ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная сфера образования переживает период значительных изменений. Возрастает роль самостоятельной научно-исследовательской, творческой деятельности учащихся. Курс “Основы исследовательской и творческой работы” предназначен для учащихся 9-11-х классов.
Целесообразность данной программы состоит в приобретении учащимися теоретических знаний и практических навыков в организации научно-исследовательской и творческой деятельности.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ЦЕЛЬ: создание условий для личностного развития учащихся, повышения их образовательного и общекультурного уровня.
ЗАДАЧИ:
– расширение кругозора учащихся в области достижений современной науки науки;
– выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей;
– вктивное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития;
– совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки;
– организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:
Курс построен в соответствии с дидактическими принципами научности, посильности, доступности, преемственности, систематичности, последовательности и творческой активности.
ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА МАТЕРИАЛА:
– гуманизация образования;
– интеграция предметов;
– дифференциация и индивидуализация обучения;
– доступность образования;
– логичность и системность изложения материала;
– полнота и завершенность содержательных линий.
МЕХАНИЗМ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:
1. Владение фактами:
– установление причин фактов;
– установление взаимосвязей между фактами;
– отличие основных фактов и фактов второстепенных;
2. Владение проблематикой:
– формулирование проблем по теме;
– умение отыскать возможные пути решения проблемы;
3. Владение понятиями:
– раскрытие содержания понятий;
– установление взаимосвязей между понятиями;
– практическое применение понятий;
4. Владение правилами и приемами:
– формулирование правил, требований, приемов;
– раскрытие содержания правил, требований, приемов;
– характеристика действий, связанных с применением правил, требований, приемов;
5. Проверка навыков:
– моделирование ситуаций, связанных с практическим выполнением действий, составляющих конкретное умение;
– выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение;
– самоанализ результатов выполнения подобных действий.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ: лекции, практикумы, индивидуальные и групповые консультации.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: практическая работа, тесты, поисковые задания, итоговая работа.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для данной программы являются:
– исследование реальных связей и зависимостей;
– объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
– поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
– отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
– передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
– выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
– уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
– самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
– участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза;
– формулирование полученных результатов;
– создание собственных произведений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла;
– владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика).
ПЛАН АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ “ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ”
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
№ | ТЕМА | ДАТА |
НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ | ||
1. | Понятие науки и классификация наук | |
2. | Научное исследование | |
3. | Этапы научно-исследовательской работы | |
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ | ||
4. | Понятие метода и методологии научных исследований | |
5. | Философские и общенаучные методы научного исследования | |
6. | Частные и специальные методы научного исследования | |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ | ||
7. | Выбор темы научного исследования | |
8. | Проектирование стратегии исследования | |
9. | Проектирование тактики исследования | |
10. | Составление плана работы | |
СБОР НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ | ||
11. | Основные источники научной информации | |
12. | Работа с научной литературой | |
13. | Основные способы переработки научной информации | |
14. | Понятийно-терминологическое обеспечение исследования | |
ЭКСПЕРИМЕНТ В ИССЛЕДОВАНИИ | ||
15. | Основные компоненты эксперимента | |
16. | Типология экспериментов | |
17. | Подготовка, проведение и описание эксперимента | |
18. | Мониторинговые исследования. Статистический анализ | |
НАПИСАНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ | ||
19. | Типы и виды научных исследований | |
20. | Структура научной работы | |
21. | Как работать над “Исследовательским/экспериментальным” разделом | |
22. | Рубрикация | |
23. | Способы написания текста | |
24. | Особенности научного стиля речи | |
25. | Работа над рукописью в целом | |
ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ | ||
26. | Общие требования | |
27. | Представление отдельных видов текстового материала | |
28. | Порядок цитирования | |
29. | Сокращения слов | |
30. | Употребление прописных букв | |
31. | Оформление таблиц | |
32. | Графический способ изложения иллюстративного материала | |
33. | Оформление библиографического аппарата | |
Как подготовиться к защите работы |
ЛИТЕРАТУРА
- Ануфриев А.Ф. Научное исследование. – Москва, 2004.
- Баскаков А.Я. Туленков Н.В. Методология научного исследования. – Киев 2004.
- Безрукова В.С. Как написать реферат, курсовую, диплом. – Санкт-Петербург, 2004.
- Библиографическое описание электронных ресурсов. Методические рекомендации. – Москва, 2001.
- Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления. – Москва. 2004.
- Лукашевич В.К. Основы методологии научных исследований. – Минск, 2001.
- Майданов А.С. Интеллект решает неординарные проблемы. – Москва, 1998.
- Майданов А.С. Методология научного творчества. – Москва, 2008.
- Манаков Н.А. Москальчук Г.Г. Ваша первая научная работа. Методические указания. – Оренбург, 2006.
- Папковская П.Я. Методология научных исследований. – Минск, 2002.
- Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – Москва, 1974.
- Сабитов Р.А. Основы научных исследований. Учебное пособие. – Челябинск, 2002.
- Силина Т.П. Как правильно написать, оформить и защитить исследовательскую работу или ученический проект. – Хабаровск, 2009.