Использование интернет-ресурсов в организации иноязычной среды и формировании коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка в условиях перехода на ФГОС

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Сегодня много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется построить свое выступление с точки зрения способности ИКТ помогать учителю в достижении этой цели. Давайте сначала вспомним, что же подразумевают под собой ИКТ?

Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

Во-вторых, это использование самого компьютера и самых разных  программ.

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:

  • позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
  • способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
  • позволяют индивидуализировать процесс обучения;
  • повышают интерес к урокам (особенно у мальчиков);
  • активизируют познавательную деятельность учащихся;
  • развивают творческий потенциал учащихся;
  • делают урок современным.

Сегодня я хочу поделиться своим опытом использования компьютера при подготовке к урокам, на уроках и во внеурочной деятельности. Компьютер может использоваться практически на всех этапах обучения.

При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Основные направления использования компьютерных  технологий на уроках:

  • Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);
  • Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия). Интернет-странички DW-World. de;
  • Тренажёр. Различные программы, предложенные как DW, так и институтом Гете , Hueber, Duden, Hot Potatoes и т.д.;
  • Контроль за умениями, навыками учащихся;
  • Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся с помощью интернета;
  • Способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;
  • Интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой.
  • Повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету;
  • Разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;
  • Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

При подготовке и проведении современного урока компьютерные информационные технологии помогают учителю решать проблему поиска и подбора иллюстративного материала, которые дают возможность подготовить презентацию, доклад, проектную работу (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт, на котором можно обобщить материал по теме. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

Компьютер, конечно, не может на уроке иностранного языка заменить живое слово учителя, творческого общения, но может стать хорошим помощником.

Контроль за умениями, навыками учащихся также успешно помогают решать, созданные для этой цели различные компьютерные программы. Данные программы дают возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации. Для этого я использую программ “Hot Potatoes” , „Ubungsblatter selbst machen”, „Mein deutschbuch“ и еще многие другие. Различные учебные компьютерные программы повышают интерес учащихся к предмету, а также успеваемость и качество знаний учащихся, экономят время на опрос учащихся, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на  уроках,  но и в домашних условиях;

Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей.

Сегодня информация играет решающую роль во многих проблемах, связанных не только с познавательной, но и технологической, творческой, политической, социальной деятельностью человека. Резкое возрастание роли и значения информации требует глубокой подготовленности всех членов современного общества к использованию средств информационной технологии в своей профессиональной деятельности, а значит, востребован выпускник школы, владеющий навыками работы с информацией. Нельзя  забывать и о высоком потенциале информационных технологий в формировании и удовлетворении индивидуальных духовных потребностей учащихся, развитии их творческих способностей.

Вместе с тем уроки с использованием компьютера следует проводить наряду с обычными занятиями; компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно. С первых дней работы в школе я использовала информационные технологии в своей педагогической деятельности для:

  • планирования учебного материала и учебных занятий,
  • подготовки печатных материалов к урокам (использовалось приложение Microsoft Word);
  • обработки результатов проверочных и контрольных работ (использовалось приложение Microsoft Word, в частности диаграмма Microsoft Graph 97, а также электронные таблицы Microsoft Excel).

Но особенно хочется отметить, что для применения всех современных технологий именно учитель должен иметь необходимые навыки и владеть многочисленными компьютерными программами. Учитель должен:

  • Уметь применять средства дистанционных технологий обучения в образовательном процессе; разрабатывать содержания и сценарии проведения уроков с использованием ЦОР; анализировать и отбирать ЦОР для достижения целей обучения; разрабатывать и поддерживать электронное портфолио;
  • Уметь применять сервисы Google, Yandex, форумы, вебинары для организации групповой работы учащихся;
  • Уметь организовывать исследовательскую, проектную деятельность учащихся с использованием соответствующих средств ИКТ;
  • Уметь разрабатывать и применять компьютерные модели, презентации, анализировать и отбирать готовые ЦОР для повышения наглядности обучения;
  • Знание сервисов Google, Yandex;
  • Умение работать с сервисами электронного журнала;
  • Уметь разрабатывать и вести курсы с дистанционной поддержкой обучения, анализировать, отбирать и интегрировать с очными курсами готовые дистанционные курсы для поддержки обучения;
  • Уметь регистрироваться в сети, создавать и поддерживать личный аккаунт: находить и отбирать электронные образовательные ресурсы в соответствии со своими профессиональными задачами: устанавливать на личном компьютере средства защиты от вирусов; знать и применять правила информационной безопастности;
  • организовывать сетевые сообщества;

Электронно-образовательные ресурс помогает учителю обеспечить большую часть требований ФГОС к образовательной среде школы, в этой связи особую актуальность приобретают знания и умения, позволяющие учителю эффективно применять ЭОР для выполнения требований ФГОС к образовательной среде школы.

Литература:

  1. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов, http://school-collection.edu.ru, дата обращения 12.10.2012.
  2. Федеральный Центр информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР), http://fcior.edu.ru, дата обращения 12.10.2012.