Гидролиз солей. 11-й класс

Разделы: Химия

Класс: 11


Цель: Создать условия для осознания и осмысления новой информации, дать возможность применить полученные теоретические знания на практике.

Задачи:

  • Учебные: формирование основных понятий (гидролиз, классификация солей по силе кислоты и основания их образующих, типы гидролиза) на дифференцированной основе; формирование умений записывать уравнения реакций гидролиза в молекулярном, полном и сокращенном виде, предсказывать и объяснять изменение среды раствора, образование кислых и основных солей.
  • Развивающие: развитие творческого мышления, экспериментальных умений и навыков, развитие умений выдвигать гипотезу, проверять ее, устанавливать закономерности, искать новые факты, которые подтвердили бы правильность выдвинутой гипотезы, развитие эмоциональной сферы учащихся, познавательной активности, умений наблюдать окружающий мир, задумываться над внутренней сутью увиденного.
  • Воспитательные: формирование умений применять изученный материал в практических ситуациях, защищать свои убеждения, работать в группе.

Тип урока: комбинированный:

Методы: репродуктивный, частично-поисковый (эвристический), проблемный, лабораторная работа, объяснительно иллюстративный.

Конечный результат обучения.

Необходимо знать:

  1. Понятие гидролиза.
  2. 4 случая гидролиза.
  3. Правила гидролиза.

Необходимо уметь:

  1. Составлять схемы гидролиза.
  2. Предсказывать по составу соли характер среды и действие индикатора на данный раствор соли.

Ход урока

Ι. Организационный момент.

Дидактическая задача: создание психологического климата

– Здравствуйте! Возьмите лист со шкалой настроения и отметьте ваше настроение в начале урока. Приложение 1

Улыбнитесь! Хорошо, спасибо.

II. Подготовка к усвоению нового материала.

Эпиграфом нашего урока будут слова Козьмы Пруткова

Всегда держись начеку.

III. Актуализация знаний учащихся.

Но прежде давайте вспомним: классификацию электролитов, запись уравнений диссоциации электролитов. ( У доски три человека выполняют задание по карточкам.)

Фронтальный опрос класса по следующим вопросам:

  1. Какие вещества называются электролитами?
  2. Что мы называем степенью электролитической диссоциации?
  3. Какие вещества называются кислотами с точки зрения ТЭД?
  4. Какие вещества называются основаниями с точки зрения ТЭД?
  5. Какие вещества называются солями с точки зрения ТЭД?
  6. Какие вещества называют амфолиты?
  7. Какие реакции называют реакциями нейтрализации?

Проверяем отвечающих у доски. (Объявить оценки.)

Хорошо, а теперь вспомните, что такое индикаторы? Какие индикаторы вы знаете?

Как они изменяют окраску в растворах кислот, щелочей? Ответы сверим с таблицей.

Приложение 2 (Таблица, изменение краски индикаторов под действием кислот, щелочей)

Демонстрационный опыт (учителем).

На столе три лабораторных штатива в каждом по три пробирки с растворами, окрашенными индикаторами.

С помощью таблицы, определите в пробирках какого штатива, были налиты кислота, вода, щёлочь.

(Во время ответа к каждому штативу приставить табличку с указанием среды).

А как вы думаете, будут ли действовать на индикаторы растворы солей?

Чтобы, ответить на этот вопрос, выполним лабораторный опыт.

Вспомним технику безопасности при работе с растворами солей.

Возьмите рабочий лист к уроку. Приложение 3(I)

Обсуждение опыта. (На доску повесить таблицу лабораторного опыта. Приложение 3(II))

Действует ли раствор карбоната натрия на индикаторы?

С помощью цветной бумаги показать, как изменяется окраска индикаторов. (Один ученик с 1-го ряда у доски.)

Действует ли раствор сульфата алюминия на индикаторы?

(Один ученик с 2-го ряда у доски выполняет предыдущее задание для раствора сульфата алюминия).

Действует ли раствор хлорида натрия на индикаторы?

(С помощью цветной бумаги показать в таблице, на доске, изменение окраски индикатора).

Заполнить всем такую же таблицу в рабочих листах. Приложение 3(II)

А теперь сравните две таблицы на доске и сделайте вывод о характере среды предложенных солей.

ΙV. Изучение нового материала.

Почему же в растворах солей может быть самая разная среда?

Ответить на этот вопрос поможет тема нашего сегодняшнего урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь? (Ученики определяют тему урока).

Попытаемся расшифровать слово «ГИДРО – ЛИЗ». Происходит от двух греческих слов «hydor» – вода, «lysis» – разложение, распад. (Самостоятельно сформулируйте определения)

ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ – это реакция ионного обменного взаимодействия солей с водой, приводящие к их разложению.

На этом уроке, что мы узнаем? (Вместе с учащимися формулируем основную цель урока).

Что такое – гидролиз, познакомимся с четырьмя случаями гидролиза, правилами гидролиза. Научимся составлять схемы гидролиза, предсказывать по составу соли характер среды и действие индикатора на данный раствор соли.

Соль диссоциирует на ионы, а образовавшиеся ионы взаимодействуют с ионами воды.

Обратимся к соли, Na2CO3, в результате взаимодействия, какого основания и какой кислоты, образовалась соль? (NaOH + H2CO3).

Вспомним классификацию электролитов

NaOH – сильный электролит, а Н2СО3 – слабый. Каков характер среды этой соли? Какой вывод можно сделать?

В результате взаимодействия, какого основания, и какой кислоты образовалась соль – AI2(SO4)3? (AI(OH)3 + H2SO4). Где здесь слабый, а где сильный электролит? Какой делаем вывод?

В результате взаимодействия, какого основания, и какой кислоты образовалась соль – NaCI? (NaOH + HCI).Определите силу этих электролитов.

Какую заметили закономерность? Запишите выводы в рабочих листах.

Пример, какого случая гидролиза не был приведён в лабораторном опыте? (Когда соль образована слабым основанием и слабой кислотой.) Каков характер среды в этом случае?

Запишите выводы в рабочих листах. Приложение 3(III). Проговорить их ещё раз.

По направлению реакции гидролиза можно разделить на обратимые и необратимые

По алгоритму должны научиться составлять схемы уравнений гидролиза. (Приложение 4).

Разберём на примере соли, K2S – учитель у доски.

В результате взаимодействия, какого основания и какой кислоты образована эта соль? Делаем запись:

1. K2S→KOH сильное
            ↓
    H2S слабая

Каков характер среды этой соли?

2. Записываем уравнение диссоциации соли: К2S↔2K+ + S2-

3. Подчёркиваем ион слабого электролита.

4. Записываем с новой строки ион слабого электролита, прибавляем к нему НОН, ставим знак ↔ записываем ион ОН-, т.к. среда щелочная.

5. Ставим знак «+», записываем ион, состоящий из иона соли S2– и иона, оставшегося от молекулы воды – НS-.

Записываем итоговое уравнение гидролиза:

    К2S + H2O ↔ KOH + KHS

Что образовалось в результате гидролиза? Так почему характер среды этой соли щелочной?

Запись гидролиз ZnCl2, (все самостоятельно в тетрадях, один ученик у доски).

Рассмотрим по учебнику пример Al2S3.(стр.150)

Когда не записывается схема гидролиза? (Для солей с нейтральным характером среды.)

И так мы разобрали четыре случая гидролиза.

Познакомились с правилами гидролиза: это обратимый процесс,

частный случай реакции ионного обмена, гидролиз всегда протекает по катиону или аниону слабого электролита.

Научились составлять схемы гидролиза, предсказывать по составу соли характер среды и действие индикатора на данный раствор соли.

Пользуясь алгоритмом, самостоятельно составить схемы гидролиза солей. (Приложение 3(IV)

После выполнения, проверяем задание соседа, оцениваем работу.

Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала

На рабочем листе у вас вопросы для закрепления, ответим на них. (Приложение 3(V)).

Ребята обратите внимание, что эта тема встречается в задание по ЕГЭ во всех трех частях. Давайте посмотрим выборку заданий и определим какой сложности содержат вопросы в этих заданиях? (Приложение 5).

Какое значение имеет гидролиз органических веществ в промышленности?

Получении гидролизного спирта и получение мыла. (Сообщение учеников)

Ребята, вспомните какие цели стояли перед нами?

Достигли ли мы их?

Какой вывод урока мы сделаем?

ВЫВОДЫ УРОКА.

1. Если соль образована сильным основанием и сильной кислотой, то гидролиз в растворе соли не идёт, т.к. связывания ионов не происходит. Индикаторы свою окраску не изменяют.

2. Если соль образована сильным основанием и слабой кислотой, то гидролиз идёт по аниону. Среда щелочная.

3. Если соль образована при нейтрализации слабого основания металла сильной кислотой, то гидролиз идёт по катиону. Среда кислая.

4. Если соль образована слабым основанием и слабой кислотой, то гидролиз может идти и по катиону, и по аниону. Индикаторы свою окраску не изменяют. Среда зависит от степени диссоциации получающегося катиона и аниона.

V. Рефлексия.

Отметьте свое настроение в конце урока на шкале настроения. (Приложение 1)

Изменилось ли ваше настроение. Как вы оцениваете полученные знания, на обороте анонимно, односложно ответе на 6 вопросов.

  1. Доволен ли ты как прошел урок?
  2. Тебе было интересно?
  3. Ты был активен на уроке?
  4. Сумел ли ты показать имеющие знания и приобрести новые?
  5. Ты узнал много нового?
  6. Что тебе больше понравилось?

VΙ. Домашнее задание.

  • § 18, стр.154 № 3, 8, 11, индивидуальные карточки с заданиям.
  • Изучить самостоятельно, как происходит гидролиз пищи в организме человека (стр.154).
  • Найти в материалах ЕГЭ 2009-2012 г. задания на тему «Гидролиз» и выполнить в тетради.

Комментарии оценок. Спасибо, урок закончен.