Развитие интереса к книге у детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Рубеж 20- 21 века ознаменовался кризисом чтения во всемирном масштабе. Выросло поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. Книга как носитель духовности перестала воздействовать на юного читателя. Плоды этого мы начали пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.

Аксиомой в данной проблеме является то, что мы не властны, да и не имеем права лишать детей того, что принес прогресс, как не имеем права не замечать и отрицать все то, что электронный мир таит в себе.

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Детская книга – это книги и периодические издания, созданные специально для детей, включающие произведения трех видов искусства- слова, живописи и дизайна,- предоставленные человеку в начале его жизни как источник образов мира для восприятия и чтения с целью формирования и развития личности.

Детская литература выполняет две функции: эстетико – гедонистическую и мировоззренческую, которые проявляются как в содержании так и в форме изданий.

Детская книга призвана удовлетворять детские потребности в эмоциях, в красивом, наглядных впечатлениях. Это и составляет эстетико-гедонистическую функцию, т.е. функцию удовольствия, наслаждения, радости от восприятия книги.

Мировоззренческая функция раскрывается в предметном наполнении книг, в способах изображения явлений, в том, о чем и как мы читаем детям. Книга хранит накопленные человечеством умственные, нравственные, эстетические и идеологические ценности, которые передаются новым поколениям, чтоб не прерывалась связь времен. Книга является средством воспитания и обучения детей ( обучение грамоте, овладение математическими понятиями, привитие правил культуры поведения т.д.). Она помогает организовать досуг детей, игры, развлечения, викторины, дает материал для художественно- творческой деятельности детей.

Книга является средством общения взрослых и детей, она помогает ребенку в обогащении словаря и речи, сообщая образцы выразительной народной речи в виде фольклора, правильной литературной прозы и эмоционально-красивой речи поэзии.

Воспитание ребенка начинается с первой сказки, с первой песенки, которую он услышит, с первой картинки, которую он посмотрит. Это тот период роста ребенка, когда начинает формирование его личности: развивается мышление, речь, обогащаются чувства, растет способность сознательного восприятия окружающего, развиваются задатки художественного вкуса, зарождается любовь к Родине.

Дошкольный возраст – время активного становления читателя в ребенке, требующее внимания и кропотливой работы воспитателей ДОУ и родителей. Маленькому человеку самостоятельно не осилить тех материальных и духовных ценностей, которые заложены в детской книге.

Важнейшей задачей взрослого становится отбор таких художественных произведений, которые способствуют формированию литературного вкуса. В последнее время появилось множество обработок детских произведений, поэтому, выбирая ту или иную обработку, необходимо руководствоваться следующими правилами.

-Целесообразность использования данного произведения для детей.

-Его принадлежность к подлинному искусству.

-Художественность иллюстраций и их соответствие содержанию литературного произведения.

Известны определенные методы, способствующие формированию и развитию литературного вкуса в дошкольном возрасте.

  1. Выразительное чтение вслух внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка.
  2. Использование иллюстративного комментария при чтении вслух младшим дошкольникам небольших по объему произведений, например стихотворений А.Барто, Б.Заходера. Методика работы следующая: воспитатель читает вслух художественный текст, дети показывают предметы и героев, изображенных на иллюстрации к книге.
  3. Иллюстрирование старшими дошкольниками художественных произведений детской литературы. Взрослый может предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к вниманию.
  4. Литературные викторины. Их организацию нужно досконально продумать, лучше разбить детей на команды и провести как соревнование. Особое значение придается предварительному этапу, который включает чтение книг, беседы по содержанию, творческую работу, организацию книжной выставки.
  5. Кукольные драматизации помогают ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия. Старшие дошкольники могут показывать спектакль для младших детей.

Чтобы ребенок захотел обращаться к книге, надо формировать мотивацию читательской деятельности. Этому способствует смена целей обращения к книгам в зависимости от возраста. Книга неодинаково важна для малыша трех лет и для ребенка 6-7 лет.

Книга для ребенка трех лет не является предметом необходимости, нужно привлечь внимание малыша к книге. Читательская деятельность малыша в этот период развития связана с рассматриванием, недолгим слушанием и первым общением с книгой из рук взрослого. Воспитатель показывает образец отношения к книге: бережно держит ее, аккуратно перелистывает, указывает на предметы, любовно смотрит на обложку и остальные части книги. Следует всегда показывать того, о ком говорите детям, а затем просить детей: покажи медведя, лису. Так воспитатель учит первому общению с героями. Он как бы не читает, а рассказывает книгу, тесно общаясь во время чтения с детьми, глядя им в глаза.

Детям от трех до пяти лет следует предлагать книги, в которых сюжеты литературных и народных произведений станут сюжетами детских игр: гуси-гуси, репка, теремок. В игре закрепляются полученные образные впечатления. Дети выполняют движения героев, запоминают и поют песенки, озвучивают роли. Игру желательно проводить под музыкальное сопровождение. Музыка вводит в атмосферу литературных произведений. Так реализуется возрастная закономерность- восприятие литературы неотделимо от других видов деятельности, в том числе - игры.

Чтобы развить интерес детей к книге можно ввести в занятие присутствие героя из литературного произведения, который будет приходить на занятия, знакомить детей с книгами, задавать вопросы, реагировать на высказывания, устраивать игры и поощрять. Это может быть котенок из стихотворения Маршака «Усатый, полосатый», Кисонька - Мурысонька. Важно чтобы этого героя любили, узнавали.

Слушание на занятии сочетается с другими видами деятельности. При чтении нужно донести до детей красоту поэтического ость: в слова, мелодию, ритм и настроение стиха.

Короткие фольклорные песенки, заклички, потешки, авторские четверостишия – хороший материал для совместных повторов, заучивания. Сказки народные и литературные, поэтические и прозаические – это внимание к сюжету, создание образов. Слушание чередуется со звукоподражанием, движениями, перевоплощениями, проигрыванием диалогов.

Дети в зависимости от общего развития по- разному воспринимают литературу: одни называют факты и героев, другие пытаются понять, о чем произведение, ставят вопросы, третьи проявляют наблюдательность, выделяют существенное, сравнивают, пытаются обобщить, четвертые выражают личностное отношение к произведению, при этом видят не только особенности содержания, но и форму его выражения, сопереживают, живо представляя художественный образ, формулируют оценки и выводы. Занятие строить нужно так, чтобы переводить детей с первичного на более высокий уровень. Качественным можно назвать то занятие, на котором дети на один и тот же вопрос «О чем это произведение?» отвечают по-разному в начале и конце занятия.

Для старших дошкольников типичным упражнением при рассматривании книги становится целостное описание иллюстраций. Оно строится от общего впечатления - к деталям, частностям – от них к новому обобщению. Следует рассмотреть обложку, считать информацию с вводных листов, рассмотреть постранично, предвосхититься содержанием, подвести итоги узнавания книги. Затем следует знакомство с текстом и беседа по содержанию, творческая работа детей.

Ведущим видом деятельности при работе с текстом становится беседа, так как она способствует развитию интереса детей к художественному произведению, к процессу чтения, к творчеству отдельных авторов или отдельному жанру. Она важна тем, что дает возможность детям поделиться впечатлениями, эмоциями, открытиями. Ведь в период общения с книгой ребенок становится соавтором, соучастником событий, видоизменяет происходящее в тексте согласно своему восприятию и пониманию. И ему хочется, чтобы его мнение узнали другие.

Успех беседы зависит от точности формулировки вопросов и доступности их содержания детям. Вопрос должен стимулировать работу мысли, способствовать поиску ответа, активизировать детей. Можно и должно научить дошкольника отвечать правильно на него. Ребенок должен привыкнуть к тому, чтобы выслушать вопрос, понять его суть и ответить в соответствии со значением вопроса, не уходя от него, не расширяя и не сужая его смысл. Отвечая на вопрос, он вдумывается в текст, запоминает его содержание, улавливает с помощью взрослого особенности формы, использует язык писателя в своей речевой практике.

Для разного возраста существуют разные типы вопросов. От года до трех лет преимущественно задаются вопросы, помогающие ребенку воспроизвести текст и следовать его логике: кто? где? как? Эти вопросы и по звучанию, и по смыслу напоминают те. Которые малыш слышал в народных песенках и потешках: -«Кисонька – Мурысонька, где была? Заинька, где ты был – побывал?». В таких стихах вслед за вопросом предполагается ответ. Диалогическая форма народных произведений способствует развитию умения общаться, слышать друг друга. Затем это умение используется и совершенствуется в анализе литературных произведений.

На четвертом году жизни ребенка его речь естественным образом входят вопросы «Почему?» и «Зачем?». Желание познать окружающий мир с помощью этих вопросов, частота их употребления, активность в стремлении добиться ответов свидетельствует о том, что ребенку необходим анализ литературного произведения как еще один источник познания. Пришла пора вопросов аналитического характера, побуждающих мыслить над прочитанным, сопоставлять, сравнивать. Главным из них является «Почему?». Вопросы должны быть доступны для детей. Все слова должны быть понятны, точны, оправданны. Доступность вопроса предполагает ясность смысла, конкретность ответа. Чем грамотнее задан вопрос, тем точнее будет ответ. Ребенку нельзя задавать двойные вопросы: где и почему? Кто и где? , чтобы не рассеивать внимание малыша, нацеливать на один, но верный и глубокий ответ. Вопросы должны быть продуманы заранее.

Беседа готовит детей к восприятию текста, уточняет его, делает более глубоким, способствует пониманию текста детьми, развивает у них интерес к чтению, к обдумыванию прочитанного, учит детей аргументированно и эмоционально говорить о прочитанном.

На занятиях используются различные виды бесед. Подготовительная ( вводная) беседа подготавливает детей к восприятию текста, настраивает их на внимательное слушание и понимание произведения. Содержанием подготовительной беседы может быть биография писателя, история создания произведения, время, отраженное в нем, чьи-то читательские впечатления. В ходе беседы нужно объяснить те непонятные детям слова, которые повлияют на глубину восприятия читаемого. Вводная беседа должна касаться только литературы. Ее содержание настраивает детей на восприятие творчества автора в целом или отдельном произведении – в этом ее смысл. Вводные беседы строятся так, чтобы вызвать симпатию к создателю произведения, пробудить интерес к тексту, помочь детям понять главное в нем.

Беседа по восприятию художественного текста выявляет, какое воздействие на детей оказало прочитанное. В связи с этим беседу не следует начинать сразу после того, как чтение будет закончено. Надо дать детям минуту на то, чтобы вернуться в реальную жизнь, и только после этого задавать вопросы. Известно. что интересное по содержанию, увлекательное, хорошо прочитанное взрослым произведение оказывает сильное впечатление на детей. Надо дать им возможность пережить это впечатление, не разрушить чувства, возникшие в ходе чтения. В процессе беседы по восприятию произведения выясняется эмоциональное отношение детей к прочитанному: понравился или не понравился текст; что в нем особо запомнилось маленьким слушателям, что вызвало их отрицательные эмоции; какое впечатление произвело на них события, описанные в произведении или поступки героев. Задавать большое количество вопросов не стоит. Все сказанное детьми следует учесть в дальнейшей работе.

Беседа по содержанию произведения выявляет глубину понимания произведения детьми. В ходе беседы воспитатель старается воздействовать на чувства детей, обращается к прочитанному ранее, чтобы дети могли вспомнить и заново пережить те яркие эпизоды, которые врезались в память когда-то и будут способствовать развитию беседы в настоящее время.

Воспитатель исподволь должен вести детей к намеченной цели – выяснению главной мысли произведения или решению другой задачи, которая была определена им заранее. Простота общения, взаимное уважение , естественность – вот ценность беседы. Качество беседы зависит от того, какое произведение избрано для обсуждения. Оно должно быть доступно, интересно детям в нем должна заключаться проблема, неоднозначный вопрос, например : правильно ли поступил Ваня, съев сливу? (Л.Толстой «Косточка»).

Типовые вопросы по произведению систематизируют восприятие содержания и формы.

О теме и проблемах (предметы, явления, лица).

  • О чем это произведение? Почему оно так называется? Какие у вас возникли вопросы?

О сюжете (цепочка событий: завязка, развитие событий, кульминация, развязка).

  • Где происходят события? Когда? С чего началось? Что было дальше? Какое событие главное? Чем закончилось?

Об образах (персонажи, пейзажи, события).

  • Что (кого) представили при слушании? Каких героев запомнили? Какими их себе представили? Что они делали ( говорили, думали, чувствовали)? Почему?

О композиции.

  • В каком месте больше всего волновались? Какая часть вам показалась самой главной? интересной? Что перечитать7

О жанре (тип произведения).

  • Что слушали: сказку? Рассказ? Стихи? Как об этом догадались?

О языке ( особенные слова, прямые и переносные значения слов).

  • Понятно ли вам значение слова…? Что заставило вас улыбнуться? Какие слова вызвали грусть? Какие слова красивые? Какие важные?

Об идее (отношение автора и читателя к изображаемому).

  • Что запомнилось в произведении? Кто понравился? (Что понравилось?)Почему? Кто не понравился?(Что не понравилось?)За кого вам радостно? Кого жалко? Какой совет дадим герою? Какой совет дадим себе? С каким настроением закончили читать?

Приведенными вопросами нельзя ограничиваться, они чаще других звучат в беседах, поэтому и называются типовыми. Следует привлекать детей к самостоятельной постановке вопросов по тексту, так они учатся сопоставлять, анализировать, размышлять.

Заучивание стихов способствует развитию эмоциональности и выразительности речи, памяти, интереса к чтению. Воспитатели должны знать, какие стихи надо выбирать для заучивания наизусть. Первым требованием здесь будет отчетливость и ясность смысла и каждого слова в стихе. Содержание стихотворения должно быть интересно малышу по тематике, по мироощущению. Это должна быть настоящая поэзия, открывающая мир ребенку, содержащая необыкновенные, останавливающие внимание малыша образы, поражающие его красотой, эмоциональной наполненностью.

Прежде чем учить стихотворение наизусть вместе с детьми, воспитатель должен его выразительно прочитать, дать детям почувствовать красоту стиха, точность рифмы, напевность и лиричность мелодии, игру звуков.

Быстро запоминаются детьми те стихи, которые имеют применение в их детской жизни: это стихотворные считалки, дразнилки, заклички, кричалки и другие жанры. Они одинаково интересны детям разного возраста.

Среди приемов, которые можно использовать для привития у детей интереса к чтению, следует назвать словесное рисование. Оно сводится к устному изображению недостающего в произведении и способствует развитию воображения и творческого потенциала ребенка.

Например, мы читали русскую народную сказку «Лиса и заяц» детям до четырех лет. К пяти годам они уже хорошо знают содержание этой сказки и не желают слушать чтение. Но если внушить детям, что даже в хорошо знакомом тексте можно найти нечто новое и интересное, что было не замечено раньше. Для этого детям можно предложить описать интерьер лубяной избушки, тем более что в сказке описания внутреннего убранства нет. Дети с большим удовольствием расскажут вам об убранстве избушки зайца. Этот прием учит вчитываться в текст, запоминать детали, органично дополнять его представление о том, что может быть.

Одним их эффективных методов может быть «письмо от автора» или литературного героя. С помощью «письма от автора» можно рассказать биография писателя или поэта, а «письмо от литературного героя» поможет познакомить с историей создания произведения, развить интерес к чтению текста, настроить на слушание. ( Письмо от Л.Н.Толстого об открытии им первой школы для крестьянских детей и поступлении туда Филиппка.)

Знакомство детей с биографией писателя играет воспитательную роль: это пример творческого служения искусству. Биография писателя нужна и взрослому, и ребенку. Ребенок настраивается на восприятие текста, а взрослый имеет возможность глубже понять его, правильно прочесть малышу, придать нужную эмоциональную окраску.

Биография может быть рассказана как на занятии, специально ей посвященном, так и перед чтением произведения. Биография сообщается на этапе подготовки к восприятию произведения. Для того чтобы настроить ребенка на длительное и внимательное слушание текста, чтобы разбудить его эмоции, интерес к произведению, рассказываем короткий, но яркий эпизод из биографии писателя. Он может быть связан с историей создания, содержанием произведения, а может быть просто воспоминанием о детстве, о формировании личности писателя.

Рассказ должен быть ярким, доступным, но не упрощенным, выразительным. Полезно познакомить детей с портретом писателя. Портрет писателя размещается в книжном уголке, где дети несколько дней разглядывают его, запоминая черты лица автора. Воспитатель, улучив момент, повторяет сам или просит ребенка повторить его имя и фамилию. Делать это надо неназойливо.

Рассматривая портрет или фотографию писателя в разные моменты его жизни, можно обратить внимание детей на то, похож ли автор на своих героев. можно поразмыслить с детьми об отношении к сему – либо. ( Фото Толстого на прогулке и косящем траву и его восприятие природы). Рассказывая об авторе, можно использовать автобиографические произведения. ( «Детство» Л.Н.Толстого.) или воспоминания тех, кто его хорошо знал. Рассказывая о писателе, надо рисовать его словесный портрет ( как выглядел, во что любил одеваться, какая остановка окружала его), говорить о его пристрастиях, любимых занятиях, окружении.

Творчеству писателя должна быть посвящена выставка в книжном уголке. Тематическая выставка может быть посвящена конкретному произведению, которое не только прочитано детям, но и проиллюстрировано ими. Дети могут с помощью воспитателя изготовить книжки – самоделки по всем правилам: с обложкой, на которой пишется фамилия автора и заглавие его произведения, а так же жанр. На развороте помещаются рисунки к произведению и текст, отпечатанный или написанный от руки. На последней странице обложки следует поместить фамилию и имя составителя и оформителя книги, указать город, место выпуска и год издания.

Книжный уголок – необходимый элемент развивающей предметной среды. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание и размещение зависят от возраста и роста детей. Он должен размещаться так, чтобы даже самый маленький ребенок мог дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи тогда, когда ему самому захочется. В книжном уголке должны быть выставлены разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель – дать возможность ребенку общаться с книгой.

В книжных уголках групп с детьми раннего возраста должны быть книги: книжки-картинки, ширмочки, игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театр, подарочные с детским фольклором, книги из прочных или , наоборот, из мягких материалов. По структуре это могут быть как книги - произведения, так и сборники. Во всех должна проявляться одна закономерность: наглядного материала больше, чем текста.

Детям от трех до пяти лет по-прежнему нравятся книжки-картинки. книжки –игрушки, добавляются 10-20 книг деятельностного типа ( раскраски, самоделки), книги – произведения и сборники с классическим репертуаром.

Библиотека для старших дошкольников должна включать художественную классику и беллетристику, научно-познавательные книги (энциклопедии и справочники для детей дошкольного возраста), периодическую печать –детские журналы, газеты, книги по обучению грамоте – художественные азбуки, игровые и учебные книги.

Без помощи родителей воспитателям не собрать нужное количество книг для библиотеки. Многие родители не понимают роли книги в жизни ребенка, ценности общения и сопереживания его со взрослым через книгу, роли « традиции семейного чтения».

Свою работу с родителями по привитию интереса к книге можно начать с анкетирования детей и родителей с целью выявления заинтересованности ребенка к общению с книгой.

Проанализировав результаты анкет, составляется план работы с родителями, в который можно включить такие мероприятия:

-проведение родительского собрания на тему « Влияние художественной литературы на развитие личности ребенка»;консультация «Что и как читать ребенку»;посещение родителями занятий;творческая работа родителей - «Эти книги мы любили в детстве»; творческая работа детей и родителей « Путешествие по страницам любимых книг» - изготовление книг – самоделок;

участие родителей в постановке кукольного спектакля;участие родителей в литературных праздниках ;литературные викторины с участием детей и родителей; выставка методической литературы по приобщению детей к чтению.

Целенаправленная работа воспитателей и родителей уже в ближайшее время покажет результат работы: у детей возникнет интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Дети будут стремиться поделиться с окружающими своими впечатлениями о прочитанном, рассказать о переживаниях, пересказать понравившийся сюжет. Постоянное общение с книгой активно разовьет и творческие способности детей.

Литература.

  1. Васильева М.А, Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. М. Мозаика –синтез, 2007.
  2. Кузьменкова Е, Рысина Г. Воспитание будущего читателя. Дошкольное образование №4, 2005. Библиотека «Первое сентября».
  3. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  4. Первова Г.М. Работа с книгой в детском саду. Тамбов, 2007.
  5. Прудовская С. Книжкины затеи. Дошкольное образование №2, 2007. Библиотека «Первое сентября».