Урок-праздник "Азбука – к мудрости ступенька"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формировать интерес к урокам чтения, развивать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся, формировать умение слушать друг друга.

Оборудование: праздничное оформление класса, рисунок поезда, название станций на плакатах, буквы на карточках, маски сказочных героев.

Ход мероприятия

Почему не на уроках школьники с утра?
Почему в парадной форме нынче детвора?
Сняли с Азбуки обложку, и закладок нет...
Все взволнованы немножко... В чём секрет?

Дочитали эту книгу школьники вчера,
А сегодня праздник – Праздник Азбуки родной!

Мы сегодня очень рады
Всем ребятам, папам, мамам,
Мы приветствуем гостей,
И наших учителей.

Всех знакомых, незнакомых-
И серьёзных и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.

Сегодня праздник! Школьный праздник
Для всех читающих ребят.

Смех и слёзы, радость и печаль
За полгода довелось нам испытать.
Но стараний наших нам не жаль-
Книги нам легко теперь читать!

В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
« Азбуку» – для всех подарок-
Получили мы.

Садясь за парту осторожно,
Чтоб формы школьной не измять,
Мы « Азбуку» раскрыли,
Раскрыли чистую тетрадь.

Частушки.

Мы ребята – шестилетки
Вам частушки пропоём,
Мы в своей любимой школе
Замечательно живём.

Эх, топни нога,
Топни правенькая,
В школу я пришла учиться,
Хоть и маленькая.

Мы ребята– семилетки
Любим бегать и играть,
А учиться обещаем
На четыре и на пять.

Каждый день у нас уроки-
Лепим, красим, мастерим,
Изучаем цифры, буквы,
И по-русски говорим.

Раньше мамы нам читали
Про зайчат и про лису.
А теперь читаем сами
Про любовь и про луну.

Любим мы решать задачи,
Кто быстрей и кто вперёд,
А задачки-то какие,
Сам профессор не поймёт.

Все науки одолеем,
Всё у нас получится,
Потому что наши мамы
С нами тоже учатся.

Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.

Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам – строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!

Был нам путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.

Тем, кто любит приключенья,
Мы, откроем свой секрет.
Увлекательнее чтенья,
Ничего на свете нет!

Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтёры,
Повара и кузнецы, все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс!

И, директор, наш ребята,
В первый класс ходил когда-то,
И учительница наша!
Все ходили в первый класс,
Наша очередь сейчас!

Посмотрите на меня:
Вот какой счастливый я!
В первый класс уже хожу
И с ребятами дружу.

Позабыли мы про мячик
И про игры во дворе,
Мы теперь уж первоклашки
У нас учёба на уме.

Вот проходят день за днём,
Изучаем «Азбуку»
Ель, топор, лопата, руки-
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные: гласные, согласные...

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать.
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные, согласные
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Кипит чайник – с-с-с.
Шуршит опавший лист – ш-ш-ш.
Шмели в саду жужжат – ж-ж-ж.
Моторы тарахтят – р-р-р.

Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог,
Ма и ша, запомни, Маша,
К нам явилась на урок.

– А всегда ли буквы были так дружны? Мы узнаем из сказки Бориса Заходера «Буква Я».

Всем известно:
Буква «Я»
В азбуке
Последняя,
А известно ли кому,
Отчего и почему?
– Неизвестно?
– Неизвестно.
– Интересно?
– Интересно! –
Ну, так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас
Буквы.
Жили, не тужили,
Потому что все дружили, где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз
Всё дело стало
Из-за страшного скандала:
Буква «Я»
В строку не встала,
Взбунтовалась
Буква «Я»!
– Я, –
Сказала буква «Я» –
Главная – заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди стояла Я!
Не хочу стоять в ряду.
Быть желаю на виду!
Говорят ей:
– Встань на место!
Отвечает:– Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я – местоимение.
Вы в сравнении со мною –
Недоразумение! Недоразумение!
Не более, не менее!
Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.
– Фу– ты, ну – ты! –
Фыркнул Ф, от обиды покраснев,
– Срам!-
Сердито С сказало.
В кричит:
– Воображала!
Это всякий так бы смог!
Может, я и сам – предлог! –
Проворчало П:
– Попробуй, потолкуй с такой особой!
– Нужен к ней подход особый!-
Вдруг промямлил Мягкий знак.
А сердитый Твёрдый знак
Молча показал кулак.
– Ти-и –ше, буквы! Стыдно, знаки! –
Закричали гласные.
– Не хватало только драки!
А ещё согласные!
Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться!
Мы же грамотный народ!
Буква Я сама поймёт:
Разве мыслимое дело
Всюду Я совать вперёд?
Ведь никто в таком письме
Не поймёт ни бе ни ме! –
Я затопало ногами:
– Не хочу водиться с вами!
Буду делать всё сама!
Хватит у меня ума!-
Буквы тут переглянулись,
Все _ буквально!– улыбнулись,
И ответил дружный хор:
-Хорошо, идём на спор:
Если сможешь в одиночку,–
Написать хотя бы строчку, –
Правда, стало быть твоя!
– Что бы я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я!
Буква «Я» взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела,-
Написать она сумела только «...я-я-я-я-я-я-я-я-я!»
Как зальётся буква « Х»:
– Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! –
О от смеха покатилось!
А за голову схватилось.
Б схватилось за живот...
Буква Я сперва крепилась,
А потом как заревёт:
– Я , ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы Ю!
– Что ж,– решил весь алфавит, –
Если хочет – пусть стоит!
Дело ведь совсем не вместе.
Дело в том, что все мы вместе!
В том, чтоб все –
От А до Я-
Жили, как одна семья!
Если выучил урок ты на зубок,
Да к тому ж ещё товарищу помог,
Научи нас веселиться, покажи нам, как резвиться.
А мы будем делать так же, как и ты:
Игра: «Если нравится тебе».
Праздник начался, а самой главной гостьи – Азбуки – нет.
Ребята, давайте её позовём:
«Азбука, азбука, мы ждём тебя!»
Не идёт. Давайте позовём её по-другому.
Пусть буквы встанут так, чтобы получилось слово «Азбука»,
А мы все громко захлопаем в ладоши.
Азбука: Учились все по мне всегда,
Я книга ваша – Азбука,
Рисунки, буквы, точки,
Коротенькие строчки,
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать-
Не обойтись вам без меня.
Так я – учитель и помощник,

Первая ступень в пути.

– Сегодня мы отправимся в веселое путешествие по стране «Азбука», побываем на самых интересных страницах – станциях.

Машинист: «Ребятам объявляется, что поезд отправляется, немедля отправляется от станции «Москва» до первой буквы «А».

Звучит песня:

Мы едем, едем, едем,
В далёкие края,
Хорошие соседи, счастливые друзья,
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
А в песенке поётся,
О том, как мы живём...

Припев:

Тра-та-та (3 раза),
Мы везём с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-Забияку,
Обезьяну, попугая,
Вот оказия какая!

Проводник: «Внимание! Первая наша остановка на странице «Алфавитово».

Азбука: «Буквы в порядке алфавита стройся!»

Буква А: Алфавит от А до Я, равнение на Азбуку! Смирно!

Азбука: Гласные! – Здесь!

Азбука: Согласные! – Здесь!

Азбука: Буквы, которые не обозначают звуков! Ъ и Ь – Здесь!

Буквы строго встали в ряд, будто по линейке,
Каждый знает своё место и уйти не смеет.
Все они стоят красиво, по порядку посмотри,
Ну а вы теперь сумейте повторить все 33!

Ты эти буквы заучи, их три десятка с лишком,
А для тебя они ключи ко всем хорошим книжкам!
Чудесные края откроет путь от А до Я.

Песня про Азбуку.

– Весёлые стихи помогали нам лучше запомнить буквы.

Буквы в книжку забежали,
Зазвенели, зажужжали,
И спешат наперебой
Познакомиться с тобой.

«А» – начало алфавита, тем она и знаменита.
А узнать её легко: ноги ставит широко.

Буква «Б» с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.
Буква «Б» бежит к словам: бублик, булка, барабан.
К букве «Б» добавить «А», и получишь «Ба».

«В» округла и важна. «В» для многих слов нужна.
Для ведёрка и волны, ветра, волка и весны.
Букву «В» за «А» вписав, мы получим слово «Ав».

«Г»
И подобно кочерге, горбит спину буква «Г».
Буква «Г» начнёт слова: гном, гармошка, голова.
«Г» прибавим к слову «Ав», появилось слово «Гав».

Буква «Д», как будто дом. Кто ж играет в доме том?
Дятел дырочку долбил, дрозд на дудочке дудит.
Буква «Д» за нею «А», написали слово «Да».


На расчёску «Е» похожа. Буква «Е» тебе поможет
Написать в тетрадь слова: ель, Емеля, ерунда.
«Е» приставим к слову «Да» , получается «Еда».

Это «Ж»– целый жук, а это «К»– и полжука.

Буква «З»– два завитка, два разорванных кружка.
Эта буковка звенит, ярким золотом блестит.

«Н» надела поясок. «И» надела поясок.
Буква «Н» надела ровно, буква «И» наискосок.
Ты ей шляпу подари –
Станет краткой буква «И».

Буква «Л» ногой качала, ложку липкую лизала.
Этой букве будет рад лёд, лимон и лимонад!

Взялись за руки друзья и сказали: «Ты да я – это мы!»
А между тем получили букву «М».
Хочешь «мама» написать, то нужно «Ма» два раза взять.

Посмотри на колесо –
И увидишь букву «О»!

Чтобы «О» не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква «Ю».

Что за буква, словно мостик? Это «П» пришло к нам в гости.
«П» поможет написать: пушка, папа, Петя, пять.
«П» возьми и «Л» и «И» , а теперь командуй: «Пли!»

«Р» похожа на флажок: палочка, на ней кружок.
Буква «Р» нужна для слов: рак, ромашка, рыба, ров.

Буква «Э» на «С» дивится, словно в зеркало глядится!
Сходство есть, наверняка, только нету языка!

«Т» в антенну превратилось и на крыше очутилось.
После «Ко» поставишь «Т», «Кот» возникнет на листе.

«Уй!»– сказала буква «У», «Уй, держите, упаду!»
Кто-то сделал на беду кривобокой букву «У».
Знает бык лишь «М» и «У» и кричит свирепо «Му!»

Буква «Ф»– очки на палке, прибежала из считалки:
Фокус, финик, Фантомас, фантик, фунтик и фугас,
Фёдор, филин, фас, Фёкла фукает на вас.

Вот какие «Щ» и «Ц» с коготочком на конце.
Коготок-царапка – как кошачья лапка.

Буква «Ч» танцует с нами, будто стульчик вверх ногами.
Встали к букве в хоровод Чик и Чук, и чёрный кот.

«Ш» шептало и шипело, «Ш» слова писать хотело.
Шут, шарманка, Шапокляк, шоколадка, шарик, шмяк.

Буква «Р» перевернулась, мягким знаком обернулась.
Хвост вверху нарисовала, тотчас твёрдым знаком стала.

Эту букву, как тебя называют буква «Я».
«Я» кончает алфавит, тихо после всех стоит.

Частушки:

Мы с тобою день за днём
Ходим в школу с «Азбукой».
Мы с тобой её читали,
Всё о буквах мы узнали.

Буквы с вами изучали,
Много нового узнали.
Например, что буква «Е»
Это звуки (Й) и (Э).

Еле-еле слог читал,
Смысла слов не понимал,
А теперь могу я сам
Прочитать для пап и мам.

Быстро время пролетело,
С вами «Азбуку» прошли.
Стали мы уже большими,
Книжки в руки взяли мы.

Вот и «Азбуку» прочли , полный курс наук прошли.
И теперь без передышки мы прочтём любые книжки!

Машинист:

Ребятам объявляется,
Что поезд отправляется!

Звучит песня.

Проводник: Внимание! Мы на станции « Сказочная».

Раньше Карлсон и Мальвина, Айболит и Буратино
Приглашали нас играть,
А теперь зовут читать, и считать и писать
Через сказку и игру они учат детвору...

(Звучит музыка и стихи с пластинки «Буратино», вбегает Буратино, танцует и садится за стол.)

Мальвина (строго): Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки. Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?

Буратино: Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.

Мальвина (угрожающе): Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны!

Буратино (В сторону.) Вот так попал!

Мальвина: Теперь сядьте, положите руки перед содой. Не горбитесь. Мы займёмся арифметикой. У вас в кармане два яблока.

Буратино (хлопает по карманам): Врёте, ни одного!

Мальвина (терпеливо): Я говорю: предположим, что у вас в кармане два яблока, Некто взял у вас одно яблоко, Сколько осталось яблок?

Буратино (уверенно): Два!

Мальвина (умоляюще): Подумайте хорошенько!

Буратино: Два!

Мальвина (с удивлением): Почему?

Буратино: Я же не отдом некту яблоко, хоть он дерись!

Мальвина: У вас нет никаких способностей к математике. Займёмся диктантом. пишите: «А роза упала на лапу Азора». Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот. Но тут ничего нет! Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!

Буратино: Нашлась воспитательница, подумаешь! У самой фарфоровая голова, туловище ватой набито.

Мальвина: Успокойся, Буратино! НЕ надо ссориться, грамоте учиться – всегда пригодится! Давай вместе с ребятами поиграем в игру: «Узнай сказочного героя!»

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота,
Он известен, знаменит,
Это доктор...

Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик– луковка знакам.
Очень просто и недлинно
Он зовётся...

Он весел и незлобен,
Этот милый чудачёк.
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель– Пятачок.
Для него прогулка– праздник,
И на мёд особый нюх,
Это плюшевый проказник
Медвежонок ....

Он дружок зверям и детям,
Он живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок,
Но заснята для кино
Эта милая мордашка.
И зовётся...

Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена ...

Мальвина. Ребята, а сейчас давайте сказку расскажем вместе!

Жили– были семь ребят-
Белых маленьких ... (козлят)
Мама их любила.
Молоком ... (поила)
Тут зубами щёлк да щёлк,
Появился серый ... (волк)
Шкуру белую надел,
Нежным голосом ... (запел)
Как коза запел тот зверь:
– Отоприте, детки, ... (дверь).
Ваша матушка пришла,
Молочка вам ... (принесла).
Мы ответим без подсказки,
Кто сумел спасти ребят.
Это знаем мы из сказки:
(Волк и семеро козлят)

Маша в коробе сидит,
Далеко она ... (глядит)
Кто несёт её, ответь, быстрыми шагами?
А несёт её ... (медведь)
Вместе с пирогами. Путь не близкий,
Дальний путь.
Хочет Миша ... (отдохнуть).
Только Маша не даёт
На пенёк присесть
И румяный пирожок
По дороге ... (съесть).
Провела его малышка,
Будет он умнее впредь,
Вот у нас какая книжка,
Это– .... (Маша и Медведь)

Из муки он был печён,
На сметане был мешён.
На окошке он студился,
По дорожке он ... (катился).
Был он весел, был он смел
И в пути он песню ... (пел),
Съесть хотел его Зайчишка,
Серый волк и Бурый ... (Мишка).
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую ... (Лису),
От неё уйти не смог. Что за сказка?

Машинист: Ребятам объявляется, что поезд отправляется!

Звучит песня

Проводник: Внимание! Мы на станции «Танцевальная».

В нашей школе все танцуют,
Ведь здоровье выше всех-
Нам даёт оно успех!

Разминка “Если весело живётся…”

Если весело живётся, хлопай так…(два хлопка в ладоши)
Если весело живётся, хлопай так…(два хлопка в ладоши)

Если весело живётся, мы друг другу улыбнёмся.
Если весело живётся, хлопай так…(два хлопка в ладоши)

Если весело живётся, щёлкай так…(два щелчка пальцами).
Если весело живётся, щёлкай так…(два щелчка пальцами).
Если весело живётся, мы друг другу улыбнёмся.
Если весело живётся, щёлкай так…(два щелчка пальцами).

Если весело живётся, шлёпай так…(шлёпают ладошками по коленкам 2 раза).
Если весело живётся, шлёпай так…
Если весело живётся, мы друг другу улыбнёмся.
Если весело живётся, шлёпай так…

Если весело живётся, топай так…(два притопа)
Если весело живётся, топай так…
Если весело живётся, мы друг другу улыбнёмся.
Если весело живётся, топай так…

Если весело живётся, делай так… (повторяют все движения по порядку).
Если весело живётся, делай так…
Если весело живётся, мы друг другу улыбнёмся.
Если весело живётся, делай всё!

Азбука. Да, ребята, я вижу, вы очень многое узнали, но впереди вас ждут другие открытия, знакомство с новыми рассказами, сказками, стихами, а поможет вам в этом моя младшая сестра, и зовут её «Родная речь».

Родная Речь.

Я добрый друг и спутник ваш!
Очень рада встрече с вами!
Хочешь плыть по океанам,
Опускаться в глубину,
Побывать во многих странах
И помчаться на Луну,
Быть отважным следопытом в чащах вековых?
Все края тебе раскрыты на страницах тут...

Я. желаю тебе унестись в эту даль,
Научиться дружить,
И в беде помогать, и решительным быть.
Все края тебе раскрыты на страницах тут...
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплёт не выгибай
И корешок не поломай!
Меня в бумагу оберни,
Запомни, я – твой лучший друг,
Но только не для грязных рук!

Праздник заканчивается вручением учебной книги «Родная речь»