Тема урока "Реки"

Разделы: Начальная школа


Цель: Формирование познавательной деятельности, учебной мотивации.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с особенностями рек (исток, устье, берега, притоки), с причинами течения рек, их полноводьем.
  • Научиться находить важнейшие реки на карте и правильно их показывать.
  • Воспитывать любознательность, любовь к природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. (слайд 1)

Презентация.

– Тема нашего урока “Реки”.

– Что бы вы хотели узнать о реках?

– На какие вопросы вы бы хотели найти ответы? (слайд 2)

Что такое река?Откуда берется в реке вода? Почему вода в реке не кончается? Для чего нужны реки? Как реки изменяют земную поверхность?

III. Совместное “открытие” знаний.

– Что такое река?Река – это постоянно текущая вода. (слайд 3)

– Как образуется река?

– Откуда река берет свое начало?

– Как называется место рождения реки? Место рождения реки называется – исток. (слайд 4)

Обычно она начинается с маленького родника, который бьет из-под земли и течет ручейком. Постепенно с этим ручейком сливаются другие ручьи, а в образовавшуюся маленькую речку впадают такие же речушки.

– Как называются эти речушки? Эти реки называются – притоками. Притоки могут быть левыми и правыми.– Почему их так называют: левый приток и правый приток? (слайд 5)

– Посмотрите на схему реки.(слайд 6, 7)

– Как же называется место, где река впадает в другой водоем? Это место называется – устье.

– Рождаться реки могут и в горах.(слайд 8)

Земная поверхность, с которой по ручьям и притокам собирается вода в одну реку, называется бассейном этой реки.

– Как определить, где левый берег, а где правый? Нужно встать по течению.

– Какие новые слова вы видите на рисунке?

– Как вы думаете, что такое русло? (слайд 9)

Русло – это канал, по которому течет река. Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение.

– Что такое течение? (слайд 10)

Течение – это движение воды в реке.

– Одинаковое ли течение в реках?

– Посмотрите, как вы думаете, от чего зависит какое в реке течение?

- Почему одни реки текут тихо, спокойно, а другие быстро, даже кажется, что вода в реке бурлит? (слайд 11, 12)

– Реки, протекающие по равнине, называют равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное.

- Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног. (слайд 13)

– А есть реки, в которых не видно воды. Она бежит под камнями. Такие реки называют каменными. (слайд 14)

– Почему вода в реке не кончается? Почему она течет, течет, а не вытечет?

– Где река берет “вечнотекущую “ воду? Рекам постоянно необходимо питание.

– Откуда реки получают питание? (слайд 15)

Питание может быть разное:

Дождевоеледниковоеподземные водыснеговое.

– Основным источником питания являются осадки.(слайд 16)

– А откуда берутся осадки? Вспомните, что такое круговорот воды в природе.

– Ребята, почему же вода в реке не кончается?

Вывод: реки получают постоянное питание, и в природе происходит круговорот воды.

Физминутка.

IV. Закрепление изученного. Работа по рисунку. (слайд 17)

– Что же мы уже узнали о реках. Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы.

– Как это называется и что это такое? (исток, правый берег, левый, притоки, устье).

– Что показывает

– У каких рек течение сильнее?

– Какое питание получают реки?

– В какое время года река получает большее питание?(слайд 18, 19)

Весной – во время таяние снегов. Летом – при выпадении большого количества осадков.

– Как это время называется? Половодье – большой и продолжительный по времени подъем воды.

Реки России: Лена, Обь, Иртыш, Волга, Енисей, Амур. (слайд 20-27)

V. Работа с картой.

1. Карта полушарий.

– Если река получает хорошее питание, и если у реки много притоков, то тогда и река становится крупнее.

– Откройте карту полушарий стр. учебника 128-129.

  • 1-й ряд: ищет крупные реки Евразии.
  • 2-й ряд: ищет реки Америки.
  • 3-й ряд: ищет реки Африки.

– Нужно найти и показать. Как обозначены реки на картах? Откуда начинаем показывать?

Синими нитями. Показывать начинаем от истока – начала реки.

Африка: Конго, Нил.

Америка: Амазонка, Парана, Миссисипи, Макензи.

Евразия: Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Меконг.

Большая часть этих рек находятся в нашей стране. Это – Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур.

VI. Охрана рек.

– Для чего нужны реки?

Река – место отдыха, место жительство для рыб и других обитателей рек. (слайд 28-31)

По рекам ходит водный транспорт, перевозит пассажиров и грузы. На крупных реках строят гидроэлектростанции, которые вырабатывают электричество.

Давайте будем беречь реки. Реки – это жизнь, это красота вокруг нас!

VI. Итог. (слайд 32)

VII. Рефлексия. (слайд 33)

IX. Домашнее задание. (слайд 34)