Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цели урока:

  • совершенствовать вычислительные навыки в пределах 1000;
  • анализировать и решать задачи арифметическим способом.

Задачи урока:

  • корригировать и развивать личностные качества обучающихся, эмоционально- волевую сферу (навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки)
  • развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, математическую речь, взаимопонимание, трудолюбие, самостоятельность, аккуратность;
  • воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

  • Табло, плакат, сигнальные карточки, карточки с примерами для устного счета, карточки с задачей, картинки по теме.

Ход урока

1. Организационный этап.

Учитель:

Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Сядьте ровно, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь

Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

2. Постановка цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы вспомним запись и чтение многозначных чисел, закрепим навыки письменного приема сложения и вычитания многозначных чисел, решим задачу.

3. Логическая минутка (задание на развитие внимания).

На доске:

  2 3 4 5
1 г е ч р
2 м о т ш
3 д з н ж
4 а т и з

Учитель: Посмотрите на доску, отгадайте слово, которое я загадала. На доске висит табло с буквами и цифрами, каждой цифре соответствует своя буква. Я читаю числа (1,2; 2,3; 1,5; 2,3; 3,2), ребята записывают слово в тетрадь.

(Это слово ГОРОД).

Учитель: Ребята вы правильно угадали слово, скажите, а в каком городе мы живем?

Ответ детей: В городе Усть-Илимске.

Учитель: А как вы думаете, почему именно это слово я загадала?

Ответ детей: Мы будем говорить про наш город.

Учитель: Правильно наш урок будет необычный. Мы отправимся в путешествие по городу Усть-Илимску. В 2008 году Центральная детская библиотека объявила городской конкурс "Семь чудес Усть-Илимска". Жители нашего города выбирали эти семь чудес. Результатом конкурса стал путеводитель по самым интересным местам города, сегодня мы отправимся в путешествие по некоторым из этих мест, и узнаем какие же, семь чудес Усть-Илимска выбрали жители нашего города.

Учитель: Ребята откройте тетради, отступите 4-е клетки вниз. На полях цифрами запишите число. Классная работа и тему урока “Сложение и вычитание чисел в пределах 1000”. (Ребята не забывайте, что в тетрадях надо писать красиво и аккуратно)

Учитель: Начертите отрезок, и разделите его на 6 равных частей. В течение урока вы сами будете себя оценивать по некоторым параметрам, а в конце урока каждый сам себе поставит оценку.

На доске:

Самооценка
  1. Готовность к уроку.
  2. Выполнение домашнего задания.
  3. Работа устно.
  4. Решение задачи.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Осанка, культура речи и поведения.

И опираясь на личный пример

Учитель: Я подготовила свое рабочее место, и все, что нужно к уроку заранее. Я начала урок со звонком, на листе учета самооценки (показываю свой) ставлю себе на первой части отрезка 5. Сделайте на своих отрезках также. (Ребята выполняют).

Учитель проверяет выполнение задания детьми.

На доске:

5

____!_____!_____!______!______!____

4. Проверка домашнего задания.

На доске и в тетрадях записаны примеры, учитель говорит ответ к примерам, если ответ верный ребята поднимают карточку зеленого цвета, если ответ не верный, то карточку красного цвета.

На доске:

  • 984 - 879
  • 678 + 822
  • 673 - 657
  • 564 – 544
  • 999 + 975

После того как на доске будут записаны ответы учитель рассказывает про первое чудо Усть -Илимска)

Учитель: Усть-Илимская ГЭС ставшая базой для экономического развития города. Она представляет собой бетонное сооружение высотой 105 метров и длиной около полутора километра. В ней трудятся 16 агрегатов, дающих энергию городу. 20 декабря 1974 года были пущены первые агрегаты.

5. Устный счет

  1. Найдите лишнее число и скажите, почему оно лишнее?
  2. Назовите соседей чисел.
  3. Определите закономерность и скажите, какое число потерялось.
  4. Расшифруй слово. Ребус. (На доске записаны примеры, учащиеся должны решить и найти ответ на доске, затем перевернуть карточки и прочитать слово)
  • 100+460= Ключ:
  • 240+40= 280-н
  • 150+10= 160-г
  • 590-30= 560-а
  • 380-30= 350 -р
  • 230 + 330 =

Учитель: Мы узнали, второе чудо города Усть-Илимска. Ангара – уникальная Сибирская река. Она берет начало с Юго-западной части Байкала. Более 300 речек впадает в Байкал. А вытекает из него одна единственная Ангара.

6. Решение задачи.

Шарада:

Предлог стоит в моем начале,
В конце же загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом

Учитель: Перед тем как перейти к решению задачи вспомним правило сложения и вычитания трехзначных чисел, учитель рассказывает на одном примере (Подписываю одно число под другим, так чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями т.е соответствующие разряды записывают друг под другом.)

(Все ребята читают задачу про себя, а один из учащихся читает задачу вслух.)

Задача:

Усть- Илимский мост нуждался в капитальном ремонте. Реконструкция моста началась в марте 2011 года. Из федерального бюджета выделено - 109 млн. руб., а из областного бюджета на 49 млн. руб. меньше, чем из федерального. Сколько денег выделили на ремонтные работы?

Учитель: Ребята о чем речь в задаче?

(Ребята как вы уже догадались, мост через Ангару это еще одно чудо Усть-Илимска, его длина 812 метров, а высота 24 метра над водой.).

Работа по содержанию задачи.

- О чем говориться в задаче?

- Откуда выделили деньги на строительство моста?

- Сколько денег выделено из федерального бюджета?

- Сколько денег выделено из областного бюджета?

- Какой вопрос задачи?

- Какие опорные слова возьмем для краткой записи?

Составление краткой записи.

Анализ задачи.

- Какой вопрос задачи?

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

- Можем ли мы узнать, сколько денег выделено из областного бюджета?

- Каким действием? Почему?

- Можем ли теперь ответить на вопрос задачи?

- Каким действием? Почему?

План и решение.

  • Сколько денег выделено из областного бюджета?
  • Сколько денег выделили на ремонтные работы?

Ответ.

(Один из учащихся формулирует ответ, остальные ребята записывают ответ.)

7. Физкультминутка

Поднимает руки класс - это "раз"
Повернулась голова - это "два"
"Руки вниз, вперёд смотри - это "три".
Руки в стороны пошире развернули на "четыре"
С силой их к плечам прижать - это "пять"
Всем ребятам надо сесть - это "шесть".

8. Повторение изученных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 1000. Самостоятельная работа.

(Учитель рассказывает у доски как решать примеры в столбик)

Учитель: Подписываем одно число под другим, так чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями т.е соответствующие разряды записывают друг под другом.

Стр 104 № 397 (1 столбик)

(Каждый решает в тетради, затем проверяем. Один учащийся выходит к доске и записывает ответы.)

9. Домашнее задание.

Срт 104 № 397 (2,3 столб) (Открываем дневники и записываем домашнее задание)

10. Итог урока.

  • Ребята как звучала тема нашего урока?
  • Чем мы сегодня на уроке занимались?
  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?
  • А что понравилось больше всего?

(Каждый учащийся должен озвучить и поставить себе оценку за урок, если я согласна с оценкой то ставлю ее в дневник.)

Всем спасибо за урок!