Урок истории "Горожане и их образ жизни"

Разделы: История и обществознание


Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с характерными чертами средневековых городов, внешним обликом и городскими жителями, организацией управления, обликом средневекового города.
  • Развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать активизации творческого потенциала учащихся, умения сравнивать, выделять главное, анализировать, делать выводы, обобщать, строить высказывание
  • Воспитывать чувства уважения к культуре других народов.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Учитель использует на уроке компьютерную Презентацию.

Этапы урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Объяснение нового материала.
  3. Закрепление нового знания.

1 этап. Проверка домашнего задания

"Средневековый город" (Слайд 1)

Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с возникновением средневековых городов. Сейчас проверим, как вы усвоили материал прошлого урока.

Задания:

1 ученик – рассказ по опорному конспекту (ОК) «Причины возникновения городов» (Приложение 1);
2 ученик – рассказать с помощью ОК (Приложение 2)  и картины о борьбе городов с сеньорами;
3 ученик – ответить на вопрос задания о ремесленной мастерской;
4 ученик – объяснить смысл содержание цепочек: М-П-У (мастер – подмастерье – ученик), Т-Д-Т2 (товар – деньги – товар2);
5 ученик – задание о ярмарке;
6 ученик – объяснить выражения: «Городской воздух делает свободным», «Что с воза упало, то пропало»;
6 учеников – письменные задания.

Учитель: Что такое город?

Ученики предлагают варианты ответов. Учитель, рассматривая все варианты, принимает во внимание "город как огороженное место".

Учитель: Первые города в Европе – это римские крепости, построенные по всем правилам военной науки (на экране – слайд 2 "Римская крепость"). Подобных городов ко времени правления Карла Великого насчитывалось чуть более 1,5 десятков (на экране – слайд 3 с картой "Завоевания Карла Великого"). Прошло 200-300 лет и города в Европе стали расти как на дрожжах – иногда бывало, что за 10 лет основывалось по 100-200 городов!
– Что же произошло? Почему Европа в XI-XIII веках внезапно покрывается густой сетью городов?

Учитель предлагает ученикам рассказать по ОК «Причины возникновения городов».
Ученик 1 выходит к доске и рассказывает по схеме.
Учитель предлагает учащимся просмотреть иллюстративный ряд на экране (слайды 4-8).

Учитель: Где же возникали города? 

Ученик 1  продолжает рассказ по ОК.
Учитель предлагает учащимся просмотреть Слайд 9.
Учитель выводит на экран схему "Образование средневековых городов" с опорными сигналами.

Учащиеся (исследуя схему): На мостах, на берегах рек, на перекрестках дорог, у удобных гаваней, у стен замков и монастырей.

Учитель: Объясните выражение «Нет земли без феодала». Вывод: города возникали на земле феодалов.

Ученик 2  рассказывает по ОК о борьбе городов с феодалами.

Учитель: Назовите главные занятия горожан (ремесло и торговля).

Ученик 3 отвечает на вопрос задания о ремесленной мастерской.

Ученик 4 – объясняет смысл содержания цепочек: М-П-У, (мастер – подмастерье – ученик), Т-Д-Т2 (товар – деньги – товар2);

Ученик 6 объясняет выражения: «Городской воздух делает свободным», «Что с воза упало, то пропало».

5 ученик – задание о ярмарке;

Собираются письменные задания.

Учитель: В конце этапа проверки знаний – тест (Слайд 10)

Оценки за работу.

2 этап. Объяснение нового материала

Запись в тетрадь темы урока.

Сообщение целей и задач урока.

Учитель: А сейчас мы совершим прогулку по средневековому городу (Слайд 11). Определите, что необычного было в средневековом городе? Какие здания и сооружения являлись наиболее значимыми и были символами города?

На экране проходит ряд слайдов (Слайды 12-22) с изображением средневековых городов: стен, ворот, улиц, рыночной площади, соборов, ратуш, домов и т. п. Учитель комментирует иллюстрации. На заключительных слайдах ряда (Слайды 23-24) учитель просит угадать отмеченные стрелкой городские постройки (ратушу, собор, рыночную площадь).

Учитель (повторяет вопросы): Определите, что необычного было в средневековом городе? Какие здания и сооружения являлись наиболее значимыми и были символами города?

Ученики называют особенности средневекового города: высокую крепостную стену для защиты от многочисленных врагов, узкие улочки и трехэтажные дома с нависающими этажами (признак дороговизны городской земли), грязь на улицах и т.п.

Учитель: Определите, что за сооружения являлись символами города (на экране – слайд 27 с символическими изображениями рынка, ратуши и собора).

Учащиеся называют символы города и делают записи в тетради: "Ратуша – место заседания городского совета, рынок – место постоянной торговли, собор – главная городская церковь".

Учитель: Эти сооружения определяли облик средневекового города, а какие еще сооружения были в средневековом городе.

Задание «Поиск». Работа с текстом учебника – с.119-120.

Работа с исторической картиной

Учитель: Как мы определяем, что перед нами – город? Чем средневековый город отличается от современного? Чем отличается город от деревни? Можем ли мы сказать, каковы были ценности средневековых горожан, глядя на картину?

Ответ на вопросы учителя:  указана городская стена, удобное место положения, большое число тесно стоящих строений, грязные, узкие улочки, рынок, дома в несколько этажей, каменные здания, ратуша – свобода, часы – время, рынок и лавки ремесленников – продажа изделий ремесла, городской собор – вера в бога.

Учитель: (слайды 27-28). Итак, мы познакомились со средневековым городом. Как же назывались его жители?
Ученики: Горожане.
Учитель: Чем занимались горожане?
Ученики: Ремеслом и торговлей.
Учитель: Чем занимались  деревенские жители?
Ученики: Земледелием, скотоводством (сельским хозяйством).
Учитель: Чем еще отличались горожане от других жителей средневековой Европы, вы найдете в тексте учебника – с.121-122.

Одновременно – заполнение схемы (слайд 29).

Вывод:

1. Горожане – особое  сословие со своими привилегиями и свободами, которые они отстаивали.
2. Союз короля с городами: 1) короли считались с городами – они имели крепкие стены, платили налоги, выставляли ополчение; 2) города – боялись разорительных войн.

3 этап. Закрепление нового знания

1. Вопрос 4 с.123. учебника.
2. Игра «Поймай рыбку» (учащиеся берут из «аквариума» листочки  в форме рыбки с написанными на них терминами и объясняют их значение.)

Домашнее задание