Долгосрочный экологический проект в дошкольном образовательном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками


В последнее время проблема создания развивающей среды была поднята до уровня значимой. О влиянии красоты природы написано и сказано немало. Призывы о необходимости экологического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. А известная фраза Ф. М. Достоевского о красоте, которая спасет мир, приобрела новую силу –  ведь действительно мир необходимо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба..

Реформирование системы образования в нашей стране связано с глубокими изменениями, произошедшими в последние годы в ее социально-экономическом укладе. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно добывать новые необходимые знания, и умело использовать их на практике для решения разнообразных возникающих проблем; генерировать новые идеи, творчески мыслить, быть коммуникабельными, контактными, работать в команде.

Решение этих задач связано с поиском и разработкой новых эффективных педагогических технологий, способствующих интеллектуальному, творческому, нравственному развитию подрастающего поколения.

Одними из методов, способствующих решению этой проблемы, являются экологические проекты. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, они развивают познавательный интерес к различным областям знаний, дают детям и взрослым возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Экологический проект – это средство, с помощью которого педагог решает образовательные задачи дошкольников по экологической тематике. Его общий характер, несомненно, определяется принципами, положенными в основу программы, в рамках которой он реализуется.

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования экологических представлений – это непосредственное наблюдение детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детских садов, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

МДОУ детский сад «Солнышко» с.Двулучное Валуйского  района Белгородской области –  это новое современное учреждение, в котором  созданы все необходимые условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста на селе. Но территория детского сада еще пока не обжитая. Наш коллектив решил, что детский сад должен стать экологическим оазисом с.Двулучное. Для решения данной проблемы необходимо создание комфортной ландшафтной зоны  и экологической тропы на территории детского сада, озеленение групповых участков.

Проблемам ландшафтного проектирования  и озеленения посвящено большое количество публикаций, авторами которых являются Алексеев С.В., Гарнизиненко Т.С., Горощенко В.П. и многие другие. История ландшафтного дизайна берёт свои истоки с периода расцвета государств Ассирии и Вавилона, но ландшафтный дизайн – понятие 20 века, термин возник в Западной Европе, в первую очередь в густонаселённых и индустриально развитых странах.

Объектом исследования в нашем долгосрочном экологическом проекте  является территория муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» с.Двулучное Валуйского района Белгородской области.

Предметом исследования являются технологии ландшафтного проектирования и озеленения, применяемые на территории муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» с.Двулучное Валуйского района Белгородской области.

Цель исследования – создание дизайн-проекта по преобразованию территории образовательного учреждения в комфортную и красивую мини-экосистему, благоустройство и озеленение территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников.

Задачи:

  • приобретение навыков ландшафтного проектирования;
  • привлечение к реализации проекта по ландшафтному проектированию и озеленению территории  образовательного учреждения общественных организаций;
  • ознакомление с принципами проектирования и установка типологии структурных компонентов искусственных ландшафтов;
  • создание комфортного окружающего пространства, создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ;
  • формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе; содействие сотрудничеству детей и взрослых;
  • привлечение родителей для создания комфортной ландшафтной зоны;
  • осуществление трудового воспитания детей в процессе ухода за зеленными насаждениями;
  • пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры населения.

В настоящее время под ландшафтным проектированием понимается особый вид архитектурной деятельности, направленный на создание гармоничного и целесообразного окружения для человеческой жизни.

Ландшафтный дизайн – это  гармония души, это бесконечность, в которую мы погружаемся, и каждый раз находим для себя новые ощущения. [Шульгина Л.М. Дизайн вашего сада. – Белгород, 2008. – С.7.]

Процесс благоустройства и озеленения территории ДОУ очень важный и ответственный. Под благоустройством и озеленением территории ДОУ подразумевается не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения спортивных занятий, отдыха, игр и развлечений учащихся, что само по себе важно, но и создание привлекательного с эстетической точки зрения облика двора дошкольного учреждения. Красиво оформленный, богато окруженный зеленью и ухоженный  двор воспитывает в детях, как подчеркивают педагоги, чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю. Кроме того, во многом от того, что представляет собой пришкольная площадка, зависит престиж и самого учебного заведения.  

Методика и материал

Место исследования – территория муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» с.Двулучное Валуйского района Белгородской области.

Для успешной реализации проекта необходимо:

1. Составить паспорт благоустройства территории муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» с.Двулучное Валуйского района Белгородской области.
2. Создать проект по созданию альпийской горки.
3. Создать проект по созданию зелёного класса.
4. Создать проект по созданию вертикального озеленения с опорами различной формы..
5. Создать проект по созданию зоны отдыха.
6. Создать проект по созданию искусственного водоёма.
7. Создать проект по созданию этнографической площадки
8. Создать проект по созданию малых архитектурных форм в микрозонах отдыха «Пчелкина фантазия», «В путешествие с солнечными часами», «Мир сказок», «Городок безопасности».

Решение этих вопросов мы начинаем с создания концепции территории дошкольного учреждения, которая зависит  от интересов  детей, родителей, сотрудников ДОУ,  жителей села Двулучное. В ДОУ и вокруг него на воспитание ребенка должен работать каждый квадратный метр. Но, поскольку детский сад у нас сельский, средства на реализацию проекта ограничены, поэтому он должен быть выполнен с максимальным использованием природных материалов – дерева и камня – и минимальным привлечением финансовых средств.

Для решения указанных вопросов по благоустройству и озеленению территории муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» с. Двулучное Валуйского района Белгородской области  нами был разработан  проект «Маленькая «солнечная» страна чудес», этапы которого представлены в таблице 1.

Этапы реализации проекта

№ п/п Название этапа Срок реализации Участники реализации
1. Подготовительный Декабрь 2012 г. – февраль 2013 г.  Педагоги, техперсонал ДОУ
2. Проектировочный Март – апрель 2013 г. Заведующая ДОУ, члены родительского комитета,, представители администрации Двулученского сельского поселения
3. Практический Май 2013 –октябрь 2015 г. Педагоги ДОУ, родители, технический персонал, воспитанники ДОУ
4. Заключительный Ноябрь-декабрь 2015 г. Заведующая ДОУ, педагоги ДОУ

Таблица 2.

План мероприятий подготовительного этапа

№ п/п

Мероприятия

Участники реализации

1 Оценка состояния двора ДОУ Заведующий ДОУ,  педагоги ДОУ
2. Изучение литературы на тему «Ландшафтное проектирование и озеленение учебных заведений» Педагоги ДОУ

Таблица 3.

План мероприятий проектировочного этапа

№ п/п

Мероприятия

Участники реализации

1. Подведение итогов оценки двора ДОУ Заведующий ДОУ
2. Выбор стиля дизайн-проекта Педагоги ДОУ
3. Выбор названия проекта Педагоги ДОУ
4.  Создание плана двора ДОУ Педагоги ДОУ
5. Заключение договоров о сотрудничестве с муниципальными и общественными организациями. Заведующий ДОУ

Таблица 4.

План мероприятий практического этапа

№ п/п

Мероприятия

Участники реализации

1. Увеличить площадь озеленения двора ДОУ на 10%  за счет создания новых микрозон и элементов дизайна:   миксбордеров из однолетников и многолетников, вертикального озеленения с опорами различной формы, клумб неправильной формы, живых изгородей, н, аптекарского огорода, декоративного огорода; фигурного сада,  газонов, питомника из хвойных пород, солитеров и групповых посадок, дендрологического разнообразия. Педагоги ДОУ, родители
2. Расширить зону отдыха, создать  малые архитектурные формы в микрозонах отдыха «Пчелкина фантазия», «В путешествие с солнечными часами», «Мир сказок», «Городок безопасности», скамьи, беседки,  перголы, игровую площадку, водоем, альпийскую горку, рокарий Педагоги ДОУ, родители
3.

4.

Увеличить видовое разнообразие цветочных, культурных и дикорастущих, лекарственных, плодово-ягодных культур.

Поэтапное выполнение всех видов работ

Педагоги ДОУ, родители

Озеленение и благоустройство территории.

В садово-парковом комплексе предполагаются живые изгороди из сирени и снежноягодника и естественный газон

Цветочно-декоративное озеленение – на территории образовательного учреждения  будут разбиты клумбы различной      конфигурации  из однолетних и многолетних культур.

Уже имеющиеся на территории рабатки, миксбордеры  будут составлены ежегодно из имеющихся цветочно-декоративных культур.

Альпийские горки – это цветники с использованием камней, которые в сочетании с растениями повышают декоративность территории в любое время года. На территории будет оформлена  горка со специальными растениями, в основном многолетники низкой компактной формы. При высадке растений будут учтены и сроки их цветения.

Незаменимы на горке и ковровые растения, которые разрастаются и образуют яркие пятна: флокс шиловидный, алиссум, гвоздика-травянка, оксалис, петрорагия, аубреция, различные виды седумов.

Для отдыха детей будет оформлена зона отдыха из пеньков, «зеленый класс» для проведения занятий.

Зона отдыха предполагается изготовить из спиленных деревьев, установить в дендрарии, саду.

Водоем – при создании водоема особое значение играют материалы, из которых он изготовлен. В качестве основных материалов используют полиэтилен, стеклопластик, пленку из ПВХ, бутилкаучуковую резину.

На территории ДОУ планируется создать водоем в 2013 г.  с растущими вокруг растениями.

Вертикальное озеленение – это элемент декоративного оформления, который в настоящее время становится все более популярным. Многофункциональность вертикального озеленения позволяет создать на участке теневую зону, украсить стены, террасы, окна, сделать более комфортным пространство. Для вертикального озеленения можно использовать девичий виноград, ипомею, клематисы, розы плетистые, жимолость, многолетние лианы (кампсис и др.). На территории ДОУ вертикальное озеленение планируется использовать на «зеленом классе» (виноград), теневые навесы будут озеленены также виноградом, кроме того использованы различные формы из винограда девичьего, ипомеи. Данный элемент ландшафтного дизайна может быть использован для декорирования скамеек для отдыха, различных опор.

Элементы малой архитектуры – при создании таких форм новую жизнь получают пни и спилы старых деревьев. Такими деревянными скульптурами можно украсить различные отделы участка, территории. При добавлении цветочных растений к таким формам создаются комплексы, релаксационные зоны, уголки сказок.

Заключение

Педагогический коллектив и родители постоянно работают над преобразованием  и благоустройством   территории МДОУ детский сад «Солнышко» с. Двулучное Валуйского района Белгородской области . В планах на будущее – обновить формы цветников, пополнить ассортимент вертикальных форм и видов растений, создать розарий, территорию украсить малыми архитектурными формами из спилов старых деревьев. Ассортимент выращиваемых цветочно-декоративных культур расширить; заложить аллею из фруктовых деревьев. Изготовить  альпийскую горку с соответствующей растительностью, живые изгороди (снежноягодник, магония падуболистная, сирень обыкновенная). В течение 2013-2014 г.г. запланировано  создание водоема, обновление уголков релаксации и зон отдыха, зеленого класса.

Список литературы:

1. Линь В.В. Цветы в доме и фитодизайн. – ООО Аделант, 2006г.
2. Руднев В.В. Цветоводство – Изд-во литературы по строительству, 1965г.
3. Князева Т.П. Газоны – Москва ЗАО Фитон, 2001г.
4. Улейская Л.И. Вертикальное озеленение – Москва ЗАО Фитон, 2001г.
5. Цапкова Т.И., Казулина В.В. Благоустройство и озеленение территорий образовательных учреждений области – Белгород, 2007г.
6. Крижановская Н.Я. Основы ландшафтного дизайна – Москва, 2005г.
7. Марковский Ю.Б. Современный цветник –Москва ЗАО Фитон, 2001г.