Урок химии по теме "Состав ядра атома. Изотопы. Химический элемент". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Класс: 8

Продолжительность: 1 урок (45 минут).

УМК: О.С.Габриелян

Цели урока:

Образовательные:

  • Формировать знания о строении атома, умения определять величину заряда ядра, число электронов, протонов и нейтронов; дать понятие “изотопы”, на основании чего уточнить понятие “химический элемент”.

Развивающие:

  • Продолжить развивать умения сравнивать, анализировать.
  • Способствовать развитию речи: обогащению и усложнению словарного запаса.
  • Формировать умение работать индивидуально и в группе

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию добросовестного отношения к труду: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие.
  • Способствовать формированию естественно-материалистического мировоззрения, развитию познавательного интереса, расширения кругозора учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать:

  • название и характеристику (заряд, масса) элементарных частиц атома;
  • состояние элементарных частиц в атоме;
  • какие характеристики атома зависят от числа протонов, числа протонов и нейтронов;
  • что произойдет с атомом, если изменить число протонов, число нейтронов;
  • что такое изотопы и нуклиды;
  • почему относительная атомная масса не имеет целочисленного значения;
  • почему свойства изотопов водорода различны в отличие от изотопов других элементов;
  • современное определение понятия “химический элемент”.

Уметь:

  • указывать положение элемента в периодической системе: порядковый номер, номер периода и его вид, номер группы, название подгруппы;
  • по положению элемента в периодической системе определять: заряд ядра, число электронов в атоме, протонов и нейтронов в ядре.

Основные термины:

Химический элемент – это совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра.

Изотопы – разновидности атомов химического элемента с одинаковым зарядом ядра, но разным массовым числом

Девиз урока: “Далеко лежит за пределами нашего чувства вся природа начал” (Тит Лукреций Кар)

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний;

Вид учебной деятельности учащихся (по Коротяеву Б.И.): восприятие и осознание, запоминание, воспроизведение и применение

Методы обучения: Репродуктивный (объяснительно-иллюстративный); словесные (беседа, объяснение), наглядные (таблицы, слайды), практические (упражнения), стимулирования (мотивация, поощрение, похвала)

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Средства ведения урока:

  • Учебник Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2009.
  • Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Компьютер, экран, мультимедиапроектор.
  • Презентация в Microsoft PowerPoint

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
  3. Изучение нового материала.
  4. Первичное закрепление и контроль новых знаний.
  5. Обсуждение домашнего задания.
  6. Подведение итогов урока.

Ход урока:

Этапы урока Деятельность учителя, содержание учебного материала Деятельность учащихся
Организационный

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке

Критерий выполнения: полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся

Методы и методические приемы: фронтальная беседа

Приветствие учащихся, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния помещения, проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания; внутренняя готовность; психологическая организация внимания.

Запись на доске даты и темы урока Состав ядра атома. Изотопы. Химический элемент. (Слайд №1).

Приветствие; проверка готовности к уроку.

Запись в тетради даты и темы урока. Просмотр слайда.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Задача: Организация и направление к цели познавательной активности учащихся.

Критерий выполнения: активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала.

Методы и методические приемы: эвристическая беседа с элементами рассказа

Формулировка цели урока (эвристическая беседа)

На свете много великих тайн. Вот, например, яблоко.

- Какая же это тайна? Съесть его и – все дела!

- А если разрезать яблоко пополам, что тогда?

- Получатся две половинки яблока.

- А если каждую из этих половинок – ещё раз пополам?

- Яблоко разделится на 4 части.

- А если ещё?

- Получится 8 частей.

- Правильно! Но сколько раз можно делить это яблоко? Есть ли предел делению его на части?

Вот вам и великая тайна – делимость вещества.

Ещё 2500 лет назад древнегреческий философ Демокрит полагал, что любой предмет состоит из мельчайших частиц – атомов. В России М.В.Ломоносов говорил о мельчайших частицах вещества. Он считал, что существует два вида материи “элементы” (атом), “корпускулы” (молекулы).

Само слово “атом”, кстати, что означает? Но в начале прошлого века ученые обнаружили, что атом, как и яблоко, можно делить на части.

Так какова цель нашего урока?

Запись на доске: Как устроен атом? (Слайд №2)

Слушание объяснений учителя. Участие в беседе

Проговаривание ответов

Обращение к учебнику в случае затруднения

Формулировка цели урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Атом - это наименьшая частица того или иного химического элемента, которая сохраняет его химические свойства.

Атом – от греческого atomos – неделимый

Цель нашего урока: узнать, как устроен атом. Просмотр слайда.

Усвоение новых знаний

Задача: Дать учащимся конкретное представление об открытии сложного строения атома, о названиях и характеристиках (заряд, масса) элементарных частиц атома; о состоянии элементарных частиц в атоме; добиться эффективности восприятия, первичного осознания, обеспечить должную научность, доступность изложения, оптимальный темп и систему методов.

Критерии выполнения: правильность ответов учащихся, активное участие в работе, качество знаний на последующих этапах

Методы и методические приемы: рассказ учителя, сообщения учащихся, постановка проблемной ситуации, эвристических вопросов, работа с терминами, использование таблиц первичного обобщения материала, использование приемов мышления: анализа, сравнения, обобщения, конкретизации, использование мультимедио, работа с учебником.

Проверка понимания учащимися нового материала.

Задача: проверка глубины понимания учебного материала, создание нестандартных ситуаций при использовании знаний

Методы и методические приемы: беседа с использованием таблицы учебника (таблицу №2 с.25) решение упражнений у доски и в тетрадях, самостоятельная работа, самопроверка.

История открытие сложного строения атома.

Вступительное слово учителя.

Многие ученые на основе экспериментальных данных пытались создать модель атома. Первая попытка принадлежит английскому физику Джозефу Томсону (Слайд № 3)

Слушаем ученика 1 Приложение 1

Слушание и анализ выступлений одноклассников. Просмотр слайдов презентации.
Что мы возьмем из сообщения о сэре Джозефе Томсоне, чтобы ответить на вопрос урока? (Слайд № 4)

Чтобы проверить гипотезу Джозефа Томсона его ученик английский ученый Эрнест Резерфорд, (30 августа 1871 г. – 19 октября 1937 г.) лауреат Нобелевской премии по химии 1908 года, провел эксперимент (Слайд №5 ). Слушаем ученика 2. (Слайды №6, №7)

Приложение 2

Aтом имеет сложное строение

Атом в целом нейтрален

В атоме есть отрицательно заряженные электроны

Первичное обобщение (Беседа с целью ответа на вопрос урока “Как устроен атом?”, таблица “Строение атома” (Слайд №8) В ходе беседы и использования таблицы приходят к выводу, что сегодня известно, что в центре атома находится положительно заряженное ядро, вокруг которого вращаются отрицательно заряженные электроны. Экспериментально доказано, что ядро состоит из протонов (положительных частиц) и нейтронов (нейтральных частиц).
Модель Резерфорда не оказалась последней Рассказ учителя с целью заинтересовать учащихся для дальнейшего изучения истории открытия строения атома.

Поэт В.Брюсов в 1922 году под впечатлением от удивительных открытий физиков так дополнил модели электрона и атома:

Быть может эти электроны –
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Ещё, быть может, каждый атом –
Вселенная, где сто планет;
Там – все, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.

Того, “чего здесь нет”, оказалось более чем достаточно, но об этом вы узнаете в курсе физики.

Слушание объяснений учителя
Названия и характеристики (заряд, масса) элементарных частиц атома; состояние элементарных частиц в атоме. Беседа с использованием таблицы №2 с.25 учебника (Слайд №9)

Приложение 3

Работа с терминами в ходе беседы.

Приложение 4

Вопросы беседы. (Слайд №10)

Протоны (Нейтроны. Электроны.) Как обозначаются ? Где находятся? Какую имеют массу? Какой имеют заряд? Чему равно число протонов?

Слушание объяснений учителя. Просмотр слайдов презентации.

Анализ таблицы. Ответы на вопросы. Работа с периодической системой.

Просмотр слайдов презентации. Запись обозначений в тетрадь

Участие в беседе.

Использование Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева для определения состава атома Рассказ учителя с элементами беседы.Строение любого атома мы можем узнать по периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Каждому химическому элементу присвоен порядковый номер и для каждого элемента подсчитана атомная масса. Но это не просто числа, они имеют физический смысл. В чем он заключается, мы сейчас узнаем.

Введем следующие обозначения (Слайд №11) Приложение 5

Первичное обобщение по использование Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева для определения состава атома.

 

Работа с периодической системой. Решение упражнений.

Просмотр слайдов презентации.

 

 

 

 

Участие в беседе, просмотр слайдов, записи в тетрадях

Усвоение новых знаний

Задача: Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, добиться эффективности восприятия, первичного осознания, обеспечить должную научность, доступность изложения, оптимальный темп и систему методов.

Критерии выполнения: правильность ответов учащихся, активное участие в работе, качество знаний на последующих этапах

Методы и методические приемы: рассказ учителя, сообщения учащихся, постановка проблемной ситуации, эвристических вопросов, составление таблиц первичного обобщения материала, использование приемов мышления: анализа, сравнения, обобщения, конкретизации, использование мультимедио.

Решение упражнений (Слайды №12,13,14) Приложение 6

Самостоятельная работа по заполнению таблицы (Слайд №15) Приложение 7

Организация самопроверка. Критерии оценки (Слайд №16)

Постановка проблемы. Что произойдет с атомом элемента, если в его ядре изменить число протонов? К примеру, в ядро атома водорода добавить один протон?

(Получится новое ядро с зарядом +2. Это ядро другого химического элемента – гелия.

А если из ядра атома кислорода удалить два протона? Получится ядро с зарядом +6. А это химический элемент углерод.

Процессы превращения атомов одних элементов в другие относят к ядерным реакциям Рассказ учителя. (Слайд №17)

Приложение 8

Работа с раздаточным материалом. Выполнение самостоятельной работы. Просмотр слайдов презентации. Самопроверка по слайду.

Слушание объяснений учителя. Участие в обсуждении проблемы. Просмотр слайдов презентации.

Понятие “изотопы”. Постановка проблемы

- Что произойдет с атомом химического элемента, если в ядре изменится число нейтронов? Например, добавить в ядро атома водорода 1 нейтрон? Получится ли новый химический элемент?

(Слайды №18, 19, 20,21,22,23) Углубление понятия “химический элемент” Приложение 9

Анализ проблемной ситуации. Участие в обсуждении проблемы. Слушание объяснений учителя. Просмотр слайдов презентации.

Запись изотопов кислорода и определения “изотопы” в тетрадь. Анализ таблицы. Запись определения химического элемента в тетрадь

Закрепление нового материала

Задача: закрепить знания и умения по новому материалу, выработка знаний и умений оперировать ранее полученными знаниями, оказание дифференцированной помощи, анализ ошибок

Критерии выполнения: умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение соотносить между собой факты, понятия; активность учащихся

Методы и методические приемы: беседа с использование таблиц, слайдов, самостоятельная работа

Беседа с целью ответа на вопрос урока “Как устроен атом?” Как вы думаете, мы ответили на вопрос урока “Как устроен атом?” Кто затрудняется, воспользуйтесь учебником, с.24. Приложение 10

(Слайд №25) Самостоятельная работа. Приложение 11

Участие в беседе, изучение учебных текстов, выделение основных идей.

Работа с раздаточным материалом. Заполнение таблицы. Контроль учителя.

Информация учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Задача: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Критерии выполнения:

правильное выполнения домашнего задания всеми учениками

Методы и методические приемы:

На дом (Слайд №26):

параграфы 6, 7 читать,

упр.3,5 с.24-25 выполнить всем, образцы выполнения в тетрадях, упр. 3 оформите в виде таблицы; упр.5 обязательно пользуйтесь обозначениями элементарных частиц

упр.1 с. 24 выполните, кто желает.

Слушание объяснений учителя.

Запись в дневники.

Подведение итогов урока

Задача: проанализировать , дать оценку успешности достижения цели.

Критерии выполнения: осознание учащимися значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей

Методы и методические приемы: беседа, самооценка деятельности на уроке

Беседа.

1. Прочитаем тему урока.

2. Прочитаем цель урока.

Ответили мы на главный вопрос урока “ Как устроен атом”?

Какую оценку Вы поставили бы себе на уроке?

Учитель предлагает взять стикеры красного, розового и желтого цвета и соответственно прикрепить на лист тетради:

  • красный, если ставим себе “5”,
  • розовый, если “4”,
  • желтый, если “3”. L

Слайд № 27 Спасибо за работу!

Участие в беседе. Рефлексия.

Использованная литература:

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных уччреждений . М.: Дрофа, 2009.
  2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2003

Интернет-ресурсы:

  1. Урок Смирновой Т.А. “Строение атома. Изотопы”. urok.1sept.ru›articles/571120/
  2. Урок Васильевой Н. Г. “Строение атома” konkyrs.org›…uroki…po-khimii-stroenie-atoma-v…
  3. Гара Н.Н. Уроки химии prosv.ru›ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/6.html
  4. Урок Зыряновой В. А. "Строение атома" urok.1sept.ru›articles/583561/
  5. Разработка урока физики “Строение атома. Схема опыта Резерфорда” bogdanovka-school.narod.ru›teach2.htm