Конспект урока русского языка по теме "Синонимы". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тип урока – комбинированный урок в рамках деятельностного подхода.

Цели урока:

  • образовательная – познакомить с новым лексическим понятием – синонимами – посредством мотивирования к учебной деятельности; отрабатывать умение подбирать синонимы к словам.
  • воспитывающая – воспитывать личность, способную к самостоятельной творческой деятельности, опирающуюся на духовно – нравственные ценности.
  • развивающая – развивать общеучебные умения и навыки, навыки самостоятельности и самоанализа, логического мышления, развитие потребности в речевом общении.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Пожелаем друг другу успешного дня, новых открытий и хорошего настроения.

Оформление тетрадей.

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с синонимами. Подберите к слову холодный слова, близкие по значению, но отличающиеся оттенками лексического значения.

- Для чего служат синонимы в речи?

- Скажите, для чего надо изучать синонимы? (ответы с проговариванием значения изучения синонимов)

- Ребята, к какому времени года отнесем прилагательное холодный?

3. Комплексная работа с текстом.

Зима наступает вместе с холодами и обильным снегом. Мороз сковывает землю, а снег укрывает ее белым покрывалом. В городе и в деревне, в лесу и в поле - все белым-бело. Даже черные ветки деревьев присыпаны снегом и кажутся белыми. Традиционная русская зима - это глубокий снег, крепкий мороз, покрытые белыми узорами окна.

- На партах лежат карточки с текстом и на слайде мультимедиа спроецирован текст.

Задание классу: ребята, сформулируйте для себя задания к тексту.

Возможные варианты заданий:

1. Прочитайте выразительно текст.

2. Озаглавьте текст.

3. Определите тему и идею текста.

4. Спишите текст.

5. Укажите и объясните изученные орфограммы и пунктограммы.

6. Произведите синтаксический разбор 1 и 2 предложений текста.

7. Укажите количество звуков и букв в словах укрывает, кажутся.

8. Произведите морфемный разбор слов.

9. Найдите однозначные и многозначные слова.

- Какие из предложенных заданий вам кажутся интересными? С какими вы хотите поработать? (выполняются выбранные детьми задания).

Рефлексия:

- С какими заданиями вы справились без затруднений?

- Над чем надо поработать дома при подготовке домашнего задания и на следующем уроке?

4. Актуализация ранее полученных знаний.

Беседа по вопросам:

1. В каком разделе науки о языке изучаются однозначные и многозначные слова, лексическое значение слова?

2. Что изучает лексика?

3. Какие слова называются однозначными, многозначными?

4. Что такое омонимы?

5. Какие трудности по теме “Лексика” вы для себя определили на прошлом уроке?

5. Словарно-орфографическая работа.

Раздается звонок, низко склониться, скрипят перья, объединиться в группы, радостное настроение, сочувствовать герою, серьезная брошюра, далекий лес, продвигаться вперед, жалеть ребенка.

Рефлексия по проделанному заданию:

- На какие орфограммы вы допустили ошибки?

- Сформулируйте для себя домашнее задание по повторению изученных орфографических правил

6. Физкультминутка.

7.  Постановка проекта выхода из затруднения.

1. Исследовательское задание классу:

На карточках у учеников записаны слова.

- Прочитайте слова.

- Распределите слова по группам, запишите понятия, близкие данному в тетрадь, распределив в два столбика.

Сострадание, сопереживание, сочувствие, совесть, стыд, чувство вины, угрызение совести.

(ниже записи в таблице у учащихся)

Сострадание Совесть
сопереживание стыд
сочувствие чувство вины
  угрызение совести

2. Лексическая работа со словами – синонимами.

- Укажите лексическое значение слов первой группы.

- По какому признаку объединяются слова в первую группу? Какой частью речи являются? (ученики отвечают на вопросы, указывают лексическое значение слов)

- Давайте с вами попытаемся определить лексическое значение слов второй группы. По какому общему признаку сгруппированы слова во второй группе?

- Определите морфологическую принадлежность слов данной группы (ученики отвечают на вопросы, указывают лексическое значение слов).

8. Реализация построенного проекта.

1. Уточнение общего характера нового знания.

- Слова, записанные в группы, обозначают одно и то же, являются одной частью речи, но чем они отличаются?

- Слова, записанные по группам, обозначают одно и то же, отличаются оттенками лексического значения, употреблением в речи, называются синонимами (сообщает учитель).

2. Работа с учебником.

Задание классу:

- Прочитайте параграф 68 в учебнике на странице 144 – 145.

-Сформулируйте для себя учебную задачу для знакомства со статьей учебника.

3. Обсуждение прочитанного материала в учебнике.

- Что вы узнали о синонимах?

- Что такое синонимы?

- Если у вас возникают затруднения в выборе синонимов или их подборе, то к какому источнику обратитесь? (“Словарь синонимов”)

- Какие словари русского языка вам известны?

4. Рефлексия.

- Сумели ли вы решить поставленную задачу при работе со статьей учебника?

9. Первичное закрепление учебного материала с проговариванием во внешней речи.

1. Выполнение упражнения 349.

Цель: определить лексическое значение слова и установить синонимическую связь между словами.

(учащиеся доказывают свою точку зрения по отношению к синонимам; сравнивают свои рассуждения с лексическим значением слов, используя “Толковый словарь”).

Рефлексия:

С какой трудностью встретились, выполняя упражнение?

10. Самостоятельная работа с самопроверкой.

1. Выполнение упражнения 350.

Цель: распределить слова в группы, близкие данным – родина, бесконечный, охранять; составьте с ними предложения.

2. Словарная работа.

- В рамочке на полях учебника слова – огромный, громадный. Дайте им лексическое значение. Запишите в словарик, запомните их написание. Составьте с ними предложения или словосочетания и запишите в тетрадь.

Рефлексия.

11. Включение нового знания в систему.

Прочитайте слова – синонимы, записанные во вторую группу. Среди них встретилось слово совесть. В одной из газет натолкнулась на статью ученицы, которая размышляет о совести. Послушайте отрывок из статьи (ученики читают отрывок из статьи, которая у каждого на парте).

Однажды мы поссорились с мамой. Я даже сначала обиделась на неё. Но потом стала задавать себе вопросы: “Правильно ли я поступила? Зачем я накричала на неё? Что плохого мне сделала мама?” Я переживала, беспокоилась, мне было стыдно за своё поведение. Папа и брат не догадывались о моём плохом поступке, по – прежнему относились ко мне. А совесть покоя не давала. Это и был высший закон и главный судья – моя совесть. Почувствовала облегчение тогда, когда извинилась перед мамой за свой поступок. Конечно же, мамочка меня простила, а мне от стыда захотелось плакать. “Так вот зачем человеку совесть?!” - открылось для меня. – Чтобы лучше чувствовать себя в обществе окружающих тебя людей”.

- На какие размышления наталкивает статья ученицы?

- Почему совесть называют высшим законом?

- Приходилось ли вам искренне сожалеть о совершенных поступках?

- Назовите синонимы к словам честный, закон.

12. Информация о домашнем задании.

На выбор учеников:

А) напишите сочинение – миниатюру на темы: “О доброте”,

“Что я ценю больше всего в человеке?”, “Какую помощь я могу оказать людям?”;

Б) найдите дополнительный материал по теме “Синонимы” в различных информационных источниках;

В) упр.354;

13. Рефлексия (подводятся итоги урока, выставляются оценки за урок и комментируются).