Общие особенности танцев свинговой группы европейской программы в тренировке спортивной выносливости на разных этапах освоения

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


1. Характерные особенности танцев свинговой группы европейской программы:

Программу Европейских танцев или Стандарт (Standard) составляют 5 основных танцев,4 из каторых свинговые такие как Медленный Вальс (Slow or English Waltz), Медленный Фокстрот (Slow Foxtrot), Квикстеп или Быстрый Фокстрот (Quickstep) и Венский Вальс (Viennesse Waltz).

1.1. Медленный Вальс (Slow or English Waltz)

Характеристики Вальса:
Движение: Свинговое (с замахом), Мягкое, Плавное, По кругу, Маятниковое. Настроение: Чувственное, Романтическое, Грустное, Лирическое, Музыкальный размер: 3/4.Тактов в минуту: 29-30 Акцент: на 1 удар Соревнование: 1,5 - 2 минуты Подъем и Снижение: Начинается подъем в конце 1, продолжается подъем на 2 и 3, снижение в конце 3.

1.2. Венский Вальс (Viennesse Waltz).

Характеристики Венского Вальса:
Движение: Свинговое (с замахом), Летящее, Плоское, Мягкое, Плавное, По кругу, Маятниковое. Музыкальный размер: 3/4. Тактов в минуту: 60 Акцент: на 1 удар Соревнование: 1 - 1,5 минуты Подъем и Снижение: Без подъема в стопе на внутренней части поворота.

1.3. Медленный Фокстрот (Slow Foxtrot)

Характеристики Медленного Фокстрота:
Движение: Линиейное, Поступательное, Непрерывное, Свинговое (с замахом), Мягкое, Плавное, сочетание Маятникового и Метрономного. Музыкальный размер: 4/4. Тактов в минуту: 29-30 Акцент: на 1 и 3 удар (1 сильнее) Соревнование: 1,5 - 2 минуты Подъем и Снижение: Подъем в конце 1, Верх на 2, Подъем/Снижение в конце 3.

1.4. Квикстеп или Быстрый Фокстрот (Quickstep)

Характеристики Квикстепа:
Движение: Быстрое, Легкое, Воздушное, Стремительное, Скоростное. Музыкальный размер: 4/4 Тактов в минуту: 50 Акцент: на 1 и 3 удар Соревнование: 1,5 - 2 минуты
Подъем и Снижение: Начинается подъем в конце 1, продолжается в течении 2 и 3, Верх/Низ в конце 4.
Таким образом, все эти четыре танца имеют разный характер и разный ритм, но все эти четыре танца объединяет свинг.

2. Что такое свинг:

Свинг – действие, когда какими-либо частями тела создается замах, который дает энергию для дальнейшего движения, так же как в маятнике.

Бывает маятниковый, метрономный, вращательный (сторонами), поперечный (боковой) свинг. Далее цитата из методической работы Силантьева С.А. "Европейские танцы.

Основные принципы": "Свинг – свободное движение вокруг неподвижно закрепленной точки. Движение похоже на маятник или качели. На этом принципе основано движение всех танцев европейской программы (за исключением танго), что дало им название – "Свинговые танцы".

Объем и характер свинга зависят от исполняемого танца или фигуры.

Как правило, начинается в конце такта музыки. Максимальное ускорение возникает в нижней части свинга. Одна из основных причин, приводящих к потере правильного положения корпуса, заключается в неправильном понимании "свинга". Танцор должен осознать, что движение начинается от головы. Это не означает, что голова двигается, выходя из линии тела. Она должна двигаться в координации с корпусом и ногами, и движение начинается с того, что голова двигается в выбранном направлении.

Swing (качание, колебание; размах, взмах; качели; ритм; качать(ся); махать, размахивать; колыхать(ся). Идти мерным шагом)".

Разрабатывая тему своего реферата, я решила посмотреть в различной спортивной литературе, что же такое спортивная выносливость и как ее можно тренировать в любом виде спорта. И вот что я выяснила:

3. Выносливость, её виды и показатели

Выносливость в спорте – это способность организма сопротивляться утомлению во время длительного выполнения спортивных упражнений [7].

Уровень развития выносливости определяется прежде всего функциональными возможностями сердечно-сосудистой и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем. Существенную роль при этом играет так называемая экономизация функций организма. На выносливость вместе с этим оказывает влияние координация движений и силы психических, особенно волевых процессов спортсмена.
Выносливость – это способность совершать работу заданного характера в течение возможно более длительного времени (Бойко А.Ф.,1976, Фарфель B.C., 1970, Выдрин В.М.,1980, Ломан В., 1974).

Одним из основных критериев выносливости является время в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. Пользуясь этим критерием, выносливость измеряют прямым и косвенным способами.

Прямой способ – это когда испытуемому предлагают выполнять задание и определяют предельное время работы с данной интенсивностью (до начала снижения скорости). Но он почти невозможен. Чаще всего используют косвенный метод.

Косвенный метод – это когда выносливость определяется по времени преодоления какой-нибудь достаточно длиной дистанции (например 10000м)[3, 6].

Поскольку работоспособность в двигательной деятельности зависит от многих факторов, в частности от скоростных и силовых способностей человека, следует учитывать два типа показателя выносливости: абсолютные и относительные, парциальные.

В практике различают 2 вида выносливости: общую и специальную.

Общая выносливость – это способность длительно проявлять мышечные усилия сравнительно невысокой интенсивности, аэробная выносливость. Общая выносливость на 50-70% спортивный результат.

Одна из важнейших особенностей общей выносливости – это способность к широкому переносу, т.е. общая выносливость, развитая средствами тренировки 4 свинговых танцев и проявляемая в европейской программе начиная с медленного вальса и заканчивая медленным фокстротом, находится в большой взаимосвязи с результатами в европейской программе в целом и латиноамериканской.

Считается, что общая выносливость является основой для развития всех остальных разновидностей проявления выносливости.

Проявление общей выносливости зависит от спортивной техники (в первую очередь от экономичности рабочих движений) и от способности спортсмена "терпеть", т.е. противостоять наступающему утомлению путём концентрации волевых усилий.

Таким образом, танцуя свинговые танцы европейской программы, постепенно, практикуясь от простого к сложному (фигуры, вариации свинговых танцев), в зависимости от уровня спортсмена, на прямую происходит стимулирование общей выносливости.

Биологической основой общей выносливости являются аэробные возможности организма спортсмена. Основной показатель потребления аэробных возможностей – это максимальное потребление кислорода (МПК) в литрах в минуту.

Специальная выносливость – это способность проявлять мышечные усилия в соответствии со спецификой (продолжительностью и характером) специализированного упражнения [6. 11].
В таких танцах европейской программы как « квик степ» и «венский вальс» специальная выносливость (её в этом случае также называют скоростной выносливостью) проявляется в поддержании необходимой скорости на дистанции.

Проявление специальной выносливости зависит от некоторых физиологических и психологических факторов. Основной физиологический фактор анаэробные возможности.

4. Средства и методы развития общей и специальной выносливости

4.1. Средства развития общей выносливости

Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут. Таким образом мы получаем по мере освоения спортсменом танцев свинговой группы европейской программы увеличивается суммарная длительность нагрузки вовремя практических занятий.

В практике физического воспитания применяют самые разнообразные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера, например продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс), передвижения на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражнения, упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 7-8 и более упражнений, выполняемых в среднем темпе) и др. Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60-90 мин; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц (Матвеев Л.П.,1976 г, Харре Д., 1971, Полунин А.И.,2003 г).

Очень напоминает практику у спортсменов в танцевальном спорте, тут тебе бег по пересеченной местности – «квик степ» и передвижение на лыжах – «медленный фокстрот», и бег на коняках – «венский вальс» и езда на велосипеде «медленный вальс», и метод круговой тренировки когда се танцы европейской программы ( когда спортсмен исполняет вовремя танцевальной практики свою программу соло или в паре).

Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15–20 мин, выполняемые в аэробном режиме.
Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом придерживаются следующих правил.

1. Доступность. Сущность правила заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможность занимающихся. Учитываются возраст, пол и уровень общей физической подготовленности. В процессе занятий после определенного времени в организме человека произойдут изменения физиологического состояния, т.е. организм адаптируется к нагрузкам. Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки в сторону ее усложнения. Таким образом, доступность нагрузки обозначает такую трудность требований, которая создает оптимальные предпосылки воздействия нагрузки на организм занимающегося без ущерба для здоровья [11].
Данное правило соответствует уровню и сложности исполнения спортсменом в танцевальном спорте соответствующей программы в соответствующем классе.

2. Систематичность. Эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. Добиться положительных сдвигов в воспитании общей выносливости возможно в том случае, если будет соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий. В работе с начинающими дни занятий физическими упражнениями по воспитанию выносливости должны сочетаться с днями отдыха. В случае использования практических занятий он должен сочетаться с занятиями отдельным танцем из всего вида европейской программы, т.е. групповое занятие по европейской программе здесь выступает как отдых перед очередной практической тренировкой.

3. Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в сердечнососудистой и дыхательной системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. Следовательно, необходимо найти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Используя метод равномерного упражнения, необходимо, прежде всего, определить интенсивность и продолжительность нагрузки. Работа осуществляется на пульсе 140-150 уд/мин. Для школьников в возрасте 8-9 лет продолжительность работы 10-15 мин; 11-12 лет –15-20 мин; 14-15 лет – 20-30 мин [1,11].

4.1.1. Методы развития общей выносливости

Основными методами развития общей выносливости являются: равномерный, переменный, интервальный, круговой тренировки, игровой, соревновательный (Фарфель В.С, 1970 г, Хоменкова Л.С.,1974, Холодов Ж.К, 2000г).

Равномерный метод. Характеризуется непрерывным продолжительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. Продолжительность работы в зависимости от уровня подготовленности занимающихся составляет от 10-15 мин до 60-90 мин. Работа менее 4-5 мин малоэффективна, так как не успевают развернуться дыхательные процессы и вывести кислородно-транспортную систему (сердце, сосуды, дыхание) на максимальный уровень потребления кислорода.
Интенсивность упражнений (скорость передвижения) должна повышаться постепенно: от невысоких значений ЧСС (120-130 уд/мин) к оптимальным (140-170 уд/мин). Такая постепенность необходима для адаптации сердечнососудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем организма. Малоинтенсивная работа не способствует активизации аэробного обмена, поэтому она малопродуктивна.
По мере увеличения функциональных возможностей организма занимающихся продолжительность непрерывной работы и ее интенсивность постепенно возрастают.

Переменный метод. Отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, танца) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п. Его часто называют «фартлек» (игра скоростей). Он предполагает увеличение и снижение интенсивности через определенные промежутки времени. ЧСС к концу интенсивного участка работы увеличивается до 170-175 уд/мин, а к концу малоинтенсивного участка снижается до 140-145 уд/мин.

Интервальным метод. Для него характерно выполнение работы в виде высокоинтенсивных, но кратковременных повторений, разделенных небольшими (строго дозированными) интервалами отдыха между нагрузками. Продолжительность работы для повышения аэробной производительности составляет 1-2 мин. Меньшее время не позволяет активизировать работу сердечнососудистой и дыхательной систем, а большее – вызывает снижение интенсивности работы. Интенсивность работы должна способствовать росту ЧСС до 160-170 уд/мин. Как правило, интервалы отдыха между упражнениями составляют 1-3 мин. Характер отдыха должен быть активным в виде малоинтенсивной двигательной деятельности (например, медленной ходьбы), одновременно ускоряющей восстановление организма и поддерживающей его повышенное функционирование.
Данный метод вообще используется на любом соревновании по танцевальному спорту.
Число повторений упражнения зависит от индивидуальных возможностей занимающегося осуществлять работу в условиях значительного потребления кислорода. Рекомендуется начинать с трех-четырех повторений за одно занятие и постепенно повышать до десяти и более повторений.
Для круговой тренировки подбираются такие упражнения, которые можно повторять значительное число раз (не менее 20-30). ЧСС при выполнении упражнений колеблется от 140 до 175 уд/мин, а в паузах (во время отдыха) снижается до 110 уд/мин. Общая продолжительность времени выполнения упражнений круговым методом составляет 25-35 мин.
Что соответствует любому «оттачиванию» движений в ТС

Игровой метод. Суть его заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Он предусматривает выполнение разнообразных двигательных действий в условиях проведения спортивных и подвижных игр, требующих проявления выносливости.
Этот метод позволяет обеспечить повышенную заинтересованность занимающихся в двигательной деятельности и меньшую психическую утомляемость по сравнению с упражнениями монотонного характера (например, продолжительный бег в равномерном темпе).

Соревновательный метод. Это способ выполнения упражнений на выносливость в форме различных соревнований и соревновательных заданий, предусматривающих элементы соперничества. Он стимулирует максимальную мобилизацию физических и связанных с ними психических сил и способностей занимающихся.
Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

Выбор методов в значительной степени определяется уровнем подготовленности занимающихся. Важным требованием к применяемым методам развития выносливости является нахождение оптимального сочетания продолжительности и интенсивности нагрузки. На уроках по спортивным бальным танцам можно использовать любой метод из перечисленных, а еще лучше уметь их сочетать, но  основным методом развития выносливости для начинающих я считаю является равномерный метод как достаточно простой, доступный и позволяющий точно дозировать индивидуальную нагрузку.

4.2. Средства и методы развития специальной выносливости

Специальная выносливость в таких видах, как соревнования по спортивным бальным танцам у спортсменов начинающего уровня и более продолжительные у спортсменом высокого класса  ведущим качеством, которое обеспечивает поддержание необходимой скорости передвижения на протяжении всей дистанции [7].

Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма, для чего используют любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью.

Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.д.) являются специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства[8].

Поскольку биологические механизмы проявления разновидностей выносливости в зависимости от длительности и интенсивности выполнения упражнения принципиально или существенно различны, то и выбор средств и методов должен быть соответствующим. Так, в скоростно-силовых видах выносливость заключается в способности нервных клеток и мышц активно работать в условиях недостатка кислорода в основном за счет накопленных внутренних энергоресурсов – анаэробная выносливость.

По мере увеличения продолжительности непрерывного выполнения упражнений выносливость все более зависит от согласованной работы двигательного аппарата, внутренних органов и от "производительности" сердечнососудистой и дыхательной систем организма спортсмена в условиях постоянной и необходимой доставки кислорода тканям и экономном его использовании – расходовании – аэробная выносливость [10].

Между названными видами выносливости, средствами и методами их развития существует промежуточные смешанные в разных соотношениях упражнения аэробно-анаэробной направленности.

На примере непрерывного бега наиболее наглядно иллюстрируется эта зависимость между скоростью и продолжительностью движений: увеличение времени приводит к снижению скорости бега и наоборот, повышение скорости, особенно выше критической (при которой потребление кислорода достигает максимума), быстро приводит к сокращению продолжительности бега.
Для скоростно-силовых видов можно выделить три направления в развитии специальной выносливости: в упражнениях с отягощениями (при 80% и более), в спринтерских упражнениях, а также в прыжках и метаниях, занимающих промежуточное положение между ними.

В спортивных – бальных танцах, происходит частая смена ритма, что соответствует соотношению скорости и продолжительностью движения (это зависит от времени тренировки). Также применяются упражнения с отягощением, когда танцуют спортсмены, используя вес утяжелителей.

Специальная выносливость с энергетической точки зрения обусловлена как мощностью, так и емкостью анаэробных процессов. Так как в течение первых 10 с работы максимальной интенсивности имеет место гликолиз, а к концу этого времени содержание молочной кислоты (лактата) в мышечной ткани возрастает в 5 раз. Что является главной причиной наступающей тяжести в мышцах и потерей способности к расслаблению. Высокий уровень специальной выносливости в этих видах связан с постоянным совершенствованием способностей к расслаблению в короткие фазы двигательного действия[15].

Основным средством развития специальной выносливости по каждому направлению служит многократное, до утомления, выполнение повторений тренировочных вариантов соревновательного и специальных упражнений в одном занятии. Пульсовые режимы при выполнении специальных упражнений с целью развития специальной выносливости должны достигать высоких показателей – 180 уд/мин (30 ударов за 10 с) и максимальных значений.

Наиболее распространен прерывный метод повторения специальных упражнений сериями с интервалами отдыха между повторениями и сериями до снижения пульса до 120-132 уд/ мин (20-22 удара за 10 с).

Число повторений тренировочных вариантов соревновательного упражнения, – в 1,5-2 раза их числа в соревнованиях.

Время тренировки и вес отягощений определяют число повторений как в многократном протанцовывании, так и в упражнениях с отягощениями. Чем выше эти показатели (время и вес) при общем определенном числе повторений в одном занятии, тем больше специальная выносливость соответствует соревновательному упражнению.

Индивидуальное комплектование таких серий характерно для подготовленных спортсменов.

Для развития чувства ритма, уверенности и запаса свободы движений в быстром беге очень полезен бег через низкие, средние и высокие барьеры с раз­личной их расстановкой и числом беговых шагов между ними (3-7 б.ш.) обыч­ной или сокращенной длины[9].

В момент тренировки свинговых танцев спортсмену высокого уровня и класса, важно научиться самому постоянно контролировать свободу и степень напряжения в движениях, оставляя небольшой запас до проявления максимальных усилий в танце. Необходимо целеустремленно настраиваться на танец, но всегда помните, что максимум усилий в движениях всегда мешает достижению максимального темпа, скорости танца и тем более спортивного результата в соревнованиях. Чем выше уровень спортсмена и соревнования на которых он выступает, тем внимательнее контролируйте свободу своих движений.

Это трудно выполнить, но при большом желании этому искусству (танцевать очень красиво и свободно) можно научиться. Оно очень поможет спортсменам в танцевальном виде спорта побеждать в равной борьбе.

Развитие выносливости во многом определяется методами тренировки, из них можно выделить три основных:

A) непрерывного
Б) прерывного (интервального);
B) соревновательного.

К основным средствам первого метода относятся: разминочный, восстановительный и медленный, спокойный ход тренировки в переменном темпе. Эти средства развивают главным образом аэробные возможности спортсменов.

Основные средства второго метода – прерывного: повтор отдельных упражнений из каждого танца, повторно-переменными сериями и интервалами. При этом совершенствуются как аэробные, так и анаэробные возможности спортсменов. Прерывный метод включает следующие пять компонентов, изменение которых образует большое число вариантов данного метода:

A. время занятий.
Б. Скорость выполнения отдельных упражнений в данном конкретном танце.
B. Длительность интервалов отдыха.
Г. Форма отдыха (пассивный-сидя, стоя, активный и т.п.).
Д. Число повторений.

Третий метод – соревновательный – включает конкурсное танцевания, прикидки и соревнования, Особенностью этого метода являются максимальные требования, которые предъявляются к организму спортсмена при 95-100% от личного достижения в любом виде программы [8].

Все три метода неразрывно связаны между собой, но их соотношение в течение сезона несколько меняется. Основные средства непрерывного метода составляют в общем объеме годовой тренировки около 90%). В подготовительном периоде их процент еще выше, а в соревновательном несколько повышается объем средств прерывного и соревновательного методов.
Важное значение для повышения специальной работоспособности в танцевальном виде спорта имеет силовой компонент выносливости, с ним связано сохранение длины шага и частоты линий, а следовательно качество танцевания.

Все силовые упражнения, используемые в тренировке танцоров, следует рассматривать не просто как средства ОФП, а как факторы развития специальной силы и локальной мышечной выносливости при этом в последствии трансформируется в качество передвижения по паркету. Эти упражнения являются средством интенсификации работы мышечной системы в специфическом двигательном режиме, способствуют процессу адаптации к этому режиму, обеспечивают повышение сократительных и окислительных способностей мышечной ткани [4].

Для развития силового компонента мышечной выносливости используют: – основные соревновательные упражнения, выполняемые в затрудненных условиях, с отягощением. Основной режим – динамический. Методы тренировок: повторный и непрерывно-переменный. Эти упражнения применяются на этапах углубленной тренировки и спортивного совершенствования;
– круговую тренировку, в процессе которой упражнения выполняются в динамическом и статическом режимах и направлены на развитие основных групп мышц, включаемых в работе при протанцовывании;
– тренировки в паре;
– упражнения с различными отягощениями и на тренажерах.

Для развития силовых качеств танцоров возможен широкий диапазон отягощений, связанный с направленностью воздействия упражнений: для развития силовой выносливости 30-40% от повторного максимума, взрывной силы – 30- 50% [6].

Слишком раннее в возрастном плане или форсированное в сезоне в больших объемах применение остро специализированных средств тренировки: приводит к потерям молодых танцоров или срывам в подготовке к соревнованиям. Опыт ведущих танцоров мира показывает, что большинство из них приступали к специализированной тренировке в 14-16лет, и за 5-8 лет добились результатов мирового класса.

При этом большинство ведущих спортсменов мира выступали в соревнованиях в широком десятибории, что способствовало росту их мастерства.

Поэтому на этапах начальной спортивной и углубленной специализации следует уделять большое внимание обоим программа (европейской и латиноамериканской) подготовке в широком диапазоне танцев. Подготовка на этих этапах направлена на расширение адаптации кислородно-транспортной и мышечной систем, укрепление мышечно-связочного аппарата. Недостаточная способность переносить нагрузки может стать впоследствии фактором, ограничивающим работоспособность танцоров.

Долговременная адаптация организма при развитии выносливости обеспечивает регуляцию и перестройку гормональной сферы, что способствует повышению выброса в кровь гормонов, регулирующих работоспособность важнейших функциональных систем организма [10].

Совершенствование специальной выносливости с одной стороны охватывает все многообразие рассмотренных специальных упражнений и методических приемов использования, а с другой стороны проводится в процессе специфической деятельности. Последнее может эффективно реализовываться за счет увеличения интенсивности отдельных, чаще более коротких, чем регламентируемые правилами соревнований, периодов работы со значительным количеством повторений, но и в сумме превышающих общее число попыток или время соревновательного упражнения.

Повышение анаэробной выносливости обеспечивается также как за счет роста интенсивности проведения ключевых технических приемов, их количества с учетом необходимого восстановления между ними, так и повышением различных силовых показателей – максимальной и быстрой силы и силовой выносливости.

Возможно танцорам необходимо перенять опыт у атлетов которые, для развития и совершенствования аэробной выносливости и возможностей спортсменов в подготовке используется тренировка в горных условиях. Особенно полезны эти условия в начале подготовительных периодов.

5. Тесты для определения уровня выносливости

5.1. Виды тестов для определения выносливости

Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности (Холодов Ж.К., 2000). На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например станцевать) с заданной интенсивностью (например джайв, или квик степ или венский вальс). Сигналом для прекращения теста является начало снижения скорости выполнения данного задания. Однако на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом пользуются редко. В практике физического воспитания в основном применяется косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции Используются также тесты с фиксированной длительностью танца –   3-6 или 12 мин. В этом случае оценивается время и качество, танцевания за данное время. В спорте выносливость может измеряться и с помощью других групп тестов: неспецифических (по их результатам оценивают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утомления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей).

Специфическими считают такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике, танцах. Выносливость конкретного спортсмена зависит от уровня развития у него других двигательных качеств (например, скоростных, силовых и т.д.). В этой связи следует учитывать абсолютные и относительные показатели выносливости. При абсолютных не учитываются показатели других двигательных качеств, а при относительных учитываются.

6. Вывод:

Прочитав практически все о спортивной выносливости видах и способах ее тренировки. Я поняла что работа над тренировкой выносливости заключается в акцентировании спортсменов на аэробную выносливость (каждый должен сам выбрать вид активности, исходя из индивидуальных интересов и местных условий) возможность организма потреблять кислород и доставлять его в мышцы, чтобы те, в свою очередь, могли преобразовывать питательные вещества в энергию. Для этого, чтобы пульс смог подниматься до определенного уровня ( частоту пульса 130-160 уд./мин. при длительной тренировке)

Но даже если частота пульса ниже этого уровня, то такая форма тренировки все равно хорошо воздействует на организм.

Проблема совершенствования выносливости с детского возраста является одной из важнейших в физическом воспитании и спортивной тренировке. Воспитание выносливости в спортивных целях должно способствовать массовому укреплению здоровья подрастающего поколения, что особенно важно в связи с имеющей место гипокинезией у детей школьного возраста, усугубляющейся акселерацией физического развития.

Спортивные танцы являются действенным и доступным для всех возрастов средством физического совершенствования, способствующим улучшению состояния здоровья и гармоничному развитию.

Таким образом, в спортивных танцах пульс быстро повышается до уровня, определяющего развитие хорошей выносливости. Форма тренировки может происходить по типу продолжительной тренировки или работы с интервалами, в зависимости от того, отдыхаешь ты или нет. И свинговая группа танцев европейской программы как никакая другая лучше подходят для этого.

Хорошо известно, что достижение высоких спортивных результатов в большинстве видов спорта, особенно в тех, которые связаны с продолжительной циклической локомоторной деятельностью, невозможно без высокого уровня развития выносливости.

7. Список используемой литературы:

  1. Абдулова A.M., Орлова Р.В., Теннова В.П., Иена Е.Б., Шенкмана С.Б., Болотников П.Г. Книга легкоатлета. – М., Физкультура и спорт, 2001г.
  2. Бойко А.Ф. Основы лёгкой атлетики. – М., Физкультура и спорт, 1976 г. – 142 с.
  3. Вайцеховский С.М. "Книга тренера". М., Физкультура и спорт, 1971г. –205с.
  4. Валик Б.В. Тренерам юных легкоатлетов. – М., Физкультура и спорт, 1974. – 168 с.
  5. Выдрин В.М. Спорт в современном обществе .– М.:., Физкультура и спорт, 1980 г. с. 80.
  6. Годик М.А. Спортивная метрология : учеб. для ин-тов физ. культуры / М.А.Годик. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192 с.
  7. Дедковский С.М. Скорость или выносливость – М.: Физкультура и спорт, 1973. –208с.
  8. Егер К., Оелыплегель Г. Юным спортсменам о тренировке. – М., Физкультура и спорт, 1975г. –159 с.
  9. Жевновата Ж.Д., Заярин Г.А., Короткова Т.П., Рыбковский А.Г. Методика обучения видам лёгкой атлетике. Донецк, ДонГУ, 1989г.
  10. Зимкина Н.В. Физиологическая характеристика и методы опреде­ления выносливости в спорте – М.: Физкультура и спорт, 2002г.
  11. Ломан В. Бег, прыжки, метания. – М., Физкультура и спорт, 1974г.
  12. Лях В.И. Физическая культура. 5-9 классы. Тестовый контроль – М.: 2009. –144 с.
  13. Макаров А. Н. Бег на средние и длинные дистанции. – М., Физкультура и спорт, 1966г.
  14. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитании. – М., Физкультура и спорт, 1976г. 29
  15. Озолин Н.Г., Воронкина В.И., Примакова Ю.Н. Лёгкая атлетика. – М., Физкультура и спорт, 1989г.
  16. Полунин А.И. Школа бега – М.: Советский спорт, 2003г.
  17. Фарфель B.C., Коц Я.М. Физиология человека (с основами био-химиии). ФиС, 1970.
  18. Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания – М.: Физкультура и спорт, 1972г.
  19. Харре Д. Учение о тренировке. – М., Физкультура и спорт, 1971 г.
  20. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания с спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский цент "Академия", 2000. – 480 с.
  21. Хоменкова Л.С. Учебник тренера по лёгкой атлетике. – М., Физкультура и спорт, 1974г.
  22. Шенкман С.М. Наш друг – бег – М.: Физкультура и спорт, 1976г.
  23. Юшкевич Т.П., Васюк В.Е., Буланов В.А. Тренажеры в спорте – М.: Физкультура и спорт, 1999г.
  24. Силантьева С.А. "Европейские танцы». Методическое пособие, 1999г.
  25.  Алекс Мур. «Бальные танцы». 1998 год, Санкт-Петербург.
  26.  Гарри Смит-Хэмпшир. «Венский вальс. Как воспитать чемпиона» 2000 г, АРТИС-АС
  27.  Гай Говард «Техника европейских танцев» 1999 г, АРТИС-АС