленно и торжественно под музыку шли нарядные женщины. Они несли гусей. За ними с музыкой, танцами и шуткой – все жители деревни. Каждый хотел посмотреть, как в длинную прорубь отпускают гусей под обрядовую песню. А потом все двинулись обратно в деревню, к клубу. Здесь раздавали подарки, благодарили всех, кто хорошо работал, кто готовил праздник. Я как гость тоже получил подарок – живого белого гуся. А потом был концерт…

Возвращались из клуба поздно. Но в домах горел свет, праздник продолжался.

Задания:

1. Прочитайте текст, озаглавьте его.

2. Найдите в тексте наречия и выпишите их по группам.

3. Выпишите и разберите по составу предложения:

Впереди медленно и торжественно под музыку шли нарядные женщины - 1группа,

А потом все двинулись обратно в деревню, к клубу-2 группа,

4. Морфологический разбор наречий: Впереди, здесь.

Текст №6

У татар существовало много наро…ных праз..ников. Празднество, посвященное началу в…сны, называлось Карга буткасы (карга- грач, бутка- каша). Этот праздник в 19 веке был исключительно детским. Он отмечался ранней весной, до Сабантуя, и заключался в том, что деревенские дети соб…рали немного крупы, а иногда и яиц и за деревней, на возвыше(н,нн)ой мес…ности или на пригорке, варили кашу в большом котлище. В битончиках всегда был кипяток. Здесь же происходили детские игры. Дети уже могли восхищаться первыми подснежниками. Этот праздник возрождается и уже отмечается во многих населенных пунктах.

Задания:

1. Прочитайте Списать текст, вставляя пропущенные буквы, обоснуйте свой выбор

2. Выпишите наречия, задайте к ним вопросы

3. Морфологический разбор наречий

Текст №7 Праздник хлопка и кураш.

“Белое золото”- так называют хлопок. Он растет в полях Узбекистана, Азербайджана, Таджикистана, Туркмении.

Поздней осенью заканчивают сбор урожая на хлопковых полях, и начинают праздник хлопка.

В эти дни по-восточному шумно на центральных площадях узбекских деревень городов. Поздравляют друг друга с хорошим урожаем, вручают награды лучшим сборщикам хлопка. На открытую эстраду выходят певцы, танцоры, музыканты, сказочники. На стадионах соревнуются курашисты. Кураш – это борьба на поясах, национальный вид спорта. Народная память сохранила легенды о том, как возник этот вид спорта.

Задания:

1. Прочитайте текст.

2. Запишите предложения с наречиями в тетради.

3. Морфологический разбор наречия из предложения:

  • 1 группа - Поздней осенью заканчивают сбор урожая на хлопковых полях, и начинают праздник хлопка
  • 2 группа - В эти дни по-восточному шумно на центральных площадях узбекских деревень городов

Текст №8

Когда С.Аксаков был еще гимназистов, дядя его, А.И. Зубин, впервые свозил его в Казанский частный театр Есипова на оперу “Песнолюбие” и на комедию “Братом проданная сестра”. Спектакли так поразили пылкое воображение Сережи, что он начал буквально бредить театром, забросил учение, и лишь с большим трудом Карташевскому удалось образумить своего воспитанника. Но когда учеба мальчика в гимназии наладилась, Карташевский сам начал беседовать с ним о театре. Он познакомил его с историей театра, жизнью знаменитых русских и иностранных актеров.

В скором времени Сережа увидел в театре Есипова пьесы “Недоросль”, “Ошибки, или утро вечера мудренее” и другие. Любовь к театру росла с каждым днем, и только страх лишиться любимого удовольствия принуждал Сережу по-прежнему усердно заниматься гимназическими уроками. Зато тайком от воспитателя он разыгрывал все слышанные пьесы, выучив наизусть все роли. Для этого приходилось или запираться в своей комнате или уходить в пустые антресоли.

Задания:

1. Прочитайте текст, озаглавьте, перескажите.

2. Найдите в тексте наречия, выпишите их вместе со словами, от которых они зависят.

3. Объясните правописание наречия ПО-ПРЕЖНЕМУ, приведите личные примеры.

4. Морфологический разбор наречия ПО-ПРЕЖНЕМУ в предложении: Сережу по-прежнему усердно заниматься гимназическими уроками.

Текст №9

Живо и весело проходили, и сейчас проходит состязания бегунов, особенно забеги стариков. А главное соревнование на Сабантуе — борьба на кушаках — корэш. В качестве кушака используется полотенце. Каждый борец обхватывает своим полотенцем соперника и ведёт борьбу, стараясь положить его на лопатки. Начинают борьбу мальчики пяти-шести лет, а иногда два старика. Затем поочерёдно борются ребята постарше, юноши, мужчины среднего возраста. Победителям — подарки. Потом победители борются с победителями и, наконец, выявляется самый главный победитель — батыр. Обычно его награждают живым бараном.

Сабантуй прекрасен ещё и тем, что на этом празднике все не только зрители, но и участники — они поют, танцуют, показывают ловкость в играх. А вечером на поле-майдане проводятся молодёжные игрища с хороводами, плясками, играми в догонялки, катанием на подводах.

Задания:

1. Как можно озаглавить текст? Какова основная тема текста?

2. Прочитайте текст повторно, выпишите наречия.

3. Расскажите о способе образования наречия ВЕЧЕРОМ, ПООЧЕРЕДНО.

Текст № 10 Сбор крашеных яиц

Особого названия у этого обряда не было. Жителей деревни о таком дне оповещали заранее, чтобы хозяйки успели покрасить яйца. Красили их в отваре луковой шелухи.

Кроме того, пекли особые шарики из теста — баурсак — или мелкие булочки, крендели, покупали конфеты. С особым нетерпением ждали этот день дети. Матери из красных концов полотенец шили для них специальные мешочки для сбора яиц. Нередко дети ложились спать одетыми, обутыми, чтобы утром не терять время на одевание, под подушку клали полено, чтобы не проспать. Рано утром, чуть свет, мальчики и девочки в возрасте от трех до десяти лет начинали обход домов. Заходя в дом, ребенок произносил: “Пусть легкой будет моя нога (это пожелание благополучия в наступившем году!), пусть будет много кур и цыплят”. Если малыш не мог (не успел) это сказать, на помощь приходила хозяйка. Произнося эти слова, она сажала его на подушку и наблюдала. Если ребенок сидел спокойно, не егозил, то наседка выведет курочек, если наоборот, то будет много петухов. Получив угощение, поблагодарив хозяев, малыш спешил в другой дом. Таким образом, обход продолжался часа два.

Задания:

1. Прочитайте текст, перескажите.

2. Найдите в тексте наречия, выпишите их в тетради.

3. Объясните правописание наречий НЕРЕДКО, УТРОМ, приведите свои примеры.

4. Морфологический разбор наречия УТРОМ из предложения: Рано утром, чуть свет, мальчики и девочки в возрасте от трех до десяти лет начинали обход домов.

Текст № 11 Свадебный каравай

Выпечка свадебного каравая – одна из традиций на свадьбе. Она появилась очень давно. Так повелось, что на свадьбу неизменно выпекался пышный каравай. Он украшался узорами, оригинально выполненными из теста.

При этом главным узором считается веточка калины, символизирующая любовь. Сейчас эта традиция уже почти забылась, но всё же многие по-прежнему помнят о ней.

Кстати, тесто замешивать полагается только замужней женщине, счастливой в браке и обязательно с кучей детей. Считается, что она так делится счастьем с образуемой семьёй. Перед приготовлением женщина непременно должна умыться и надеть нательный крест и платок. При замешивании теста ей следует читать “Отче наш”. А вот торжественно поместить каравай в печь для выпечки доверяется только какому-нибудь женатому мужчине. (Из путеводителя)

Задания:

1. Прочитайте текст.

2. Выпишите выделенные слова, задайте к ним вопросы.

3. Разберите по составу наречие ПО-ПРЕЖНЕМУ, определите способ образования.

4. Найдите наречия на правило: Н/НН в наречиях на –о(-е), образованных от прилагательных. Дополните ответ своими примерами.

От прилагательного замужней образуйте наречие. Объясните правописание Ь знака на конце наречий после шипящих.

Найдите наречие на правило: Правописание НЕ с наречиями. Дополните ответ своими примерами.

Текст № 12

Сергиево-Посадский музей-заповедник представляет выставку Конь, баба, птица. Эта выставка – размышление о том, как глубоко уходят в землю корни нашей культуры, как долго шло к ней сознание человека. Как-никак, а с детства нам всем хорошо знакомы эти сказочные эпитеты: конь-огонь, птица-тройка, девица- белая лебедушка. Здесь они точь- в-точь раскрывают свой древний тайный смысл. Во-первых, вы впервые увидите, как тесно связано сознание современного человека с представлениями наших предков о природе, гармонии жизни, вечности. Во-вторых, здесь проводится так много параллелей в образном восприятии мира у совершенно разных народов. Где еще вы увидите русского кентавра и индонезийских богинь? Женщина-птица смотрит на нас и с древнегреческой тарелки, и с русских прялок, принимает форму свистулек и солонок. В-третьих, материал выставки принесет вам эстетическое удовольствие. И, побывав в музее, первым вашим решением будет приехать сюда когда-нибудь еще! (Из путеводителя)

Задания:

1. Прочитайте текст. Озаглавьте и перескажите его содержание.

2. На сколько абзацев можно разделить текст?

3. Задайте вопросы к выделенным словам, составьте предложения.

4. Найдите наречия, образованные от порядковых числительных, объясните их правописание.

5. Найдите в тексте сложные наречия, объясните их правописание.