Личностно ориентированный урок по геометрии "Осевая симметрия". 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Тип урока: урок-обобщение

Цели урока:

  • Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по данной теме, актуализация личностного смысла учащихся к изучению темы, осознание учащимися социальной, практической и личной значимости учебного материала.
  • Развитие умений учащихся комплексного использования полученных знаний, применение их при построении симметричных фигур и умении находить оси симметрии в чувашских узорах и различных геометрических фигурах.
  • Использование различных видов деятельности на уроке, развитие умений быстро переключать внимание, сосредотачиваться на определенной работе. Создать условия для творческой самореализации личности.

Основные методы обучения: эвристический, репродуктивный, практический и исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, коллективная.

Техническое обеспечение урока: модели геометрических фигур (ромб, квадрат, равносторонний, равнобедренный и разносторонний треугольники, круг, прямоугольник); компьютер, мультимедийный проектор, экран; слайды с чувашским орнаментом, элементами вышивки, фотографиями людей в национальных костюмах, изделиями с вышивкой.

Структура урока

№ этапа Название этапа Продолжительность
этапа
1 Организационный момент 2 мин.
2 Мотивационная беседа и актуализация опорных
знаний
6 мин.
3 Устная работа 10 мин.
4 Самостоятельная работа 10 мин.
5 Самоконтроль 10 мин.
6 Рефлексия. Домашнее задание. 2 мин

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

а) Учащимся раздаются модели геометрических фигур, салфетки с вышитыми чувашскими узорами и карточки для восстановления узора с использованием симметрию.

б) Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.

2. Актуализация опорных знаний. Мотивация

Учащиеся рассказывают изученные на предыдущих уроках определения, свойства осевой симметрии, отвечая на следующие вопросы:

  • Что такое осевая симметрия?
  • Сформулируйте определение точек, симметричных относительно прямой.
  • Где люди используют симметрию?
  • Какой вид национального искусства распространен у чувашского народа?
  • Что вы можете сказать о значении слова «симметрия» и «ось»? (домашнее задание).

Ответы учащихся:

  • Люди используют симметрию в строительстве жилищ, в создании предметов быта, в украшении одежды.
  • У чувашского народа особенно распространен вид национального искусства как вышивка и резьба по дереву.

Двое учащихся зачитывают ответ на вопрос «что такое « симметрия» и «ось»», используя дополнительную литературу. «Симметрия - это идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту, совершенство»,- слова Г. Вейля.
Ось – это проходящая через геометрическую фигуру воображаемая линия (прямая) обладающая только ее присущими свойствами.

3. Устная работа (практическое задание)

Учитель демонстрирует вырезанный из бумаги прямоугольник. Нужно указать ось симметрии этой фигуры. (Один из учащихся выходит к доске и, перегибая прямоугольник, показывает, как проходит его ось симметрии.) Затем все должны изобразить прямоугольник в тетради и провести его оси симметрии.
Вопрос: А что можно сказать о диагоналях прямоугольника? Являются ли они осями симметрии? (Один из учащихся перегибает фигуру по диагонали и показывает классу, что части прямоугольника не совпадают, то есть диагональ прямоугольника не является осью симметрии).
Затем проводится индивидуальная работа по определению осей симметрии фигур: у каждого учащегося на столе лежат различные геометрические фигуры. Нужно самостоятельно найти оси симметрии и доказать это. После выполнения задания, делается вывод: у ромба – две оси, это диагонали; у равностороннего треугольника – три оси, это биссектрисы, медианы и высоты треугольника; у равнобедренного треугольника - одна, это медиана; у квадрата – четыре, диагонали и прямые, проходящие через середины, противоположных сторон; у круга – много, это прямые, проходящие через диаметр круга. (Рисунок 1).

Рисунок 1

Вопрос: Ребята, обратите внимание на слайды с изображением традиционных чувашских орнаментов, характерных элементов вышивки, с фотографиями людей в национальных костюмах, а также на изделия с вышивкой, которые вы принесли ( Приложение1). Кто в вашей семье это сделал? (мама, бабушка, сестра…). А кто из вас может вышивать?
Все это является подтверждением слов народного просветителя И.Я.Яковлева: «Чувашия – страна ста тысяч слов, ста тысяч писем, ста тысяч узоров» .

Задание.

Рассмотрите вышитый узор на салфетке. Найдите и покажите все его оси симметрии. (Происходит самостоятельный поиск ответа на узоре чувашской вышивки, учащиеся продолжают знакомиться с элементами национального творчества, осознают практическую значимость учебного материала) Предполагаемые ответы: вертикальная и горизонтальная и по диагоналям.
А что вы знаете о вышивке? Чувашия с древних времен славится своими талантливыми вышивальщицами, мастерами шитья серебром и бисером. Вышивка производилась в четырех направлениях: по горизонтали, по вертикали и по двум диагоналям. Это хорошо видно на экране и на вышивках. (Приложения)

4. Самостоятельная работа

Нарисуйте от руки фигуру симметричную одной из данных относительно вертикальной оси. ( Фигуры на больших листах).
Задание выполняется в виде эстафеты. Класс делится на две команды. Каждый участник эстафеты выходит к доске и делает изображение, симметричное одной фигуре из тех, что предложены его команде. Учащиеся осознают ценность совместной деятельности, Каждый борется за первенство команды, ее успеха, повышается мотивация учебной деятельности. Выигрывает та команда, которая первая справится без ошибок со всеми своими заданиями. Каждый ее участник не только выполняет свое построение, но и проверяет работу своих товарищей. Осуществляется самоконтроль, взаимоконтроль учебной деятельности. (Рисунок 2).

Рисунок 2

Вопрос: Ребята, внимательно посмотрите на данные фигуры. Что они напоминают? Это разнообразные швы чувашской вышивки. Послушайте сообщение об этом (несколько учащихся зачитывают предварительно подготовленные сообщения).
Всего насчитывают 32 шва и еще 40 их разновидностей. Каждый шов имеет свое декоративное назначение, для каждого вида изделий применялись свои узоры. Каждый шов – стилизованное изображение какого-то объекта, например, птицы, животного, растения. Что напоминают вам фигуры, изображенные на рисунке?
Первая – водный поток, одна из фигур – человека, другая – птицу, дерево с плодами, колос, квадрат – земля, прямоугольник – небо.

5. Самоконтроль

Каждый учащийся получает карточку, сделанную из клетчатой бумаги. На ней изображена часть узора и проведены две его оси симметрии. Восстановите узор с помощью цветных карандашей. (Рисунок 3).

Рисунок 3

Вопрос: Ребята, а где вы могли видеть такие узоры? Такие узоры можно увидеть на вышитой салфетке, на полотенце. Узор «а» - традиционное украшение уголков салфетки, вышиваемое мамой или бабушкой Узор «б» - украшает рубаху кормящей матери. Он выполняет функцию оберега.

Ребята, а сколько цветов вы видите на вышивках? Учащиеся называют пять цветов: черный, красный, желтый, синий и зеленый. Это традиционные цвета чувашской вышивки.
Но какой же цвет встречается чаще всего? - Красный. Это цвет крови, цвет жизни. Желтый цвет – цвет солнца. Черный – цвет земли и плодородия.

6. Рефлексия

А теперь вернемся к словам Вейля о симметрии. Как вы ее понимаете? Симметрия – это способ создания красоты, совершенства. Это порядок, четкость в изображении.
Сегодня на уроке каждый из вас пытался создать красоту, приобщился к тому, как предки создавали ее, как они воспринимали окружающий мир, постигали порядок, красоту, совершенство.

Домашнее задание:

Составить свой узор – орнамент на клетчатой бумаге.

Приложение 1