Текстовые задачи: проценты, сплавы, растворы

Разделы: Математика, Химия


Цели: Оказать методическую помощь при подготовке выпускников к ЕГЭ по математике; проработать алгоритм решения химических задач.

Задачи.

Обучающие:

  • активизировать знания учащихся по теме «Массовая доля вещества в растворе»;
  • познакомить учащихся с алгоритмом решения задач на растворы и сплавы «методом стаканчиков»;
  • закрепить умение решать задачи на растворы и сплавы;
  • продолжить подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов химии и математики;
  • развивать алгоритмический стиль мышления.

Воспитательные:

  • продолжать формирование мотивации учебной деятельности, положительного отношения к знаниям;
  • формировать информационную и коммуникативную культуру.

Оборудование. Компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация с алгоритмами решения задач на массовую долю вещества в растворе «методом стаканчиков», многовариантная проверочная работа с задачами трёх уровней сложности (10 вариантов), ключ к ответам.

Методы. Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

План урока

1. Вводная часть:

– организационный момент;
– мотивация познавательной деятельности;
– сообщение темы и постановка целей урока.

2. Активизация знаний по теме «Массовая доля вещества в растворе».

3. Знакомство учащихся с алгоритмом решения задач на растворы и сплавы «методом стаканчиков».

4. Закрепление умения решать задачи на растворы и сплавы при помощи многовариантной проверочной работы с задачами трёх уровней сложности.

5. Самопроверка. Самооценка. Рефлексия.

6. Домашнее задание.

7. Подведение итогов.

Приложение 4

Ход урока

1. Вводная часть.

Проверка готовности класса к уроку, приветствие.

Учитель. У нас на уроке химии сегодня гости – это учителя математики. Как вы считаете, какая связь существует между учениками 11 класса, учителями математики и уроком химии?.... Да, это ЕГЭ по математике, в котором имеют место и химические задачи. С этими задачами вы уже встречались в 9 классе при сдаче экзаменов по химии и математике. А также умение решать эти задачи вам понадобится при подготовке к ЕГЭ по химии ( это задание В 9) и к ЕГЭ по математике (задание В 13). Поэтому закономерна тема нашего урока.

«Текстовые задачи: проценты, сплавы, растворы».

Далее учитель подводит учащихся к постановке целей урока.

  1. Повторить понятие массовой доли.
  2. Познакомиться с алгоритмом решения задач на растворы и сплавы методом стаканчиков».
  3. Отработать умение решать задачи на растворы и сплавы.

2. Активизация знаний по теме «Массовая доля вещества в растворе».

Как найти массу раствора?

– Надо сложить массу вещества и массу растворителя.

т р-ра = т в-ва + т р-ля (запись на доске)

Демонстрация приготовления раствора медного купороса (Приложение 1).

Что является основной характеристикой растворов?

– Массовая доля растворенного вещества.

Как вычислить массовую долю?

– Надо найти отношение массы растворенного вещества к массе раствора.

ω = т в-ва : т р-ра ۰ 100% (запись на доске)

В каких единицах измерения выражается массовая доля вещества?

– В процентах или долях единицы.

Это основные теоретические сведения, необходимые для успешного решения задач на растворы и сплавы.

3. Знакомство учащихся с алгоритмом решения задач на растворы и сплавы «методом стаканчиков»

Схема и уравнение для решения задач с процентами.

Главное правило в задачах с растворами.

Решение задачи №1.

Составляется схема приготовления раствора. Затем составляется уравнение решается относительно х.

Решение задачи № 2.

Решение задачи №3.

Решение задачи №4.

4. Закрепление умения решать задачи на растворы и сплавы при помощи многовариант-ной проверочной работы с задачами трёх уровней сложности (Приложение 2).

5. Двое учащихся с заданием 3-го уровня работают у доски. Остальные выполняют решение задач на листочках самостоятельно. Ученики оценивают свою работу, сверив ответы с матрицей.

  • За правильное решение задачи первого уровня – «3» .
  • За правильное решение задачи второго уровня – «4».
  • За правильное решение задач первого и второго уровня -«5».
  • За правильное решение задачи третьего уровня –«5».

Матрица ответов для самопроверки.

Рефлексия.

6. Домашнее задание.

Поменяться с соседом вариантом и решить его дома.

7. Подведение итогов урока (Приложение 3).