Влияние экологического пространства ДОУ на формирование у детей осознанно-бережного отношения к окружающей среде

Разделы: Работа с дошкольниками


Экологическое воспитание в качестве части современной системы образования оформилось  сравнительно недавно – в последние десятилетия прошлого века как ответ на резко ухудшившиеся условия жизни на планете. Положение усугубляется нарастающим процессом отчуждения человека от природы. Живущие среди асфальта и высотных зданий, занятые постоянной заботой о своем жизнеобеспечении люди в прямом смысле уходят от природы. Экологическое воспитание и образование детей – это необходимость нашего времени: надо показывать детям связь человека с природой, его зависимость от нее, раскрывать законы природы, ее гармонию и красоту, учить детей проявлять заботу о природе.

Экологическое образование охватывает как рацио­нальную, так и эмоциональную сферу ребенка. Опыт убеждает, что лозунги и даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Сознание формируется в процессе деятельности. Если мальчик или девочка огораживают муравейники, спасают мальков, они как бы участвуют в работе самой природы. Здесь воспитывается не просто милосердие, а происходит нечто большее, чему нет названия, что лишь в слабой степени отражает термин «формирование сознания».

Однако, новые нормативные документы, регламентирующие деятельность дошкольных образовательных учреждений, вводят дополнительные ограничения в организацию взаимодействия с природой. В СанПиН 2.4.1.2660-10 в пункте 6.13 раскрываются требования к организации уголков и комнат природы, фитоогорода, фитобара, согласно которым, они «могут быть организованы только в отдельных помещениях или в отдельно выделенных местах. Уборка за животными и уход за растениями может осуществляться только персоналом дошкольной организации. Дети могут осуществлять только полив растений. Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается». Учитывая, что в настоящее время остро стоит проблема нехватки мест в дошкольных учреждениях, выделение отдельных территорий для организации комнат природы становится проблематичной. Таким образом, актуальным становится поиск стратегий и технологий, методов работы с дошкольниками эффективных в условиях ограничения возможности детей общения с природой.

Наличие в нашем учреждении зимнего сада – это идеальная возможность для  решения  триединой задачи: охрана природы, ее изучение и экологическое просвещение дошкольников. Зимний сад – это уникальный природный комплекс с богатейшим растительным миром, что дает нам основу для организации экологической работы с дошкольниками. Наше  учреждение одно из немногих в Мурманской области, которое ведет работу по экологическому образованию дошкольников не эпизодически, а на постоянной основе, так как круглый год детей окружает разнообразный мир зеленых насаждений. Отправляясь в зимний сад, настраиваю ребят на улыбку, на доброе уважительное отношение ко всему, с чем мы повстречаемся. Так приятно, когда видишь, как у ребенка загораются глаза добрым блеском. Занятия в зимнем саду создают предпосылки для раскрытия эмоционального потенциала ребенка, воспитания элементарного экологического сознания. Даю ребятам понятие о том, что и растения и животные – живые существа, они дышат, питаются, растут, а самое главное, как и человек чувствуют боль. Сломанная ветка, сорванный цветок, срубленная елка плачут и просят о помощи. Малыши все понимают буквально  и ощущения свои сохраняют надолго, а если они еще и эмоционально окрашены, то остаются в памяти ребенка на всю жизнь.

Приказ Минобрнауки № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (далее ФГТ), диктует новые требования к работе дошкольных образовательных учреждений. Основными направлениями дошкольного образования названы: познавательно-речевое; физическое; социально-личностное; художественно-эстетическое. Каждому направлению соответствуют образовательные области (далее ОО): познавательно-речевое направление «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественная литература»; социально-личностное направление: «Безопасность», «Социализация», «Труд»; художественно-эстетическое направление:  «Художественное творчество», «Музыка»; физическое направление – «Физическая культура», «Здоровье». Каждая ОО (за исключением – «Здоровье», «Безопасность») направлена на развитие детской деятельности, например:  «Физическая культура» – двигательной; «Социализация» – игровой; «Труд» – трудовой; «Коммуникация» – коммуникативной; «Познание» – познавательно-исследовательской и продуктивной; «Художественное творчество» – продуктивной. Содержание экологического образования детей дошкольного возраста определяют ОО: «Познание», «Безопасность», «Труд».

ОО «Познание» обеспечивает формирование у ребенка целостной картины окружающего мира; развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности, местам обитания человека, животных, растений; формирование экологических представлений, ценностных основ отношения к окружающему миру, удовлетворение детской любознательности, не подавив при этом интереса к узнаванию природы, привитие первых навыков активности и самостоятельности мышления.

ОО «Безопасность» обеспечивает формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира); представлений об опасных для окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для окружающего мира природы поведения.

ОО «Труд» обеспечивает формирование положительного отношения к труду (в природе); воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду  других людей и его результатам.

В соответствии с ФГТ основными моделями образования детей дошкольного возраста стали: совместная деятельность взрослых и детей и самостоятельная деятельность детей. При этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Особенностью новых подходов к дошкольному образованию являются итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые описывают интегративные качества ребенка. Сегодня, как никогда актуальны вопросы, связанные с развитием личности ребенка, его деятельности, со способами освоения ребенком разных сторон действительности, в том числе и природы. Знания детей, их вопросы, догадки и предположения создают проблемное видение и проблемное отношение к миру, они входят составной частью в эвристическую структуру личности ребенка. Результативность и успешность процесса экологического образования детей зависит от ряда педагогических условий. Под педагогическими условиями понимают те, которые сознательно создаются в учебно-воспитательном процессе и которые должны обеспечить наибольшее эффективное формирование и протекание необходимого процесса.

Работу по экологическому просвещению провожу  по следующим направлениям:

экологические занятия и игры,
– экологические экскурсии и походы,
– путешествия по экологическим тропинкам,
– наблюдение и уход за растениями,
– труд в природе,
– исследовательская деятельность,
– проведение природоохранных акций, выставки,
– экологические праздники и развлечения.

Значительная часть экологических занятий проходит в зимнем саду, поэтому он оригинально и своеобразно оформлен – это залог создания у детей позитивного настроения, формирования интереса к занятиям, неповторимой творческой атмосферы. Просторное помещение зимнего сада позволяет играть с детьми в различные экологические игры, подобранные специально к изучаемой теме. Например, отгадывая экологические загадки, ребенок должен не только отгадать нужное животное, но и найти его среди иллюстративного материала в зимнем саду. Другой вариант игры – найти растение по описанию или по фотографии и назвать его.

Общеизвестно, что наиболее эффективными  являются игровые методы, поскольку в игре ребенок отражает свое отношение и переживание к окружающей действительности.  Особой формой экологической работы, на мой взгляд, является – ролевая игра. Немалый интерес у детей вызывает ролевая игра «Маленький знаток природы». Вначале детей знакомлю с каким-либо растением, его особенностями и образом жизни на занятии, а потом, придя в зимний сад уже с определенным багажом знаний, дети выступают в роли экскурсовода. Так дети учатся преодолевать застенчивость при публичных выступлениях, при этом легко делятся имеющимися знаниями с окружающими.

Сюжетно-ролевая игра «Доктор Айболит» позволила выявить отношение детей к больным, нуждающимся в заботе и уходе животным, увидеть имеющиеся у них умения оказывать помощь нуждающимся. Через игру отрабатывались полученные знания о способах проявления заботы о живом существе.

В экологическом просвещении дошкольников  большую роль играет сенсорный опыт детей, который стремлюсь использовать в самых разных ситуациях: уточняю цвет, форму, размер, запах, характер поверхности и другие особенности. Учу сравнивать растения. Ведущий метод на таких занятиях – обследование. Особенно удобны для обследования и наблюдения комнатные растения, так как их форма во все сезоны года не меняется. Предлагаю не только рассмотреть растение, но и обследовать его: потрогать, ощутить гладь листьев фикуса и бархатистость фиалок. Сравнивая растения, отмечаем их различия: у фиалок стебель короткий, тонкий, прозрачный. Листья небольшие, нежные, светло-зеленые. У фикуса листья большие, яркоокрашенные, ствол толстый.

Наблюдая за растениями, дети знакомятся с функциями их органов: корнями растение удерживается в земле, всасывает воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу) идут к листьям. Листья нужны, чтобы поглощать свет. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание взаимосвязанной работы живого организма в целом.

Особенно важным, при организации экологической работы с детьми, считаю их непосредственное общение с животными. В последнее время стало очень трудно знакомить дошкольников с животными. Раньше приветствовалось содержание в дошкольных учреждениях живых объектов. В нашем зимнем саду содержались: кролик, курица, петух, ежик, хомячки, морские свинки, попугайчики, канарейки, черепахи и мы не по картинкам знакомили детей с этими существами.

СаНПиН  запрещает содержать в группах животных. Как же знакомить детей с ними? По картинкам? Иллюстрациям? А как же чувственный опыт? Вопрос остаётся открытым. Народная мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я пойму, дай потрогать – и я запомню»... 

Большое значение уделяю проведению природоохранных акций. Что же такое экологическая акция? Это общественно значимое мероприятие, направленное на охрану объектов природы.

Целью экологических акций выделяю:

  • привлечение внимания граждан, в том числе и самых маленьких, к проблеме сохранения живой природы;
  • формирование у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения.

Вместе с детьми провели такие экологические акции: «Лес – это тоже наш «дом», «Спасём Ёлочку», «Помогите птицам»; выставки поделок:  «Северный олень», «Ёлочка – красавица»; рисунков: «Ёлочка-красавица»…

Проведение таких акций вызывает у детей радостное ощущение праздника, чувство собственной значимости и гордости за сделанную работу. Ведь они участвуют в настоящих взрослых делах!

Праздник – это радость, это яркое событие в жизни ребенка, наполненное необычными и глубокими впечатлениями. К.Д. Ушинский писал: «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка это действительно событие в детской жизни, и что ребенок считает дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы». С большим удовольствием наши дети принимают участие в экологических праздниках и развлечениях, таких как: «Праздник урожая», «Наши друзья – птицы», «День Земли».

Экологическая деятельность дошкольников носит имитационный характер, поскольку она моделирует жизненную практику и направлена на овладение конкретными практическими умениями. В связи с этим обозначаю ее, как экологически ориентированную деятельность, в содержании которой выделяются познавательная, практическая, ценностно–ориентированная экологические деятельности. К познавательной эколого-ориентированной деятельности относятся наблюдение, экспериментирование, моделирование, коллекционирование. Практическая экологически ориентированная деятельность в ДОУ связана с формированием стратегий непрагматического взаимодействия с природой. К ней отношу: труд в природе, природопользование, природоохранную деятельность (организованные, как экологически ориентированные), игровую, речевую, художественную деятельность. Ценностно-ориентационную деятельность в природе направляю на приобретение опыта ценностных ориентаций и оценочных суждений (критическая оценка состояния окружающей среды; обсуждение последствий деятельности человека, выбор решения, поведения). Формирование экологического отношения начинаю с накопления опыта в эмоциональной сфере через непосредственный контакт с естественной природой. Благодаря экологической практике у детей формируется круг экологических интересов и культурно-экологических потребностей, которые они стремятся удовлетворить самостоятельно, либо с помощью сверстников или взрослых. В экологическом образовании изменились варианты диагностики, они теперь направлены прежде всего не на проверку знаний ребенка, а на развитие его познавательного интереса, исследовательской деятельности.

Активно использую «уголки-лаборатории», которые побуждают детей к наблюдению и экспериментированию. Все материалы и оборудование «лаборатории»  находятся в полном распоряжении детей, многие материалы универсальны: лоскутки ткани, бумага, кусочки дерева, камушки, гайки, болтики и другие ценнейшие вещи, которыми часто переполнены карманы юных исследователей. Эти предметы служат источником новых замыслов и одновременно материалом для создания самых разных проектов. Стимулирование и саморегуляция познавательной деятельности в этих условиях осуществляется за счет любознательности детей и ее постоянного стимулирования со стороны педагога и предметно-пространственного окружения ребенка.

Детское экспериментирование предполагает получение новых сведений о том или ином предмете, объекте или создание нового продукта.

Для развития у дошкольников познавательного интереса, формирования навыков исследовательской деятельности проводим с детьми разнообразные наблюдения, опыты и эксперименты. Для этого имеется необходимое оборудование. Занятия проводим в игровой форме, так как именно игра наиболее близка дошкольнику.

Одной из главных задач трудового воспитания дошкольника является формирование положительного отношения к труду и понимание общественной значимости труда. Считаю, что педагоги должны сделать все, чтобы привить детям любовь и уважение к труду. Поэтому  и поставила перед собой  задачу сформировать у детей дошкольного возраста представления о значимости труда и привитие детям трудовых навыков. Для этого в нашем детском саду созданы все необходимые условия. Совместный с взрослым труд в зимнем саду дает возможность видеть его результаты, закреплять знания и умения, гордиться своими достижениями. Наши воспитанники с удовольствием ухаживают за растениями: протирают их, рыхлят почву, поливают, участвуют в пересадке. Малыши  работают с большим удовольствием, рассказывают обо всем, что они делают родителям. Желание детей работать настолько велико, что иногда приходится их даже уговаривать отдохнуть.  Но не тут-то было! Зимний сад большой, растений в нем много, все они ухоженные. И в этом есть немалая доля труда детей. Наша работа находит понимание и поддержку со стороны родителей. Папы помогают в ремонте и изготовлении орудий труда: лопат, грабель, носилок. Мамы с удовольствием участвуют в субботниках.

Результатом работы стало изменение отношения детей к труду. Теперь они с удовольствием выполняют трудовые поручения, проявляют инициативу при их выполнении, с уважением относятся к труду других людей. Иначе говоря, у детей формируется психологическая готовность к труду. А это имеет большое значение для формирования личности ребенка.

Дети учатся видеть и понимать природу, начинают осознавать, какая опасность может грозить животным и растениям в современном мире, почему их необходимо охранять и беречь.

Таким образом, в современных условиях экологическое образование тесно связывается с развитием личности ребенка, его деятельности, со способами освоения ребенком разных сторон действительности, в том числе и природы; созданием условий, учитывающих особенности развития, интересы детей, особенности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Целевыми ориентирами экологического образования становятся формирование инициативного, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого и самостоятельного ребенка; отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения; организации детских эколого-субкультурных практик.