Изучение терминов по искусству на примере архитектуры Древнего Египта

Разделы: МХК и ИЗО


Предлагаем рассмотреть на нижеследующем примере процесс освоения понятий и терминов по культуре и искусству на занятии по мировой художественной культуре. Материал предназначен для учащихся 6-7 классов.

Цель: Раскрыть представление об архитектуре как виде искусства, рассмотреть взаимосвязь религии и архитектуры в Древнем Египте, одном из самых развитых государств древнего мира.

Задачи:

  • Изучение и применение опорных терминов по религии, архитектуре и культуре Древнего Египта, развитие умений учащихся оперировать этими терминами.
  • Рассмотреть мировоззрение древних египтян, влияние культа мертвых на архитектуру Древнего Египта, взаимосвязь архитектуры и других видов искусства.
  • Выявить закономерности развития архитектуры в Древнем Египте.

Тема раздела: «Культура и искусство Древнего Египта».

Тип урока: углубление и расширение темы «Искусство архитектуры Древнего Египта».

Жанр урока: урок-исследование.

Материально-техническое обеспечение: доска, слайд-проектор, экран, слайды: «Мастаба», «Пирамида Джосера в Саккаре», «Пирамиды в Гизе», схема наземного храма и видов колонн, «Храм в Карнаке», «Храм в Луксоре», раскопки древнего города, реконструкция дворца фараона, реконструкция жилища простого египтянина.

Ход урока

На доске запись названия темы урока «Архитектура Древнего Египта». (Уточненную тему урока, как вывод, предполагается сформулировать вместе с учениками в конце урока).

Учитель. Сегодня мы вновь отправляемся в долину реки Нил, чтобы познакомиться с новыми тайнами, которые хранит в себе эта великая цивилизация. До настоящего времени существуют каменные свидетели – творения тех далеких тысячелетий. Мы обращаемся к архитектуре. Назовите известные сооружения Древнего Египта.

Ученики называют эти сооружения (пирамиды, храмы).

Учитель. Сейчас вы увидите видеоряд, который называется «Архитектура Древнего Египта». При просмотре надо будет выполнить следующее задание: 1. Дайте название каждому изображению. 2. Попытайтесь в этом названии отразить полную информацию о памятнике архитектуры. 3. Постарайтесь ответить на вопрос: «В чем заключается его неповторимость и красота?»

Демонстрируется видеоряд. Ученики выполняют задание.

Затем учитель просит учеников рассказать о том, какие названия они дали изображениям, особое внимание, уделяя образной характеристике сооружений. Видеоряд при этом демонстрируется еще раз.

Чтобы у школьников было полное представление об архитектуре этого государства, учитель просит их подумать и ответить на вопрос: «Какие сооружения не сохранились до нашего времени, но, очевидно, относились к памятникам архитектуры?»

Примерный ответ учеников: «К памятникам архитектуры Древнего Египта относятся и дворцы фараонов, знати, жилища простых египтян».

Учитель дает задание записать в тетради и пояснить самостоятельно понятия: храм, пирамида, дворец, жилище египтянина. Затем формулировки уточняются и записываются наиболее правильные варианты.

Учитель. Сейчас мы представим, что находимся в одной из лабораторий известного научно-исследовательского института. Перед сотрудниками лаборатории поставили важную задачу. Им предстоит восстановить отрывки важных документов, которые были найдены при раскопках в Древнем Египте, узнать, о каких известных памятниках архитектуры идет речь. Интересно, по силам ли нам помочь в этой работе профессионалам? Попробуем.

Ученики получают 2 листа. На первом листе находится текст, который необходимо восстановить, на втором даны понятия и термины с пояснением: «аллея сфинксов», пилон, обелиск, колоннада, колонна, капитель, портик, гипостильный зал, зал ладьи, наос, мастаба, сердаб, погребальная камера, шахта, мумия, Дуат, «Книга мертвых», «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов».

Текст, который нужно восстановить.

Архитектура Древнего Египта

1. …Тела исчезают и приходят, и другие приходят со времен предков, покоятся боги, бывшие прежде, в своих , погребены и духи в своих . (Пирамиды, мумии).

Вначале это были каменные строения с массивными стенами, похожие на усеченный конус, которые арабы называли («мастаба»), что в переводе означает «скамья».

В … все продумано до мельчайших подробностей. Выбор места определен границей, разделяющей пустыню (царство мертвых) от орошаемых Нилом земель (царство живых). Квадрат основания символизирует устойчивость, порядок, единство мира, и его грани довольно точно ориентированы по сторонам света. Юго-восточные углы всех 3 … (в Гизе) практически лежат на одной прямой.

… тесно связана с культом Солнца. Древние давно заметили, что при восходе или заходе Солнца над линией горизонта возникает, так называемый, «зодиакальный свет», который образует световой треугольник. Знаменитый камень Бен-Бен, которому поклонялись в Гелиополе, имел треугольную форму, а треугольные грани … символизировали застывшие лучи Солнца.

2. Перед смертью каждый египтянин должен был прочесть …. для того, чтобы «познать запредельные души, познать, что они делают, познать их изменения для Ра. …».

О том, что находится в подземном мире, вам расскажут надписи высеченные на стенах …, они записаны в …, потом их делали вместе с рисунками на стенках внутри … Эти тексты позднее были записаны на папирусе, которые называются …. Сверяясь с этим текстом и картой подземного мира, душа умершего вместе с богом Ра преодолевала все ужасы царства …. и представ перед судом Осириса возрождалась к новой жизни.

3. Это был в Луксоре, южной части древних Фив. Этот , строительство которого было начато Аменхотепом III посвящен фиванской триаде богов Амону, Мут, Хонсу. Идею бесконечной линии храмовой дороги начинала . Перед были установлены два и шесть огромных статуй Рамсеса II. , символизировали застывшие лучи солнца, назывались «иглами фараона», на их гранях были высечены значительные события правящей династии. Фараона находились у входа и почти во всех помещениях храма как символы его божественности. За входом открывается первое помещение …… Амона – залитый солнцем огромный открытый ……. , окруженный двойными ….. . В виде связок папируса высились …… , они были увенчаны …….. в виде бутонов еще не раскрытых цветов.

Для того чтобы успеть выполнить все задания целесообразно разбить учеников класса на 3 или 6 групп, которые одновременно расшифровывают текст. Каждая группа учащихся может выполнить 2-3 задания в течение занятия. Тексты с понятиями по данной теме нужно раздать каждому ученику.

Ученики выполняют задание и сдают подписанные листы.

Учитель. А теперь мы прочтем тот восстановленный текст, который у вас получился. После его прочтения вы сможете сделать свои замечания, исправить допущенные ошибки, оценить проделанную работу.

Один ученик из каждой группы читает текст.

Учитель. На прошлом занятии мы рассматривали с вами тему «Религия Древнего Египта». Огромное влияние на мировоззрение жителей этой древней цивилизации оказали их религиозные представления и культы.

Какой культ занимал одно из важнейших мест в жизни египтян?

Ответ учеников. (Заупокойный культ – он оказал огромное влияние на искусство и культуру древнего государства в целом.)

Последнее задание на этом уроке.

Учитель предлагает построить таблицу, которая будет называться «Архитектура Древнего Египта». Она может состоять из трех колонок. В этом случае ученики пытаются распределить те понятия, которые рассматривали на уроке, на 3 группы. Каждой группе терминов нужно дать название и написать его в верхней части таблицы, ниже выписывается группа понятий. Таблицы у детей могут получиться разные, важно, чтобы они сгруппировали понятия по какому-нибудь признаку, который нашли сами.

Работа с понятиями на уроке может иметь самый разный характер, это может быть задание закончить содержание понятия; раскрыть содержание понятия самостоятельно по словарю; соотнести понятие и содержание; в перечне подчеркнуть понятия, которые имеют отношения к данной теме и многое другое.

На этом уроке учитель идет от художественно-образного восприятия темы (просмотр и анализ слайдов) к рационально-логическому (построение таблицы). Составляя систему понятий по каждой теме, преподаватель свои уроки может строить по-разному: яркий художественный образ, как основа постижения искусства, может быть предложен для осмысления детьми и в середине (как центральное событие) и в конце урока. Вариантов много и зависят они от выбора учителя. Важно, чтобы увлечение понятиями и терминами все-таки не заслонило красоту, эмоциональный и художественный образ тех произведений искусства, которые рассматриваются на уроке. Только гармоничное сочетание рационально-логического и художественно-образного начал дадут школьникам знания по предмету «Мировая художественная культура» во всей его полноте.