Урок природоведения в 5-м классе специальной школы-интерната 8-го вида

Разделы: Коррекционная педагогика


Задачи:

  • Обобщить, закрепить и расширить знания учащихся о времени года “Зима”.
  • Учить устанавливать логические связи на основе анализа стихотворений, разгадывания загадок, пословиц и других материалов урока.
  • Корригировать зрительную память учащихся на основе упражнений в запоминании и воспроизведении, развивать речь, обогащать словарь учащихся.

Оборудование: картина “Зима”, “Природа зимой”, предметные и сюжетные картинки по теме “Зима”, цветные карточки для определения настроения, карточки для индивидуальной работы, атрибуты для инсценировки.

Ход урока

1. Организационный момент (организация рабочего места, эмоциональный настрой).

2. Сообщение темы урока.

Учитель: Послушайте стихотворение. О каком времени года в нем говорится?

Выпал в декабре снежок,
Нежный, мягкий, как пушок
Сшил декабрь покрывало
Для земли, чтоб не страдала.
Из тончайших ниток нежных,
Не цветных, а белоснежных.
Стала белою земля от заботы декабря.

Учитель: Сегодня мы подведем итог наших наблюдений за признаками зимы, узнаем много нового.

Актуализация знаний.

А) Явления зимы. Давайте вспомним основные явления зимы. В этом вам помогут загадки. Отгадайте их.

Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)

Что ни звездочки сквозные на пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные, а возьмешь - вода в руке. (Снежинки)

Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лед)

И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)

Назовите основные признаки зимы (..................).

Лес, поля, деревья и кустарники оделись в новый наряд. Стоит лес, околдованный чародейкою зимою. Русские поэты очень любили воспевать такие картины природы.

Учитель читает стихи: (дети карточкой определяют состояние настроения)

Чародейкою зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Федор Тютчев

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Александр Пушкин

Б) Зима – пора снега и льда. - Подумайте из чего состоит снег?

(Предполагаемый ответ: из снежинок)

Снежинка – одно из самых прекрасных созданий природы. Нам бы пришлось немало потрудиться, чтобы создать форму, сравнимую по красоте с формой снежинки. В снегопад миллионы снежинок падают на землю, и среди них нет двух одинаковых.

При замерзании кристаллики воды настолько малы, что их не видно. При образовании снега эти кристаллики перемещаются воздушными потоками в атмосфере вверх и вниз. Во время таких перемещений они группируются вокруг мельчайших частичек пыли или капелек воды. Эта группа становится большой, тяжелой и падает на землю. Мы называем ее снежинкой. Размеры снежинок зависят от температуры. Чем ниже температура, тем меньше снежинка.

- Ребята, теперь вам известно, как образуется снежинка.

Физминутка

В) Работа по картине “Зима в лесу”.

- рассматривание

- ответы на вопросы

- инсценирование (готовится с учащимися заранее) Сценка “Заяц и Мышь-полевка”.

Автор: Пришла суровая зима, на заснеженной полянке встретились заяц и мышь-полевка.

Заяц: - Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зеленую понюхать захочешь, листиков сочных погрызть – терпи до весны. А где еще та весна – за горами да за морями.

Полевка: - Не за морями, Заяц, весна не за горами, а у тебя под ногами!

Прокопай снег до земли – там и брусника зеленая, и земляничка, и одуванчик.

- Кто помогает выживать зимой животным?

- Чему научила мышка зайца?

Г) Игра “Фотоглаз”.

- Сфотографируйте глазами как можно больше снежных слов и запомните:

Снег, пороша, иней, снеговик, хлопья, поземка, снежинка, сугроб, снегири, изморозь, снежок.

- Какое здесь слово не снежное и почему?

Д) Работа по карточкам.

- Прочтите на карточках пословицы и поговорки

- Чтение вслух и объяснение значения поговорки либо пословицы.

Е) Обобщение педагогом.

Ж) Выполнение задания по карточкам (дифференцированно)

(вырежи снежинку, составь из частей, расположи сюжетные картинки в нужном порядке, помоги художнику дорисовать картину, выполни аппликацию “Зимние забавы”.

- Выполнение работ.

- Индивидуальная помощь.

- Оформление выставки работ.

- Подведение итога по выполнению данного вида работы.

Итог урока:

  • Какие подарки готовит нам каждый год зимушка – зима?
  • Что нового вы узнали о зиме на уроке?

Зимушка-зима приготовила вам подарок. Внимание на экран!

Домашнее задание

Кто выучит стихотворение о зиме (в конверте у каждого) к следующему уроку, прочтет его выразительно и ответит на вопросы по содержанию стихотворения, получит бесплатный билет на каток.

(Зимушка – зима.)

(Задание дается с учетом дифференцированного подхода).