О необходимости формирования навыка чтения с листа на уроках сольфеджио в условиях современной детской школы искусств

Разделы: Музыка, Общепедагогические технологии


«Основной целью курса сольфеджио является обучение, воспитание и развитие разных сторон музыкального слуха. Но в процессе занятий учащиеся должны приобрести также целый ряд навыков. В первую очередь – чтения и записи музыки.» [3]. Суждение о том, что навыкам читать с листа необходимо обучать с детских лет, ни у кого не вызывает сомнений. Умение бегло читать ноты нужно и музыкантам, и любителям, ибо плохое чтение затрудняет самостоятельное ознакомление с миром музыки и сужает музыкальный кругозор. Однако когда речь идет об умении читать с листа, приходится отмечать в этом разделе больше всего пробелов, нежели в других разделах обучения. На уроке сольфеджио на чтение с листа зачастую не остается времени. В результате выпускник ДМШ (ДШИ) – это нередко практически беспомощный перед нотным текстом ребенок, во многом именно по причине страха перед нотами.

Безусловно, до недавнего времени можно было найти объективные причины сложившейся ситуации: содержание и структура учебного процесса ДШИ позволяли принимать детей без конкурсного отбора; здоровье современных детей серьезно отличается от физических параметров их сверстников 60–80-х годов прошлого века; возрастающая учебная нагрузка в общеобразовательной школе; наличие множества «отвлекающих» факторов в виде компьютерных игр, Интернета и прочее. Сейчас, в период модернизации дополнительного образования детей в ДШИ, введения новых предпрофессиональных программ в области искусств, когда работе по чтению с листа будет уделяться существенное внимание, этот вопрос становится актуальным.

Навык чтения с листа – это умение правильно интонационно и ритмически спеть по нотам без остановок незнакомую мелодию или двухголосие без предварительного разучивания. Это сложный, «многоэлементный» навык, который вырабатывается постепенно и требует предварительной подготовки, овладения рядом знаний и умений: пение без поддержки инструмента, чистота пения, знание нот и понимание нотной записи, ощущение метроритма, умение выдерживать темп, соблюдение цезур, чувство лада, умение мысленно представлять себе звуки и т.д.

Поскольку процесс этот трудоемкий, освещение его займет немало времени и места, автор предлагает коснуться вопроса воспитания навыка чтения с листа на начальном периоде обучения. Е.Давыдова отмечала, какой сложный процесс происходит в коре головного мозга ученика в процессе чтения с листа. «Учащийся получает зрительные раздражения, перерабатывает их в звуковые представления и затем исполняет» [3]. Для более успешной деятельности педагогам-сольфеджистам необходимо обладать знаниями психофизиологии музыкальной деятельности. Работа над развитием и формированием навыка чтения с листа включает работу над развитием музыкального восприятия, музыкальной памяти, внутреннего слуха. Процесс чтения с листа можно обозначить следующей формулой «вижу – понимаю – мысленно представляю – исполняю» [3]. В педагогической практике используются самые различные формы сольфеджирования, которые помогают освоить чтение с листа, вырабатывают и закрепляют необходимые умения и навыки. Начальный, подготовительный период к этому виду работы очень важен.

Отчего одни ученики читают с листа хорошо, а другие плохо? Ставить хорошее чтение с листа в зависимость от общей одаренности ученика нельзя: очень часто талантливые музыканты, прекрасно играющие, плохо читают с листа и, наоборот, ученики со средними данными читают с листа хорошо. Проведем некоторую аналогию чтения нот с листа с чтением книг. Все дети любят, когда взрослые читают им вслух. Предположим, ребенок знает все буквы или ноты, но долгое время не стремится к самостоятельному чтению. В чем причина? Одно из самых распространенных явлений заключается в неумении связать прочитанное с представляемым образом. Для успешного чтения музыкального текста, как и для словесного, необходимо его звуковое осознание. Задача педагога – раскрыть перед учеником элементарные закономерности построения музыкальной речи, научить его простейшему звуковому анализу еще до знакомства с нотами. Как правило, это – подчеркнуто ритмизованное произнесение (декламация) собственных имен, считалок, дразнилок, стихотворений.

Затем идет освоение на слух и в движении простейших ритмических формул. А. Липникова в пособии «Введение в пение с листа» [5] предлагает следующие упражнения в работе над ритмом:

– чтобы выработать ощущение равномерности метрических долей и уметь выдерживать темп, можно дать послушать учащимся музыкальное произведение с четко выраженным метром на 2/4 (или далее на 3/4). При вторичном прослушивании произведения попросить их хлопать ровные доли, а затем сильные и слабые доли. Далее возможно научить дирижировать детей на 2/4, 3/4 так же под музыку. Когда дети хорошо поймут суть двухдольности (связанной с шагом) и трехдольности (связанной с кружением), станут возможными задания на определение размера.

– прохлопать слова в ритме и придумать свои, например:

2/4 кош-ка, рыб-ка, птич-ка, за-яц, и т.д.
2/4 по-ро-ся-та, мед-ве-жа-та, зем-ля-ни-ка, и т.д.
2/4 паро-воз, паро-ход, самолет, кроко-дил, и т.д.
3/4 ку-кол-ка, яб-ло-ко, де-воч-ка, лен-точ-ка, и т.д.

Затакт

2/4 дос-ка, тра-ва, мор-ковь, ар-буз, ба-нан, и т.д.
3/4 та-рел-ка, кон-фе-та, ба-ран-ка, ро-машка, и т.д.
2/4 огу-рец, поми-дор, васи-лек, стреко-за, и т.д.
2/4 цып-ленок, ко-тенок, ма-шина, ля-гушка, и т.д.

– четко говорить слова в ритме и хлопать, например:

1. Белка песенки поёт
    Да орешки всё грызёт.

2. Жили у бабуси два весёлых гуся.

3. Тихо струится река серебристая.
    Солнце садится за горы лесистые.

– определить размер (2/4 или 3/4) в тексте, например:

1. Спи, младенец мой прекрасный,
    Баюшки-баю.
    Тихо смотрит месяц ясный
    В колыбель твою.

2. Звёздочки ясные, звёзды высокие,
    Что вы храните в себе, что скрываете?

Чтение по нотам опирается на представляемый слухом звуковой образ музыкальных «слов» – структурных единиц нотного текста, – возникающий на основе их графического рисунка. Звуковысотный слух у большинства детей развивается, как правило, в последнюю очередь, но более интенсивно формируется ритмическое чувство. Поэтому усвоение нотной записи лучше всего начинать с ее ритмического элемента. Первыми элементами нотной графики становится запись ритмического рисунка песен, которые ученик слушает и поет. Вначале эти знаки лишь отдаленно напоминают общепринятую форму записи: различным по временной протяженности ритмическим долям (четверти и восьмой) соответствуют различные по длине графические линии. Следом вводятся знаки, соответствующие четверти и восьмой; для закрепления первоначальных зрительно-слуховых связей используются звуковые символы – ритмослоги. В качестве творческих заданий можно рекомендовать следующие:

– запись ритмических диктантов, например:

  • Я купила кошке к празднику сапожки.
  • Горные вершины спят во тьме ночной.
  • Косой, косой, не ходи босой.
  • Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.
  • Колючий серый ёжик увидел мухомор.
  • Русалка плыла по реке голубой.

– прохлопать ритмические цепочки и сочинить к ним слова, и др.

Примерно через один-два месяца после начала занятий ученик знакомится с первыми обозначениями высоты. Методы изучения нотной графики имеют принципиальное значение. Например, способ усвоения музыкальных «букв» непосредственно сказывается на качестве чтения этих «букв», когда они объединяются в «слова». Ученик гораздо лучше читает текст, если звуковысотная графика осваивается им не в виде абстрактной беззвучной схемы, а при помощи активных действий со звуками-нотами – пения, игры на инструменте, сочинения и записи простейших мелодических оборотов. Освоение нотной графики (ритмической и звуковысотной) должно быть закреплено в пении простейших детских песен, например, ступени V-VI в песне «Дон-дон» (одна интонация), ступеневый оборот I-II-III, III-II-I в песне «У кота» (две интонации). Более сложные примеры (с тремя и более интонациями) разбираются по мере изучения ритмов и интонаций. Можно предложить такие приемы закрепления интонации:

а) после пения песни или слушания её исполнения в наступившей тишине в представлении детей возникают отзвуки, как бы «эхо» прозвучавшей песни. Нужно задержать на этом внимание детей: спросить их, кто слышит эту песню «внутри себя». Если песня быстро забылась, можно уже намеренно проиграть её и попросить представить её звучание «про себя»;

б) попросить спеть песню на любой слог (ля, лё, та). При этом сама интонация выступит на первый план, и ученики услышат её в новом виде;
в) попросить спеть песню цепочкой – учащиеся поют по фразам;
г) петь один такт вслух, другой – «про себя», сильную долю – вслух, слабую – «про себя»;
д) попросить спеть песню «в лицах»: один учащийся поет всегда свой звук, другой – свой. Можно устроить игру «Фальшивое пианино». Дети играют роль клавиш и поют свои звуки. Остальные слушают и определяют, хорошо ли настроено «пианино». Первые примеры по чтению с листа должны включать всего одну интонацию.

Перед пением примера учащимся обязательно предлагается сначала прочитать ноты, прохлопать ритм, затем прочитать ноты в ритме с тактированием или с дирижированием. Как известно, детям 6-7 лет трудно на чем-то одном сосредоточивать свое внимание долго. Поэтому, чтобы все учащиеся смотрели в ноты или на классную доску, нужно активизировать их внимание: постоянно менять читающего или поющего на каждой фразе или такте. Получается разбор цепочкой. Затем учащиеся поют номер всей группой одновременно. Нужно всё время просить детей смотреть на 1-2 такта вперед. Когда будет выучена и закреплена одна интонация, нужно проделать такую же работу и с другой.

Одновременно с работой над конкретными интонациями идет развитие ориентации в ладу: пение гаммы, возвращение к тонике от любой ступени лада поступенно, возвращение к III, к V ступеням, пение вводных звуков с разрешением в тонику, пение всех устойчивых, всех неустойчивых звуков, разрешение неустоев в устои, нахождение голосом любой ступени лада. Для более точного и свободного интонирования ученик должен ощущать линию развития мелодии, её графический рисунок. Работая над развитием интонационного слуха, следует укреплять связи между зрительными, пространственными представлениями и их звуковым воплощением.

Воспитание слуховых представлений, являющихся основой всякого интонирования, очень важно. Чтобы проверить правильность звучания, учащийся должен представлять себе, как звучит написанный ряд звуков. Умение слушать и оценивать слышимое должно занимать большое место наряду с пением. Все новые интонации сначала должны быть услышаны, путём многократного повторения усвоены и, наконец, исполнены учеником самостоятельно. При этом важно научить учащихся слышать и контролировать свое пение. Для того, чтобы чисто петь, нужно прежде всего правильно слушать.

Остановимся на вопросе воспитания певческих навыков учащихся. «Правильное пение всегда красиво, поэтому важно воспитать вокальный вкус учащихся, научить их слышать, оценивать качество пения, замечать недостатки» [3]. Отметим основные приемы воспитания певческих навыков:

– следить за положением корпуса, головы; ученик должен сидеть ровно, не сутулиться, корпус держать прямо, упираясь ногами в пол, руки свободно лежат на коленях, голова в естественном положении;

– формировать правильное певческое дыхание; смена дыхания – спокойный вдох, экономный выдох, смена дыхания между фразами;

– учить правильному звукообразованию; нельзя позволять детям петь громким, форсированным, открытым звуком; пение легким звуком с динамикой от piano до mezzo forte;

– работать над кантиленой сначала на коротких мелодических фразах; пение legato, распевно, а не «точечным» звуком;

– работать над хорошей артикуляцией, дикцией; учить четкому произнесению названий нот или текста;

– учить осмысленному, выразительному исполнению.

Для успешного обучения чтению с листа, особенно на начальном его этапе, педагог должен применять важнейшие дидактические принципы музыкальной педагогики, способствующие лучшему усвоению навыка:

Принцип систематичности и последовательности в воспитании навыка чтения с листа. Этот принцип включает в себя требование движения от простого к сложному, а именно: постепенное нарастание трудностей, правильный подбор примеров. Как правило, легче примеры в средних темпах (andante, moderato и т. д.), более удобны и доступны ясные ладогармонические обороты и т.д.

– Принцип сознательного, активного отношения учащихся к освоению навыка чтения с листа. Этот принцип формирует самостоятельность учащихся, активное эмоциональное отношение к освоению навыка. Вся работа над развитием навыка чтения с листа должна проводиться без сопровождения и без подыгрывания на инструменте. Нельзя во время пения никоим образом исправлять ошибки учащегося, постараться проанализировать и раскрыть причину ошибок. Не следует торопить ученика с началом пения, нужно дать ему возможность продумать, представить мелодию исполняемого примера.

– Принцип индивидуального подхода. Индивидуальный подход в обучении чтению с листа связан с необходимостью учета возрастных особенностей учащихся, уровня их одаренности, способностью к усвоению знаний и пр. Работая над чтением с листа, педагог должен быть очень внимателен к каждому ученику, проявлять большое терпение. Пусть вначале продвижение будет медленным, трудным, но только так можно заложить правильную основу формирования навыка, и результаты скажутся позднее.

– Принцип творческого отношения. Оптимальный результат в развитии навыка чтения с листа можно достичь только при творческом подходе к процессу обучения. Педагогу надо стремиться по возможности разнообразить репертуар для чтения с листа, учить петь новые, непривычные для слуха мелодии. Следует шире использовать сборники разных авторов, содержащих примеры из музыкальной литературы разных стилей. Большое значение имеет эстетическая сторона примера – его выразительность, яркость и художественная ценность. Такие мелодии легко запоминаются и исполняются. Важна также логическая ясность мелодии, облегчающая ее понимание и исполнение, и, наконец, – доступность примера для данного возраста учащихся.

В заключении хочется сделать обзор новинок учебно-методической литературы по чтению с листа. Педагоги-сольфеджисты должны проявлять заинтересованность в изучении новой литературы, применять наряду с традиционными новые сборники, помогающие в процессе работы над формированием навыка чтения с листа. В качестве вспомогательных можно рекомендовать следующие сборники:

Чустова Л.И. Гимнастика музыкального слуха. М. ВЛАДОС. 2003. Пособие ориентирует преподавателей на такие важные формы работы с начинающими, как сольфеджирование и пение со словами, ладовое и ритмическое воспитание, развитие внутреннего слуха, музыкально-слуховых представлений и творческих навыков.

Вогралик Т.Г. Метроритмический букварь. С-Пб. Композитор. 2008. Методика обучения метроритму, представленная в данном учебнике, помогает детям правильно понимать и исполнять музыкальное произведение на самом раннем этапе музыкального образования. Разнообразные задания и упражнения способствуют развитию мышления, памяти, музыкального слуха, координации движений маленьких музыкантов. Наличие в большом объеме доступного пониманию малышей музыкального материала, игр и стихов создает положительный эмоциональный фон для освоения теоретического материала.

Зебряк Т.А. Интонационные упражнения на уроках сольфеджио в ДМШ и для занятий дома. М. КИФАРА. 1997. В сборнике содержится разнообразное множество интонационных упражнений для сольфеджирования с аккомпанементом, рассчитанных на учащихся всех классов ДМШ.

Мешкова М.А. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М. КЛАССИКА– XXI. 2007. Основной акцент в предлагаемом пособии сделан на освоении ладовых особенностей диатонической музыки – ярких примеров из фольклора и музыкального наследия XX века. По мнению автора, кроме решения познавательных задач, обновление материала позволит подготовить учащихся к восприятию современного звукового пространства.

Поем с листа. Учебно-методическое пособие для уроков сольфеджио. Авторы-составители Ю.Желнова, И.Шабунова. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2009. Данное пособие предназначено для занятий на уроках сольфеджио в ДМШ и ДШИ. Музыкальный материал основан на богатейшем мелодическм наследии композиторов XVIII-XIX веков. По мнению авторов наличие в сборнике различных стилевых образцов, принадлежащих русским и западно-европейским композиторам, поможет развить музыкально-эстетический вкус, обогатить музыкальную память и расширить кругозор учащихся. Авторы предлагают разнообразные формы работы с материалом: разучивание в классе и исполнение под аккомпанемент, пение наизусть, транспонирование, сольфеджирование в ансамбле, подбор аккомпанемента к мелодиям и т.п.

Таким образом, подводя итог выше изложенному, следует еще раз акцентировать наиболее важные моменты в работе над развитием навыка чтения с листа на начальном периоде обучения:

1) воспитание навыков и закрепление условных рефлексов, которые необходимо формировать с первых шагов обучения;

2) направленное педагогическое воздействие на основе правильной методики;

3) результат развития слуха и обучения, определяющий уровень последующей подготовки учащихся, а в рамках новых предпрофессиональных программ обучения и их профессиональной ориентации.

Рекомендуемая литература

  1. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. М., 2007.
  2. Вогралик Т. Метроритмический букварь. С-Пб., 2008.
  3. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. М., 1986.
  4. Зебряк Т. Интонационные упражнения на уроках сольфеджио в ДМШ и для занятий дома. М., 1997.
  5. Липникова А. Сольфеджио. Введение в пение с листа. Ярославль, 2004.
  6. Мешкова М. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М., 2007.
  7. Поем с листа. Учебно-методическое пособие для уроков сольфеджио. Авторы-составители Желнова Ю., Шабунова И. Ростов н/Д., 2009.
  8. Сольфеджио. Программа для ДМШ, сост. Калужская Т., 1984.
  9. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М., 1961.
  10. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М., 1993.
  11. Чустова Л. Гимнастика музыкального слуха. М., 2003.