Совершенствование движений и сенсорно-моторного развития учащихся как условие становления школьной зрелости

Разделы: Начальная школа


Развитие мелкой моторики у детей положительно влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Развивая мелкую моторику ребенка, мы стимулируем активную работу головного мозга и совершенствуем его координацию движений. Представляю один из вариантов развития двигательных навыков в ходе уроков, на которых перед учителем стоят определенные задачи.

I. Координационные способности (развитие общей моторики).
          1. Развитие точности и равновесия.
          2. Преодоление излишнего мышечного напряжения.
          3. Развитие быстроты, силы и гибкости.
II. Изобразительно-графические способности.
          1. Развитие графомоторных навыков.
          2. Овладение графической символизацией.

Среди физических качеств, которые необходимо развивать у детей в процессе физического воспитания, координационные способности занимают особое место. Они представляют собой специфические сенсомоторные свойства организма, обеспечивающие ему возможность тонко регулировать свои взаимоотношения с внешним миром посредством двигательной деятельности. Высокий уровень развития координационных способностей позволяет не только достигать необходимой точности, но и с меньшими усилиями овладевать большим количеством движений, необходимых человеку в трудовой и спортивной деятельности.

К основным разновидностям координационных способностей относятся:

точность (правильность) принятия заданных положений, поз и выполнения отдельных движений (руками, ногами, туловищем), а также целостных циклических упражнений (ходьба, бег, лыжи, коньки, плавание и т.п.) и ациклических действий (прыжки, метания, акробатические упражнения и т.п.);
равновесие при статических положениях тела (статическое) или по ходу выполнения движений (динамическое), а также при балансировании предметами;
быстрота, т.е. способность совершать движения, двигательные действия в минимальном для данных условий отрезке времени. Различают три ее относительно независимые друг от друга формы. Подбирая упражнения для развития силы, предпочтение следует отдавать тем, которые способствуют развитию более слабых мышечных групп – плечевого пояса, сгибателей туловища, бедра, голени;
гибкость, т.е. способность выполнять движения с большой амплитудой. Для развития гибкости существуют динамические (маховые, рывковые) и статические упражнения.

Целью формирования изобразительно-графического навыка является развитие мелкой мускулатуры пальцев, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов.

Перечень заданий и упражнений по развитию общей и мелкой моторики в ходе уроков.

Координационные способности

Общеразвивающие упражнения без предметов

  • Смена положений рук – вперед, в стороны, вверх, перед грудью и т.п.
  • Смена положений ног – основная стойка, стойка ноги врозь, стойка ноги скрестить (правая нога перед левой и наоборот) и т.д.
  • Смена положений туловища – наклоны вперед, назад, в стороны, повороты, круговые движения и т.п.
  • Сочетания движений рук и ног, а также рук или ног и туловища.
  • Движения рук или ног в различных положениях туловища: стоя, сидя, лежа и т.п.
  • Движения рук и туловища (ходьба, бег, подскоки).

Преодоление мышечного напряжения

  • Быстрый переход мышц от напряжения к расслаблению.
  • Сочетание напряжения одних мышц с расслаблением других (например, мышц левой и правой рук и т.п.).
  • Движения расслабленными частями тела («потряхивание»).
  • Произвольное эпизодическое расслабление мышц при выполнении циклических упражнений (например, во время длительного бега опустить руки вниз, встряхнуть ими и расслабить).

Быстрота

  • Руки – сгибание и разгибание, вращение, махи, рывки в разные стороны.
  • Туловище – вращения, наклоны, сгибания и разгибания.
  • Ноги – махи, приседания, впрыгивания, выпады.
  • Смешанные упражнения для рук и туловища, ног и туловища.

Графомоторные навыки

Мелкая мускулатура пальцев

  • Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

Зрительный анализ и синтез

  • Упражнения на определение правых и левых частей тела.
  • Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
  • Игры с условиями по выбору нужных направлений.

Рисование

  • Занятия по штриховке по контуру, обводка.
  • Срисовывание геометрических фигур.
  • Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

– дорисовывание незаконченных рисунков;
– дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);
– упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

  • Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

Графическая символика

  • Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).

Зрительно-моторная координация

  • Копирование и моделирование фигур из деталей.

Зрительное восприятие

  • Задания на узнавание контурных изображений предметов, перечеркнутых контурных изображений, наложенных друг на друга.
  • Упражнения на нахождение на картинах похожих или одинаковых предметов.

Зрительная память

  • Задания на опознание предмета, отсутствующего в другом варианте (например, в натюрморте).
  • Упражнения на восстановление первоначального расположения предметов, фигур на картине.

Письмо

  • Задания на изображение стилизованных букв, а также на дорисовывание, дописывание недостающих элементов в букве.
  • Задания на тренировку умения вести руку по заданной траектории, копирование элементов букв, написание букв и слов по шаблонам.

Зрительное восприятие

  • Задания на узнавание букв (выделение буквы среди ряда других, соотношение одних и тех же букв, изображенных разным шрифтом) и на соотнесение их формы, величины, цвета. Подбор букв одинаковых по критерию, который нужно вербализовать.

Зрительная память

  • Задания на выявление отсутствующей буквы.
  • Упражнения на выявление изменений в расположении предметов.
  • Восстановление первоначальной последовательности в расположении предметов.

Окружающий мир

Задания на отображение в рисунке природных объектов как по памяти, так и с натуры.

Зрительная память

Упражнения на узнавание природных объектов и восстановление последовательности их показа.

Физкультминутки

Пространственные представления

  • Упражнения на определение сторон тела.

Отработка понятий «правый», «левый»

  • Соотнести части тела с правой рукой (правая щека, правая нога), затем с левой (левое колено, левое ухо и т.д.), назвать их.
  • По инструкции показать, например, правую бровь, левый локоть.

Детей следует упражнять до появления уверенной ориентировки в схеме собственного тела .Определение направлений в пространстве

  • Вытянуть в сторону правую руку. Перечислить предметы, находящиеся справа, затем слева.
  • Повернуть голову влево, вправо, наклонить к правому плечу, затем к левому.

Уточнение пространственных взаимоотношений

  • Находясь в колонне, назвать стоящего впереди, затем сзади.
  • Находясь в шеренге, назвать стоящего слева и справа.
  • Сидя за столом, определить его правый и левый края. Руку поднимают ученики, сидящие за правой половиной стола (за левой).
  • Определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа («Я сижу слева от Васи»).

Знакомство со схемой тела ребенка, стоящего напротив

  • Вызванный ребенок, стоя спиной к остальным детям, поднимает правую руку. Дети, сидя на своих местах, поднимают правую руку и убеждаются в том, что он правильно выполнял инструкцию.
  • Не опуская руки, ребенок поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своим, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга.

Конструкции, обозначающие пространственные отношения, и их схематическое изображение

  • Графически воспроизвести направления. Предварительно показать их рукой в воздухе: сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо. Расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее в заданных направлениях.
  • Организовать работу в тетрадях (задания даются логопедом). Обозначить на строке четыре точки, поставить знак (от первой точки – снизу; от второй – сверху; от третьей – слева; от четвертой – справа).
  • Обозначить на строке четыре точки. От каждой точки провести стрелку в определенном направлении.

Мысленное перемещение и трансформация зрительных образов

  • Составлять картинки из частей.
  • Выполнять задания типа «Подбери лоскуток ткани», «Заштопай коврик», «Лабиринт».

Мелкая мускулатура пальцев рук

  • Противопоставление пальцев.
  • Сгибание и разгибание кисти в кулак поочередно и одновременно.
  • Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах.
  • Отведение – приведение пальцев.
  • Сжимание ластика разными пальцами.
  • Свободное постукивание пальцами по парте, одновременно и поочередно.
  • Перекладывание мячей разного диаметра.
  • Надавливание подушечками пальцев руки на пальцы другой.
  • Перекатывание в пальцах карандаша.
  • Передача пальцами теннисного шарика.

Рисование орнаментов

Развитию мелкой моторики способствуют упражнения, проводимые в тетрадях, – орнаментальное рисование.

  • Рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и ломаных линий.
  • Работа по формированию графического образа букв (графемы).

Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство

Работа начинается с уточнения опытно-пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурками, мозаикой. Для упражнений в конструировании и реконструировании букв алфавита можно использовать счетные палочки или картонные элементы. Дети упражняются в анализе состава и структуры графического знака; в его синтезе из элементов; в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок – к более тонким). Сначала реконструкция букв происходит в наглядно-действенном плане, а затем – отвлеченно, т.е. по представлению.

Переходя к рукописному шрифту, дети упражняются в записи чередующихся элементов букв: по образцу, исходной инструкции, под команду с постепенным увеличением темпа. При дифференциации таких букв основная задача – научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и соответственно обозначаемые ими звуки).

Последовательность операций следующая:

– выделение звука из слова;
– определение сигнального признака артикулемы (артикуляционной позиции при произнесении звука);
– соотнесение звука с графемой (буквой);
– контроль правильности выбора;
– запись буквы.

Стихотворные упражнения

Стихотворные тексты являются основой упражнений, которые можно использовать для развития движений руки и снятия мышечного напряжения в кисти. Кроме того, эти упражнения способствуют развитию чувства ритма, кратковременной слуховой памяти.

Моя семья

Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

Четыре братца

Идут четыре братца навстречу старшему брату.
– Здравствуй, большак!
Соединяют большие пальцы в щепотку.
– Здорово, Васька-указка, Мишка-середка, Гришка-сиротка да крошка Тимошка!

Большой палец поочередно соединяют с остальными пальцами.

Своевременная диагностика состояния моторной сферы у детей и коррекция ее нарушений может предупредить трудности освоения письма. Придавая большое значение развитию интеллектуальных способностей учащихся, особое внимание необходимо уделять развитию общей и мелкой моторики.