Урок-марафон по теме "Координатная плоскость". 6-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)

Загрузить презентацию (720 кБ)


Цель урока: организация продуктивной деятельности учащихся, направленной на достижение ими:

  • личностных результатов:
    • уметь слушать другого и понимать его речь;
    • уметь хорошо говорить и  легко выражать свои мысли;
    • умение учиться самостоятельно;
    • учиться применять свои знания и умения к решению новых проблем;
    • стимулировать способность иметь свое мнение.
  • метапредметных результатов:
    • освоение способов деятельности;
  • *познавательной 
    • комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение  одного из них;
    • определение адекватных способов решения учебной задачи на основании заданных алгоритмов;
    • самостоятельное выполнение творческой работы;
  • *информационно-коммуникативной
    • развитие умений анализировать, аргументировать сделанный выбор,
    • умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
    • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов;
    • отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности
  • *рефлексивной
    • поиск и устранение причин возникших трудностей;
    • оценивание своих учебных достижений;
    • работать в группах и индивидуально;
    • владение навыками само- и взаимоконтроля;
    • умение ставить личностные цели и оценивать степень их достижения.
  • предметных результатов:
    • умение строить в координатной плоскости точки по заданным координатам,
    • умение определять координаты заданной точки,
    • умение строить по координатам различные фигуры на плоскости,
    • владение терминологией и знание основных понятий и определений.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.

Вид урока: урок – математический марафон.

Возраст учащихся: 12 лет

Программное обеспечение:

  • Microsoft Office Word(письменный тест),
  • Microsoft Office Power Point (презентация к уроку),
  • Microsoft Office Excel (тест)
  • Компьютер,
  • Интерактивная доска.

Дидактический материал: компьютерные тесты, листы самоконтроля, буклеты, карты звёздного неба.

План урока:

  1. Теоретическая подготовка.
  2. Разминка.
  3. Тренировка.
  4. Математический марафон.
  5. Финишный рывок.
  6. Награждение победителей.

Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент, включающий
  •  постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;
  • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог).
Цель для учителя: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

 Задачи: настроить класс на рабочий ритм, мобилизовать учащихся для включения в учебный процесс.

  • приветствие учащихся;
  • фиксация отсутствующих;
  • проверка готовности учащихся к уроку.

Чтобы у нас царила атмосфера доброжелательности, предлагаю начать урок с таких слов.

В класс вошел – не хмурь лица,
Будь разумным до конца.
Ты не зритель и не гость – 
Ты программы нашей гвоздь:
Не ломайся, не смущайся,
Всем законам подчиняйся.

А законы у нас сегодня будут такие: каждый из вас имеет возможность получить оценку за урок по результатам своей работы  на различных его этапах. Я предлагаю начать наш урок с оценки своих знаний  по теме: «Координатная плоскость». Поставьте в листах оценки (карточка 1) себе  отметку над чертой. Критерии отметок вы видите на экране (Презентация 1, слайд 2)

Желаю всем удачи!

Постановка личностной цели.

Ребята, а задумывался ли каждый из вас над тем, с какой целью он сегодня пришел в школу? Какая цель есть у каждого из вас? Я вам помогу вам сформулировать для себя цель. Предлагаю вам выбрать  свою личную цель из списка на доске.
(Презентация 1, слайд 3)

Запишите ее номер в тетради на полях. Постарайтесь работать на эту цель в течение всего урока. В конце урока мы проанализируем, смогли ли Вы ее достичь и в какой мере. Вы должны продемонстрировать: силу ума, отвагу, настойчивость, сосредоточенность, работоспособность, концентрацию мысли, выносливость, волю к победе, умения распределять свои силы на длительную дистанцию, используя знания, умения и навыки по теме: “Координатная плоскость”.

Цель для учащихся:  подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к  уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выбирают себе цели из списка на экране.

2. Актуализация знаний учащихся. Цель  для учителя: актуализировать мыслительные операции, необходимые для построения точек на координатной плоскости: внимание, память, мышление.

Методы обучения: словесный, наглядный.

Формы работы: фронтальная.

На каждом этапе вам нужно будет выполнять задания, а в конце урока проверим ваши решения,  подведём результаты и назовём победителей марафона. Поэтому ваша задача – показать свои знания и умения для успешного преодоления расстояния от «СТАРТА» до «ФИНИША» (Презентация 1, слайд 7)

Теоретическая подготовка проверяется с помощью теста (Приложение 1)

А сейчас, ребята, посмотрим, где ещё не обойтись без координатной плоскости (Презентация 1, слайды 11-15)
В речи взрослых вы могли слышать такую фразу: “Оставьте мне ваши координаты”. Это выражение означает, что собеседник должен оставить свой адрес или номер телефона, которые и считаются в этом случае координатами человека. Главное здесь в том, что по этим данным человека можно найти. Именно в этом и состоит суть координат или, как обычно говорят, системы координат: это правило, по которому определяется положение того или иного объекта.
Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека. Кроме почтовых адресов и номеров телефонов, вы знакомы с системой координат в зрительном зале кинотеатра (номер ряда и номер места), в поезде (номер вагона и номер места).
На географии вы знакомились с системой географических координат (долгота и широта).
Те из вас, кто играл в “морской бой”, пользовались при этом соответствующей системой координат. Каждая клетка на игровом поле определяется буквой и цифрой, Буквами помечены вертикали игрового поля, а цифрами – горизонтали.
Аналогичная система координат используется в шахматах, только горизонтали на шахматной доске всегда обозначаются латинскими буквами.
Такого рода “клеточные” координаты обычно используются на военных, морских, геологических картах.
Придумайте систему координат для определения места ученика в классе. Укажите координаты нескольких учеников. (определение координат острова Презентация 1, слайд 16)
А, как вы думаете, какая  тема сегодняшнего урока?  Что будет сегодня на уроке в роли «главного героя»?

Цель для учащихся:  умение оперировать знаниями, полученными раннее.
3. Закрепление учебного материала, предполагающее:
  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

Правильно! Откройте тетради запишите   дату, тему урока

Цель для учителя: помочь учащимся сформулировать тему и цель урока, способствовать формированию навыка фронтальной работы.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый, работа с учебником.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Соотнеси координаты точек и буквы (Презентация 1, слайд 17)

(Презентация 1, слайд 18)

Создание портрета координатной области:

Обсуждение и выступление учеников (создание общего поля исследования)

Гр. I Точки А(2;4); В(5;8); D(4;1); С(7;2); Расположены в I координатной четверти. Абсциссы и ординаты этих точек различны, но их объединяет то, что они положительны.
Вывод: «Знаки координат в I-й четверти положительны»
На портрете рисуют в первой четверти (+;+).
Гр. II Точки М(–2;6); Р(–3;1); N(–6;3); К(–7;6); расположены во II координатной четверти. Абсциссы и ординаты этих точек различны, но их объединяет то, что абсцисса – отрицательное число, а ордината – положительное число.
Вывод: знаки координат во II-й четверти такие: х-положительное, у-отрицательное.
На портрете рисуют в III четверти (-;+).
Гр. III Точки Е (-2;-2), S (-5;-3), R (-7;-2), F (-3;-6). Расположены в III координатной четверти. Абсциссы и ординаты этих точек различны, но их объединяет то, что абсцисса - отрицательное число, а ордината – отрицательное число.
Вывод: знаки координат во III-й четверти такие: х- отрицательное, у-отрицательное.
На портрете рисуют в III четверти (-;-).
Гр. IV Точки L( 2;-3), H( 4;-5), G( 6;-2), Q( 8;-6). Расположены в IV координатной четверти. Абсциссы и ординаты этих точек различны, но их объединяет то, что абсцисса - положительное число, а ордината – отрицательное число.
На портрете рисуют в IV четверти (+;-).
Гр. V Точки A( 0;5), B( 0;2), C( 0;-3), D( 0;-6). Расположены на оси у. Абсциссы этих точек равны 0, а ординаты различны.
Вывод: Если точка лежит на оси ординат, то абсцисса этой точки равна нулю.
На портрете рисуют, на оси у – (0;у)
Гр. VI Точки S (0;5), M (0;2), N (0;-3), P (0;-6). Лежат на оси х. Абсциссы этих точек различны, а ординаты равны 0.
Вывод: Если точка лежит на оси абсцисс, то ордината этой точки равна нулю.
На портрете рисуют, на оси х – (х;0)

(Презентация 1, слайд 20)

Нравится вам портрет координатной плоскости?
Что бы вы добавили к этому портрету?
(Можно, например, указать как находится координата точки).
Вывешиваю плакат с «портретом координатной плоскости».
В математике такой портрет можно назвать опорным конспектом.
Укажите место точек на координатной плоскости (Презентация 1, слайд 21)

Мы видим глазами наш удивительный мир, который пронизан светом ласкового солнца. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наши глаза помогают нам познавать окружающий мир, учиться, выполнять различную работу. Человеку с плохим зрением труднее будет учиться, работать. Наши глаза настолько драгоценны, что мы просто обязаны их беречь. И сейчас сделаем гимнастику для глаз.

Упражнения для глаз (сидя на месте):

  • Закрыть глаза, до лёгкого ощущения боли, сжать веки.
  •  Глядя на стену впереди, выполнить вращения глазами, мысленно рисуя знак  бесконечности ?
  • Зажать  правую руку в кулак так, чтобы большой палец был перпендикулярен потолку и  вытянуть её перед собой.  Двигая рукой влево, вправо, глазами смотреть на  кончик большого пальца руки.
  • Смотрим вверх, вниз, не двигая головой.
  • Смотрим влево вправо, не двигая головой.
  • Вытянули голову вверх, повернули ею влево, вправо, вверх, вниз.
  • 7-8 раз.

Закончили упражнения.

Молодцы! Отдохнули, а теперь продолжаем.
Предлагает учащимся упражнения на усвоение и закрепление навыков и умений, тренировочные упражнения

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы, аргументируя свое мнение.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы с аргументацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют и оценивают  свою деятельность и деятельность друг  друга.

 

 

 

 

 

4. Закрепление учебного материала, предполагающее:
  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
  • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила учебный материал.
Цель для учителя – организовать работу по применению нахождения координат точек на координатной плоскости, организовать выполнение самопроверки, самооценки, работы над ошибками.
Задачи: установление правильности и осознанности учебного материала, выявление пробелов, их коррекция.

Методы обучения: репродуктивный, наглядный,  работа с учебником.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при  не усвоении частью учеников нового учебного материала рекомендую в парной работе объяснить сделанные ошибки с последующим их устранением. (Презентация 1, слайды 22, 23)

Финишный рывок

У древних греков существовала легенда о созвездиях Большой и Малой Медведиц. Всемогущий бог Зевс решил взять себе в жены прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини Афродиты, вопреки желанию последней. Чтобы избавить Калисто от преследований богини, Зевс обратил Калисто в Большую медведицу, ее любимую собаку – в Малую Медведицу и взял их на небо. Мир звёзд чрезвычайно разнообразен, интересен и увлекателен. Небо над нашей головой усыпано множеством маленьких сверкающих точек. Они кажутся такими, потому что находятся от нас очень далеко. На самом деле звёзды – это огромные раскалённые газовые шары. Самые горячие из них – голубые, затем – жёлтые, как наше солнце, и красные. Есть звёзды – гиганты и звёзды – карлики. Небо всегда притягивало к себе своей неизвестностью и загадочностью. Когда люди в древности наблюдали звёздное небо, они обратили внимание на отдельные группы звёзд – ярких и таинственных. Это были созвездия. Фантазия помогла им в них увидеть очертания сказочных героев или животных, поэтому почти с каждым созвездием связаны какая – нибудь легенда или миф. Мы сегодня познакомимся с некоторыми из них, посетив небесный зоопарк. Её обитателей мы будем находить по координатам.
В древности люди очень сильно увлекались астрологией. В наше время она не считается наукой, однако звёзды говорят, что каждый ребёнок рождается талантливым. Дерзайте и будущее будет вашим. Звёзды всегда на стороне весёлых и находчивых.
А теперь вы должны свои умения и знания проявить при выполнении практического задания с элементами творчества.
Представьте, что вы художники. Вам предстоит на координатной плоскости нарисовать свой знак Зодиака, своё зодиакальное созвездие. (Презентация 2)
Воспитательное слово учителя: При выполнении этого задания вы увидите как важно быть внимательным, аккуратным в работе и хорошо знать алгоритм построения точки по заданным координатам. Чтобы не получился глаз на хвосте, а лапы на голове.
Составляем карту созвездий своего класса.

Цель для учащихся: уметь оценивать свои знания

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся в тетрадях выполняют задание.

  Анализ достижений предметных и метапредметных результатов 

Цели этапа:зафиксировать, где были допущены ошибки; алгоритмы, правила, понятия и т.д., в которых были ошибки, способ исправления допущенных ошибок (на основе метода рефлексии.

Организация учебного процесса на этапе:

А теперь подведем итоги. В начале урока вы себя оценили, поставив отметку в карточку над чертой, я предлагаю вам сейчас в конце урока оценить себя ещё раз по тем же критериям и поставить себе отметку за этот урок под чертой. У вас получилась дробь. Поднимите руку те, у кого дробь правильная или равная единице. Я за вас  рада и считаю, что на контрольной работе вы будете на высоте. Те же у кого дробь получилась неправильная  советую вам поработать дома над теорией по этой теме.

Учащиеся отвечают на вопросы с аргументацией.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия. Анализ  личностных результатов

– А теперь посмотрим, достигли ли Вы своей личной цели, которую записывали в начале урока?

Покажите зеленую карточку, если вы достигли личную цель, и красную, если нет. (Ребята, может кто-то из вас открыто назовет  свою цель  и ответит на вопрос «достиг он ее и почему он так считает?)
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал каждый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

– Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
– Кто работал так, как первый человек?
– Кто работал добросовестно?
– Кто принимал участие в строительстве храма (храма знаний)?
– Скажите, какие из предложенных задач были наиболее легкими? Наиболее интересными?
– Что мы еще с вами не очень хорошо отработали?
– Какие ошибки вы допускали на уроке?

Учащиеся отвечают на вопросы, аргументируя
6. Домашнее задание Найти миф и легенду о своём созвездии. Записывают домашнее задание. Вникают в суть, осмысливают его.