Воспитание у детей начальной экологической культуры (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками


«Природа – дом, в котором мы живем, и охрана этого дома – охрана человечества».

(Л.Леонов)

Учитывая весьма загрязненное состояние окружающей природной среды в России, занимающей 3 место в мире по выбросам и 74 место среди самых экологически чистых стран мира и переживающей острый экологический кризис, переход к устойчивому развитию для нашей страны задача не из простых.

Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. «Среди них познавательные ценности: ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом; вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер».

Исходя из выше сказанного, я поставила для себя цель – воспитание с первых лет жизни гуманной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Перед собой поставила следующие задачи:

  • Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам;
  • Формирование умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;
  • Освоение элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

Для решения данных задач я пользуюсь программой по экологическому воспитанию «Юный эколог» С.Н.Николаевой, в основе которого лежит личностно-ориентированная модель воспитания. И частично пользуюсь программой «Детство», раздел «Ребенок открывает мир природы» (авторы Н.Н.Кондратова, Л.М.Маневцева). Пользуюсь материалами из газет «Дошкольное воспитание», журнала «Экология в школе», которые выписываем в детском саду.

Основной упор в своей работе я делаю на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Эти методы дают возможность ребенку самостоятельно обнаруживать законы природы, а так же обогащают память ребенка, активизируют мыслительные процессы. Я разработала планы проведения наблюдений, опытов, бесед о временах года по месяцам. Во время занятий опираюсь на следующие приемы: моделирование, творческие задания для детей, мини-конкурсы, импровизации, путешествия по станциям. Для лучшего закрепления пройденного материала решила ввести новизну – каждое занятие закрепляла в виде решения логических задач, что способствует развитию самостоятельности мышления и гибкости ума, совершенствованию монологической речи, наблюдательности. Речевая логическая задача – это рассказ-загадка о природе. Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности речевую задачу, использую различные игровые задания: проблемные ситуации, экологические сказки, рекламы, загадки.

В ознакомлении с природой особое место в моей работе занимают дидактические игры («Чья птица улетит дальше?», «Пищевые цепочки в лесу?», «С чем нельзя в лес ходить?»). Решая задачи, поставленные в дидактической игре, я помогаю ребенку вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по отдельным общим признакам. Рассказывая об охране окружающей среды, я постоянно стремлюсь донести до детей значимость природы для жизни человека. Создаю условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды – уборка помещения и территории детского сада, уход за животными и растениями, высаживание деревьев и цветов. Мои дети любят возиться на  грядках весной – сажают лук, капусту, помидоры, тыквы, огурцы, сеют морковь, свеклу, редиску и зелень. Они летом старательно ухаживают за посевами – поливают, пропалывают, рыхлят почву. А осенью они видят результат всего труда и очень гордятся собой. Приучаю бережному отношению к окружающей природе – не ломать ветки деревьев, кормить птиц зимой, не разорять муравейники, убирать мусор в лесу во время экскурсий. Интересно проходят досуги и конкурсы «Мы друзья природы», «Моя экологическая сказка», «В гостях у Лесовичка».

Анализируя свою работу, вскрывая причины не усвоения некоторыми детьми правил поведения в лесу, на участке детского сада, я пришла к выводу, что необходим тесный контакт с семьей. Это заставило меня активизировать свою работу с родителями, это: родительские собрания, информационные листы, анкеты, индивидуальные беседы, проведение целевых прогулок. Совместно с родителями провели акции «Посади дерево!», «Оригинальная клумба», «Зимний городок» и праздники «Дары осени», «Здравствуйте, птицы».

Обследование уровня экологического развития детей два раза в год (в начале и в конце года) показало эффективность воспитательно-образовательной работы в детском саду по экологическому развитию, выявить уровень сформированности у детей экологических навыков. Для достижения конечной цели нужно время. И сегодня, реализовав часть своей темы, могу утверждать, что я на правильном пути к своей цели.

Я убедилась в том, что моя работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность, сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает; способствует гармоничному развитию личности ребенка в целом!