Урок математики в 1-м классе на основе сказки "Гуси-лебеди" по теме "Вычитание. Изображение вычитания на числовом луче"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формирование у учащихся представления о смысле действия вычитание;
  • совершенствовать умение находить значение разности, осуществлять проверку с помощью числового луча;
  • развивать логическое и творческое мышление;
  • формировать бережное отношение к друг другу, к природе.

ХОД УРОКА

I. Мотивационный момент

Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте.

– Сегодня, ребята, у нас не совсем обычный урок. Мы отправляемся в волшебный мир русской народной сказки «Гуси-лебеди». Давайте, вспомним сказку. (Ответы детей) А почему девочка просила помощи у печки, яблони, речки? Да, ей трудно одной справиться, а нас много. Поможем девочке? Ну, тогда отправляемся в путь.

II. Устный счет. Постановка целей и задач.

Вышла девочка за ворота, смотрит цветов много. Ходит, любуется. Редко такие цветы встретишь. Это – пионы.

В России род «пион» насчитывает 15 видов. В Забайкалье произрастает 2 вида: пион Марьин корень и пион белоцветковый. Сколько видов пиона не растет в Забайкалье?

В Восточном Забайкалье произрастает 5 видов шлемника (ценнейшего лекарственного растения), из них 3 вида растут только в Даурском заповеднике. Сколько видов этого ценнейшего растения встречается в других районах Забайкалья?

Прилетели 7 гусей и стали щипать сочную травку. Четверо гусей так и остались у ворот, а остальные подхватили братца Иванушку и унесли. Сколько гусей несли мальчика?

– Каким действием мы решали эти задачи? Чем мы будем заниматься на уроке?

III. Работа по теме урока

1) Побежала сестрица за братцем. Видит, стоит печка. Спрашивает девочка печку о братце, но та просит растопить её. У вас на парте лежат поленца. Печь их примет с выполненными заданиями.


Учебник Математика Н. Б. Истомина 1 класс 2 часть стр. 8 №11 (Задание можно выполнить в тетради, а можно вынести на карточки)

Работу советуем начать фронтального обсуждения, а дети смогут завершить её самостоятельно. Педагог в ходе фронтальной работы убеждается, что все ученики, верно, отсчитывают мерки на луче. Для этого он выносит на доску рисунок 1 из задания и предлагает школьникам расставить на нём все числа от 2 до 8. В итоге становится ясно, что стрелка показывает изменения, которые произошли с числом 9 (ребята используют приём движения правой руки вдоль луча влево от числа 9 до числа 3 с хоровым счётом мерок). Над стрелкой пишут «– 6». Запись равенства 9 – 6 = 3 завершает фронтальную работу. План действий теперь ясен первоклассникам, и они самостоятельно записывают равенства, которые изображены на числовых лучах. Взаимопроверка осуществляется с доски.

Поблагодарила печка девочку и вас, ребята, рассказала, куда нам путь держать. Идём дальше. Пришли к яблоньке. Она тоже приготовила задание.

Физкультминутка.

На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки по команде: раз!
А над нами яблони шелестит листва,
Опускаем руки по команде: два!

2) Учебник Математика Н. Б. Истомина 1 класс 2 часть стр. 8 №12

Задание: Выбери в столбце разность, значение которой будет наименьшим.
Выбирая выражение, соответствующее требованию, школьники самостоятельно отмечают ту разность в каждом столбце, значение которой они сочтут наименьшим. Возможно, ход рассуждений у них будет разным: одни обнаружат, что уменьшаемые в столбце выражений одинаковые, а вычитаемые отличаются. Кто-то догадается: останется больше там, где убрали меньше, то есть наибольшее значение разности в том выражении, где вычитаемое наименьшее. Другие попытаются найти значения всех разностей, потом сделать вывод и выбрать нужную разность. Дав ребятам, несколько минут на раздумье, учитель осведомляется, как они намерены действовать. Если учащиеся опишут оба приведённых выше варианта выполнения задания, педагог спрашивает, какой способ действий больше нравится школьникам. В случае расхождения мнений он сам может предложить ориентироваться на значение вычитаемого при выборе разностей с наименьшим значением во втором столбце. Осуществить самоконтроль дети могут на числовом луче.

Запишите выражение в тетрадь. Проверьте себя, те ли выражения у вас записаны.

– Молодцы, ребята, и с этим заданием справились. Указала яблонька дальнейший путь. Идём к реке. Ой, сколько здесь лягушек. Они тоже задание приготовили.

3) Учебник Математика Н. Б. Истомина 1 класс 2 часть стр. 8 №13

(Тане купили заводную лягушку, которая сначала делает 3 прыжка вперёд, а потом 1 прыжок назад. Сколько раз лягушка должна прыгнуть вперёд и назад по числовому лучу, чтобы оказаться в точке А?)

Задание можно выполнить в ходе игры. На полу заранее мелом чертят числовой луч. Один из учеников – «лягушка». Он выполняет прыжки по требованию задания, а сверстники хором считают количество прыжков до тех пор, пока ребёнок не окажется в точке А. Другой вариант работы с заданием: первоклассники двигают свой карандаш по лучу в учебнике так, как описано в тексте, и тихонько считают количество прыжков, которые лягушка сделала вперёд и назад, чтобы оказаться в точке А.

Ну вот, наконец-то и добрались до братца Иванушки. Но Баба Яга так просто не отдаст его. Требует выполнить её задания.

IV. Закрепление пройденного материала.

Выполнение задания № 6, 7 в ТПО №2

V. Итог урока. Рефлексия

– С вашей помощью вернулись дети домой. Спасибо, ребята. Так как вы сегодня хорошо всем помогали, то яблонька дарит вам яблочки. Кому было легко и понятно на уроке, тот возьмёт себе красное яблочко, тот, кто испытывал небольшие затруднения – жёлтое, а тот, кому было сложно – зелёное.

Литература:

  1. Забайкальский край языком математики: сборник текстовых задач по математике/ сост. А. А. Борисенко. – Чита: ЧИПКРО, 2008.
  2. Уроки математики: 1 класс. Содержание курса. Планирование уроков. Методические рекомендации: Пособие для учителей / Н. Б. Истомина, Е. С. Немкина, С. В. Попова, З. Б. Редько – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
  3. Кульневич С. В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Часть1, – Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2004.
  4. Интернет-ресурсы. Яндекс-картинки.