Упражнения на развитие творческого воображения учащихся на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Изменения, произошедшие в системе образования с внедрением ФГОС второго поколения, привели к переосмыслению методов и приемов обучения иностранному языку. Перед учителями и преподавателями иностранного языка ставятся непростые задачи, так как наша роль помочь овладеть учащимся теми коммуникативными навыками, которые им действительно пригодятся в жизни. Для того, чтобы полученные учениками знания, применялись не только в учебных ситуациях, важное значение имеет развитие творческого воображения и мышления учащихся.

Кроме того, часто замечалось, что в обычной жизни учащимся тяжело преодолевать психологический барьер при общении с гражданином другой страны. Упражнения, направленные на развитие творческого воображения также помогают развивать спонтанность речи и обеспечить ситуацию успеха в обучении иностранному языку.

В методике развития творческого мышления и творческих способностей учащихся существуют методы и приемы активизации творческого воображения и фантазии, преодоления психологической инерции мышления и познавательно-психологических барьеров, а также приемы и методы генерирования творческих идей и повышения эффективности решения творческих задач.

Приемы и методы первого класса в основном используются для развития компонентов творческого воображения и мышления: гибкости, оригинальности, переключаемости внимания, памяти и др. Методы второго класса, позволяют получать фантастические идеи путем целенаправленного преобразования исходной ситуации. [1]

Данные упражнения, направленные на развитие творческого воображения также эффективно использовать на уроках иностранного языка. При этом для большей эффективности учащимся лучше работать или в группе или в паре или всем коллективом.

Упражнение 1: Упражнение на формулирование объекта. Возьмите наугад три–четыре признака или предмета, мало связанные между собой. Из них надо составить как можно больше объектов более высокого уровня, которые бы обязательно включали в себя эти объекты.

Пример: берем три слова: a cat, a sausage, a kitchen.

Вариант решения: A cat likes to eat sausages in the kitchen.

Упражнение 2. Упражнение на поиск общих признаков объекта. Возьмите наугад два или три мало связанных между собой объекта. Выпишите в столбик как можно больше общих характеристик этих объектов.

Пример: берем два слова: a louse, a mouse.

Вариант решения: 1. the nouns; 2. there are the letters OUSE; 3. They are small; 4. They are vermin; 5. The same plural form: lice, mice.

Упражнение 3. Упражнение на исключение лишнего элемента (звена) объекта. Выберите три–четыре любых объекта, характеристики которых в чем-то сходны. Это сходство может быть выражено чем угодно: функциями этих объектов, отдельными признаками и др. Выявите как можно больше общих признаков, объединяющих эти объекты. Чем больше общих признаков – тем больше связей между ними. Выявите из трех-четырех исходных объектов два, имеющие наибольшее число общих или объединяющих признаков (связей). Остальные объекты – лишние, которые должны быть исключены.

Пример: берем три слова: a balloon, a plane, an egg.

Вариант решения: 1. A balloon and an egg are round. 2. A balloon and a plane can fly. 3. We can’t eat a balloon and a plane. Таким образом, сходств между a balloon и a plane больше, а значит, an egg – лишнее слово.

Упражнение 4. Упражнение на поиск аналогов объектов. Возьмите любой объект и выпишите как можно больше его аналогов.

Пример: a helicopter.

Вариант решения: transport – a train, a plane, a car…; flying things – a plane, a butterfly, a snowflake… также можно подобрать и другие аналоги и слова.

Упражнение 5. Упражнение на поиск различных способов использования объектов. Возьмите какой-либо хорошо известный Вам (это важно!) объект. Требуется перечислить как можно больше различных способов его использования: от прямых функциональных, до самых «смелых».

Пример: a spoon.

Вариант решения: 1. for eating, 2. for candle, 3. instead of compasses, 4. for wearing shoes, 5. as a balance, 6. as a catapult, 7. bookmark.

Упражнение 6. Поиск соединительных звеньев (связей). Выберите два объекта. Необходимо назвать другие объекты (признаки, предметы, события, ситуации), которые будут являться как бы «переходным мостиком» от первого ко второму. Они должны иметь четкую логическую связь с заданными объектами.

Пример: cheese, sour cream.

Вариант решения: milk, a cow, a cat – a cat likes to eat cheese and sour cream; whiteness, a man – people eat; a house – we can cook it in our home; bread – we can it eat with bread.

Упражнение 7. Упражнение на выражение события (ситуации) другими словами.

Пример: I like the performance I’ve seen.

Вариант решения: I was admired by the play I’ve seen. – I’ve got a big impression from the performance.

Упражнение 8. Упражнение на формирование перечня названий объектов. К примеру, задан текст, к нему нужно придумать как можно больше различных названий.

Пример: William likes to visit Town Zoo. He would like to go to the Zoo every day. He likes animals very much. It is Sunday. William and his friend Tim don’t go to school. They go to the Zoo. In the Zoo they see a lot of animals. They are bears and foxes, giraffes and crocodiles, kangaroos and elephants. The animals are big and small. They are nice and funny. They can run, jump and swim. Some animals like to eat meat, cabbage, carrots, corn, oranges and apples. Some of them are kind and lazy. William comes home. He takes his album. He would like to draw the animals in the Zoo. The crocodile is long and green. It has got a strong tail and big angry teeth. The giraffe is big and strong but kind. His neck is long and his ears are funny. The grey elephant is big and kind. It likes to ride boys and girls. William’s pictures are very nice.

Вариант решения: Town Zoo, Animals, William’s Sunday, The describing of the animals.

Упражнение 9. Упражнение на построение ситуации по алгоритму. Опишите какую-либо ситуацию. При этом необходимо придерживаться определенного алгоритма. О чем бы ни шла речь, учащиеся обязаны фиксировать не только события, но и их последовательность и взаимосвязь. Можно, например, использовать правило Цицерона: «Кто – что – где – чем – зачем – как – когда».

Пример: Though it was winter Vadim Petrovich, the agronomist of the farm, had a busy day last Tuesday. He began his morning with the radio, he listened to the news. At half past seven he got up, washed, did his morning exercises at an open window, dressed and had breakfast.
Vadim Petrovich likes mornings, because he can see his family, and he can have a talk with his wife and children. At a quarter to nine Vadim Petrovich left home. It was a cold winter day. There was a lot of snow on the ground. The sky wasn't blue, and the sun didn't shine at all. There weren't any people in the street. Vadim Petrovich went to the farm. It is not far from his house, so he walks there. The road was white with snow and he couldn't walk fast. When he came to the farm, some people wanted to see and talk to him. His working day began. At 1 o'clock he went home to have dinner. He had dinner with his wife and little daughter who doesn’t go to school. He ate his dinner, rested a little, and went back to the farm. Vadim Petrovich had to talk to some people, to write some letters, and to do some other work. At 5 o'clock he had an important meeting. And only at 8 o'clock he came home.

Вариант решения: Vadim Petrovich, the agronomist – listened, washed, had breakfast, went to the farm, work – at home, in the street, on the farm – by ears, by water, by foot, with pen – for going to the farm, for dinner, for meeting, for speaking – cold, importantly – last Tuesday.

Таким образом, можно увидеть, что данные упражнения способствуют не только развитию творческого воображения, но и помогают обеспечить благоприятные условия для формирования лексических и грамматических навыков учащихся. Данные упражнения могут быть использованы не только для уроков английского языка, но и для других учебных предметов и для разного возраста учащихся, хотя, безусловно, чем младше учащиеся, тем легче упражнения должны быть.

Список литературы:

1.  Утёмов В. В. Развитие инновационного мышления учащихся посредством решения задач открытого типа // Концепт. – 2012. – № 12 (декабрь). – ART 12186. – 0,4 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12186.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.