Урок технологии по теме «Изготовление прихватки "Хозяюшка"»

Разделы: Технология


Материалы, необходимые для изготовления прихватки:

1.Три основные детали: 
а. две детали меньшего размера для изготовления верхней части прихватки (2 треугольника из драпа светлобежевого и синего цвета);
б. одна деталь большего размера для нижней стороны прихватки (квадрат 22 х 22 из драпа синего цвета);
2. Мелкие детали из драпа красного и розового цвета для изготовления цветка (14 деталей);
3. Листья из драпа тёмнозелёного цвета (2 детали);
4.Въюнок синего цвета для отделки (95 см);
5. Нитки розового цвета (1 бабина);
6. Нитки синего цвета (4 бабины);
7. Нитки салатового цвета (1 бабина).(фото.1)
Основная идея – применение традиционных методов обучения в новых нестандартных ситуациях. Формирование познавательного интереса к рукоделию, развитие внимания, памяти, мелкой моторики и координации рук способствует становлению творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в современном мире.

Цель урока:

  • Образовательная – научить в правильной последовательности изготавливать изделие, совершенствовать навыки при выполнении ручных работ и на швейной машине;
  • Развивающая – развитие мышления (мыслительных операций – анализировать, сравнивать, обобщать);развитие внимания при раскрое и изготовлении изделия; развитие точности движения; развитие самостоятельности и самоконтроля;
  • Воспитательная – воспитание любви к предмету, трудовой дисциплины, привитие культуры труда; воспитание бережливости; воспитание познавательной потребности, интереса и активности; воспитание ответственности за порученную работу.

Методы обучения: словесный (устное изложение нового материала, беседа, объяснение), наглядный (образцы изделия, инструкционная карта), практический ( показ трудовых приемов).

Оборудование и материалы: компьютер с проектором, экран ,доска, образцы изделий прихваток, образцы последовательности изготовления прихватки, швейная машина, утюг, плакаты ''Техника безопасности при выполнении ручных и машинных работ'', гладильная доска, ножницы, иглы, швейные нитки, лоскутки ткани из драпа, тесьма ”въюнок ”, распарыватель, рабочая тетрадь, ручка, лекала, инструкционная карта последовательности изготовления прихватки.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: ОБЖ, черчение, русский язык, химия, математика, физика.

Время: 2 урока по 45 мин.

Терминология: сметать, стачать, наметать, настрочить, обметать, разутюжить.

Литература к уроку:

  1. Р.И.Егорова, В.П.Монастырная ''Учусь шить'' для уч-ся среднего школьного возраста,Просвещение,Москва.1988г.
  2. И.А.Сасова ''Технология'' 5класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, ч.3, «Вентана-Граф», ОАО Московские учебники, Москва.2008г.
  3. В.Д.Симоненко ''Технология'', учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек), «Вентана-Граф», АО Московские учебники, Москва.2004г.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка присутствующих учащихся, проверка готовности к уроку.

II. Теоретическая часть

1. Сообщение темы и цели урока:

Тема нашего урока «Изготовление прихватки ” Хозяюшка”» Вы познакомились с новым видом рукоделия – лоскутным шитьемнаучитесь приемам выполнения лоскутного шитья и подбирать лоскутки по цвету, работать с кусочками ткани разными по толщине; изготовите прихватку из драповых лоскутков; закрепите ручные приемы и приёмы работы на швейной машине.

2. Проверка знаний учащихся.

Какие существуют виды волокон? (Волокна животного и  растительного происхождения).

Из каких волокон изготавливают хлопковые и шерстяные ткани? (Из хлопка, растительного происхождения и шерсти, животного происхождения),(показать волокна).

На какой стороне ткани рисунок более яркий? (На лицевой стороне),(показать ткань).

По каким признакам ещё можно определить лицевую сторону ткани? (На лицевой стороне ткани рисунок переплетения более чёткий. Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки(петельки, узелки) выведены на изнаночную сторону. В шерстяных тканях на лицевой стороне в отличии от изнаночной ворс располагается упорядоченно в одном направлении),(показать ткань).

Как определить нити основы и утка на ткани? (Нить основы идёт вдоль кромки, а нить, идущая поперек нити основы – уток. По растяжению: нить основы не растягивается, нить утка – тянется. По нити, выдернутой из ткани: нить основы прямая, нить утка – извилистая. В драповых тканях долевая нить идёт по ворсу с верху в низ),(показать ткань).

Что значит «сметать»? (Соединить две детали, примерно равные по величине стежками временного назначения).

Что значит «стачать»? (Соединить две детали, примерно равные по величине строчкой постоянного назначения).

Что значит «наметать»? (Соединить две детали, меньшую с большей, наложенных одна на другую стежками временного назначения).

Что значит «настрочить»? (Соединить две детали, меньшую с большей, наложенных одна на другую строчкой постоянного назначения).

– Что значит «обметать»? (Постоянный вид работы, предохранение срезов от осыпания).

– Что значит «разутюжить»? (Разложить припуски шва на две стороны и закрепить их в таком положении).

Какое назначение имеет прихватка? (Предохранение рук от ожогов).

3. Изложение учителем нового материала

У: Итак, тема нашего урока: Изготовление прихватки «Хозяюшка». (Приложение 1, фото.14)

У: Открыть тетради и записать тему урока. (Доска).

У: Сегодня мы выполним творческую работу, результатом которой будет прихватка для работы в кабинете технологии.

Демонстрация инструкционной карты последовательности изготовления прихватки с пояснениями.

Цель и задачи творческой работы. (Доска)

У: Записать в тетради цель и задачи творческой работы.

У: Как вы понимаете слова «технология изготовления»? (Последовательность (план) выполнения работы).

У: Рассмотрим этапы работы творческой работы. (Приложение 1, фото.1-14).

Разработка этапов выполнения творческой работы: изготовление прихватки  «Хозяюшка» с опорой на имеющиеся знания учащихся.

У: Прихватки могут быть различных форм, видов и быть выполнены в различных техниках.

Ученицы рассказывают об особенностях различных видов прихваток.(изд.прихваток).

У: Из каких тканей вы можете изготовить прихватку?

У: На предыдущих занятиях вы отрабатывали приёмы и упражнения на тканях разной толщины.

- Какие требования нужно соблюдать при работе с тканями средней и большей толщины? (Подтягивать ткань во время выполнения машинных работ, все ВТО работы выполнять через влажный проутюжельник).

У: Что нужно уметь перед раскроем прихватки? (Гармонично подбирать цвета).

Детали прихватки. (Приложение 1, фото.1)

Демонстрация образцов деталей прихватки.

У: Что вам понадобиться для изготовления прихватки? – (Материалы).

Материалы. (Приложение 1, фото.1).

У: Для изготовления прихватки используются лоскутки тканей различных цветов и размеров. Выбор остаётся за вами.

Инструменты и приспособления. (Показ).

У: Назовите инструменты, приспособления, оборудование, необходимое при изготовлении прихватки?

Правила безопасности при работе в кабинете и при выполнении ручных и машинных работах. (Плакаты).

У: Какие правила техники безопасности вы должны соблюдать в кабинете и при выполнении ручных и машинных работах?

Ученицы рассказывают правила безопасности в кабинете.

4. Закрепление знаний учащихся

– У каждого учащегося есть карточка с этапом изготовления прихватки, прикрепите карточки к доске, соблюдая технологическую последовательность.

5. Физкультминутка

Дежурный проводит физкультминутку, показывая упражнения.

 III. Практическая часть

1. Практическая работа «Выполнение сборки верхней основной части прихватки» (Приложение 1, фото.1-8).

2. Вводный инструктаж учителя:

Цель практической работы: «Выполнение сборки верхней основной части прихватки».

Задачи практической работы (доска):

  • ознакомление с объектом труда (образцы прихватки);
  • ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по инструкционной карте);
  • предупреждение о возможных ошибках при выполнении работы;

Требования к качеству изделия. (Приложение 1, фото.1-8)

От  качественного выполнения каждой операции зависит вид готового изделия – прихватки. После выполнения каждой операции вы будете проверять качество своей работы.

3. Самостоятельная работа учащихся по инструкционной карте.

4. Текущий инструктаж учителя. (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

4.1. Формирование новых умений:

–  проверка организованности начала работы учащимися;
 – проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
 – соблюдение правил охраны труда, санитарии и гигиены труда при выполнении задания.

4.2. Усвоение новых знаний:

– проверка правильности использования учащимися инструкционных карт.

4.3. Целевые обходы:

– инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
– концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах  выполнения операций;
– оказание помощи слабо  успевающим к выполнению задания учащимся;
– проверка соблюдения учащимися правил техники безопасности;
– контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
– рациональное использование учебного времени учащимися.

5. Заключительный инструктаж учителя:

–  анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
–  разбор типичных ошибок учащихся;
–  вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
–  повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

6. Подведение итогов урока учителем:

– сообщение учителя о достижении целей урока;
– оценка результатов труда учащихся на уроке;
– выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;
– сообщение о теме следующего урока.

7. Уборка рабочих мест