Стилизация объектов морской флоры и фауны на уроках декоративной композиции с использованием компьютерной графики

Разделы: Информатика, МХК и ИЗО


Наш век стремительных преобразований нельзя представить без компьютерной графики. Компьютерные технологии развиваются и приобретают все более широкое распространение в разных сферах нашего современного мира, в том числе и в изобразительном искусстве. Потребность в применении информационных технологий в области художественного образования подтверждает актуальность данной темы.

Сегодня компьютерная графика является значимым фактором современной эстетической среды.

Использование компьютерных технологий на уроках декоративного искусства позволяет учащимся овладеть новыми способами и приемами создания художественного образа, а также познакомиться с новыми средствами для воплощения своего замысла. Обширнейший и трудоемкий для учащихся раздел стилизации очень органично и понятно сочетается с механическими функциями компьютера. Процесс изучения стилизации разных форм объектов морской флоры и фауны становится намного интереснее с применением различных графических инструментов и эффектов.

Полученные знания, умения и навыки помогут ребенку стать более творчески развитой личностью, воспитать вкус и интерес к декоративному искусству.

Данный учебно-методический материал предназначен для учащихся третьего класса (13-14 лет) Детской школы искусств по предмету “Декоративное искусство”. Курс состоит из 5 занятий. Одно занятие в неделю по 2 учебных часа. Общее количество часов по данной теме – 10.

Цель: развить творческую индивидуальность ребенка на уроках декоративного искусства средствами компьютерной графики.

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование знаний и умений в использовании приема стилизации и трансформации объектов морской флоры и фауны;
  • Формирование знаний о видах компьютерной графики (векторной и растровой);
  • Формирование знаний, умений и навыков использования приемов растрирования и векторизации.
  • Формирование знаний, умений и навыков в работе с графическими редакторами Corel DRAW и Corel PHOTO-PAINT.

Воспитательные:

  • Воспитание потребности постоянного нравственного и художественного самосовершенствования.
  • Формирование умения объективно оценивать результаты своего и чужого труда.

Развивающие:

  • Развитие творческой активности учащихся путем демонстрации на занятиях новых технологий в области компьютерной графики.
  • Развитие умения осознанно использовать выразительные изобразительные средства для создания художественного образа конкретного объекта и окружающей среды.

Принципы построения курса:

  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • Доступность курса;
  • Наглядность работы, демонстрация процесса обучения.

Требования техническому оснащению класса:

  • Монитор – 17 дюймов, разрешение не ниже 1280Х1024 точек с 24-битовой глубиной цвета.
  • Процессор – Intel (R) Celeron (R) CPU 2.00 GHz.
  • Жесткий диск – 200 Гб.
  • Видеокарта с объемом оперативной памяти 64 Мб.
  • Оперативная память – 1Гб.
  • Свободная память на диске для работы программы не менее – 100 Мб.
  • Устройство для чтения дисков – DVD-RW.
  • Операционная система Microsoft Windows XP Home Edition .
  • Мышь.
  • Клавиатура.
  • Сканер планшетный – максимальный формат бумаги А4, разрешение 4800х4800, глубина цвета 96 бит.
  • Принтер струйный – цветная печать, максимальный размер бумаги А3, максимальное разрешение цветной печати 4800х1200.
  • Программное обеспечение.

Прогнозируемые результаты:

К концу обучения по данной теме учащиеся должны знать: основные приемы стилизации и трансформации объектов морской флоры и фауны; иметь четкое представление о том, что такое компьютерная графика и использование ее при решении творческих задач; знать о видах компьютерной графики - векторной и растровой; знать о специальную терминологию; знать о приемах растрирования и векторизации; знать правила поведения, техники безопасности и гигиены труда на занятиях;

  • учащиеся должны уметь: использовать приемы стилизации и трансформации при создании декоративной композиции "Краски моря"; пользоваться сканером, как вспомогательным средством для получения изображения в электронном виде; использование Corel Power TRACE; применять Corel DRAW для создания художественного образа; подбирать цвет в композиции с учетом законов цветоведения;
  • у детей должно быть воспитано: аккуратность, терпение; умение вести себя на занятии спокойно, выдержанно; эмоциональную отзывчивость при восприятии природной красоты морской флоры и фауны.

Примерный учебно-тематический план (Приложение 1).

Подведение итогов.

Важным итоговым этапом занятий является просмотр выполненных работ. Итог подводит преподаватель, выставляет оценки и дает устную характеристику каждой работе. Затем из работ выполненными учащимися организуется выставка. Лучшие работы могут принимать участие в выставках и конкурсах различного уровня.

Работы учащихся.

Содержание курса:

Вся работа по теме: “Стилизация объектов морской флоры и фауны на уроках декоративной композиции с использованием компьютерной графики” проводится в несколько этапов.

I этап. Изучение приема стилизации и трансформации объектов морской флоры и фауны.

Время: 4 часа.

Цель: создать композицию из стилизованных объектов морской флоры и фауны.

Задачи:

образовательные:

1. Изучение природных форм морской флоры и фауны;

2. Изучение приема трансформации природного объекта морской флоры и фауны от реально - пространственного до декоративно-художественного образа;

3. Формирование знаний и умений использования приемов трансформации и стилизации в композиционном поиске.

воспитательные:

1. Воспитание познавательного интереса к декоративному искусству.

развивающие:

1. Развитие познавательного интереса;

2. Развитие творческого воображения.

Наглядный материал: ракушки, морские камешки, кораллы, засушенные крабы и т.д. Плакаты, таблицы, фотографии и наборы открыток с изображением обитателей водной фауны, изображение на экране монитора.

Материалы: бумага Ф-А4, карандаш, гелевые ручки, гуашь, кисти № 3,5, баночка для воды, палитра.

Краткое содержание беседы:

Стилизация – преобразование, обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.

Анализ и обобщение – две составляющие процесса познания и отображения явлений действительности.

Для декоративной стилизации характерно абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях.

В работе над стилизованной композицией надо отдать предпочтение обобщению, предельной лаконичности изображаемого. Основой построения любой монокопозиции является организация изображаемых мотивов в замкнутой плоскости заданного размера и формы, и подчинение их общей композиционной задаче.

К выразительным средствам и условиям решения монокомпозиции относятся:

- ритмическая организация элементов на плоскости;

- создание композиционного центра;

- членение плоскости на части;

- компоновка орнаментальной структуры в заданной плоскости.

Особенно важно для монокомпозиции – обеспечение в общей ее структуре устойчивого зрительного равновесия всех ее элементов.

К простейшим видам равновесия относятся:

- статическое равновесие, возникающее при условии симметричного расположения фигур на плоскости (относительно вертикальной и горизонтальной оси) и симметричной форме фигур;

- динамическое равновесие, которое появляется при ассиметричном расположении фигур, т.е. на плоскости при их сдвиге в правую или левую и одновременно верхнюю или нижнюю части плоскости.

В композициях с сюжетным содержанием композиционный центр, помимо декоративного звучания, приобретает определенное смысловое значение, что способствует дополнительному его акцентированию.

Не малое значение в организации равновесия фигуры принадлежит цвету и фактуре (легкие и тяжелые, теплые и холодные цвета и т.д.).

Практическая работа. Стилизация объектов морской флоры и фауны в композиции “Краски моря”.

Выполнение зарисовок представителей морской флоры и фауны с натуры и по фотографиям. (Приложение 2)

Стилизация объектов морской флоры и фауны.

Составление композиции. Поиск вариантов в эскизах. (Приложение 3).

II этап. Растровая и векторная графика. Работа со сканером. Освоение навыков работы в графическом редакторе Corel DRAW.

Время: 6 часов.

Цель: использовать современные компьютерные технологии для развития творческой индивидуальности ребенка.

Задачи:

образовательные:

1. Знакомство с видами компьютерной графики: векторной и растровой;

2. Формирование знаний и умений использования сканера, как вспомогательного средства для ускоренного процесса обработки эскизов в графическом редакторе Corel DRAW;

3. Формирование знаний и умений преобразования растрового объекта в набор векторных (трассировки);

4. Изучение элементов интерфейса и рабочих инструментов графического редактора Corel DRAW.

воспитательные:

1. Привитие интереса к современному и доступному виду искусства – компьютерной графики;

развивающие:

1. Формирование кругозора;

2. Развитие у детей художественного вкуса и творческого представления.

Инструменты: сканер, персональный компьютер, наличие программного обеспечения (графический редактор Corel DRAW), принтер.

Краткое содержание беседы:

Источники изображений (сканирование, цифровой фотоаппарат, клипарты, интернет). Виды компьютерной графики: векторная и растровая.

Что именно называется компьютерной графикой? В широком смысле этого слова компьютерная графика – это все то, для отображения чего на мониторе используется визуальная, образная среда.

Но это определение слишком абстрактное и широкое, поэтому сузим понятие до практического использования. Под компьютерной графикой мы будем понимать процесс создания, обработки и вывода изображений разного рода с помощью компьютера.

История возникновения компьютерной графики началась в конце 1970-х – начале 1980-х годов. Важную роль в этом процессе сыграл выпуск компанией Apple компьютеров Macintosh. Операционная система этого компьютера обладала наглядным интерфейсом и мощности было достаточно для обработки компьютерной графики. Именно поэтому Macintosh сразу заслужил внимание множества профессиональных художников и дизайнеров, которые поменяли карандаш и кисть на мышь и клавиатуру.

Растровая графика – это массив пикселов одинаковых по размеру и форме плоских геометрических фигур (квадратов или кругов). Если растровое изображение представляет собой своего рода мозаику, только вместо кусочков стекла используются пикселы. То векторная графика - это совокупность более сложных и разнообразных геометрических объектов. В векторной графике изображения представлены в форме совокупностей какого-то количества примитивных фигур (квадраты, прямоугольники, линии, точки и др.). При помощи линий и кривых Безье создаются полноценные изображения, главным преимуществом которых является постоянно сохраняемое высокое качество картинки, при изменении ее размеров. Такие изображения создаются в специально предназначенных для векторной графики программах, таких как Adobe Illustrator или CorelDraw, возможности которых очень широки и разнообразны. Программные ресурсы позволяют изменять форму, размер, цвет заливки частей изображения, а также преобразовывать текстовые объекты в векторы, что дает возможность в дальнейшем совершать с текстом такие же разнообразные манипуляции, как и с другими частями изображения.

Графический редактор Corel DRAW является составной частью пакета графических программ под общим названием Corel DRAW, разработанного известной фирмой Corel Corporation. Corel DRAW дает возможность рисовать изображения различной сложности. Работать в этой программе очень удобно. В ней используется новое поколение рабочих инструментов. Количество панелей инструментов сведено к минимуму. Пользовательский интерфейс Corel DRAW построен очень рационально, с высокой степенью унификации и последовательным проведением простой идеи: если пользователю не нужны те или иные средства и возможности программы, он может не затрачивать время и усилия на их изучение. Это делает программу весьма привлекательной в качестве первого программного средства для приступающих к изучению машинной графики в целом или векторной графики.

Растрирование и векторизация.

Растровая и векторная графика могут превращаться друг в друга. Процесс перевода векторного изображения в точечное (растровое) называется растрированием, обратный – векторизацией.

Заливка. Под заливкой в Corel DRAW принято Corel DRAW понимать заполнение замкнутого контура. В зависимости от того, какими средствами это заполнение формируется, различают семь различных типов заливок:

  • Однородные.
  • Градиентные.
  • Заливки двухцветным узором.
  • Заливки цветным узором.
  • Заливки точечным (растром) узором.
  • Текстурные.
  • Заливки растром PostScript.

Практическая работа. Создание стилизованной композиции из объектов морской флоры и фауны “Краски моря” в графическом редакторе Corel DRAW по выполненным заранее эскизам.

  • Сканирование эскизов.
  • Трассировка эскизов в Corel Power TRACE.
  • Работа с векторным изображением в графическом редакторе Corel DRAW.

При подведении итогов выделить наиболее удачно выполненные работы. (Приложение 4).

Примечание: в данном задании для большей выразительности работы можно применять различную фактуру, что достигается при помощи наложения “Эффектов” Corel PHOTO-PAINT или в растровом редакторе Adobe PHOTOSHOP, используя “Фильтры”. Здесь следует помнить, что перед тем как использовать “Эффекты” или “Фильтры” необходимо векторное изображение преобразовать в растровое. (Приложение 5).

Литература.

  1. Бурлаков М. Самоучитель по компьютерной графике. – К.: Издательская группа ВНV, 1999. – 640 с.
  2. Гурский Ю.А, Гурская И.В., Жвалевский А.В. Компьютерная графика: Photoshop CS2, Corel DRAW13, Illustrator CS2. Трюки и эффекты (+СD).- СПб.: Питер, 2006.- 992 с.:ил.
  3. Гурский Ю.А, Бондаренко С.В., Бондаренко М.Ю. Лучшие трюки и эффекты в Photoshop, Corel DRAW,3 ds Max.- Спб: Питер, 2007.- 224с.: ил.
  4. Искусство рисунка: Сб. статей и публикаций / Сост. Г.В. Ельшевская. – М.: Советский художник, 1990. – 368 с., ил. – (Галерея искусств).
  5. Иоаханнес Иттен Искусство формы/ Пер. с немецкого и предисловие Л. Монаховой. – М.: Изд. Д. Аронов, 2004. – 136 с.; ил.
  6. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практ. пособие. – М.: Высш. шк., 1992. – 270 с.: ил.
  7. Кобурн Ф., Маккормик П. Эффективная работа с Corel DRAW 9. – СПб: Издательство “Питер”, 2000. – 832 с.: ил.
  8. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: Гуманитар. Из. Центр ВЛАДОС, 2004. -144с., 16 с.ил.
  9. Миронов Д. Corel DRAW 11. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2003. – 448 с.: ил.
  10. Тайц А.М., Тайц А.А. Изучаем Corel DRAW. - СПб.: Питер. 2001.-320 с.: ил.
  11. Фокина Л.В. Орнамент: Учебное пособие.-3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д:Феникс, 2005.-176 с.
  12. Цукарь А. Я. Уроки развития воображения. – М.: Рольф, 2000. – 208 с. + цв. вклейка, с ил.
  13. Шнейдеров В. Фотография, реклама, дизайн на компьютере. Самоучитель. (+ CD) – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.: ил.
  14. Храмцова Е. Компьютерная графика и анимация. Эстетическая игра и педагогическая технология. Журнал “Детское творчество” // 1/ 2001, 12-13 с.