Урок по природоведению: "Уникальная планета Земля"

Разделы: География


Цель урока: развитие представления воспитанников о роли основных оболочек Земли в создании условий для возникновения жизни.

Задачи:

  • Образовательная: сформировать знания об особенностях нашей планеты, обеспечивающих существование жизни: особенностях расположения Земли в Солнечной системе, о земных оболочках.
  • Развивающая: развивать умение работать с дополнительной литературой, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение воспитанников; учить сопоставлять, наблюдать, делать выводы.
  • Воспитательные: воспитывать любознательность, организованность, самостоятельность, умение использовать накопленные ранее знания, чувство ответственности за свои поступки,  развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения.

Интерактивом урока является:

1. Космос и вселенная, «Новый диск, 2005». Тема: Земля планета солнечной системы.
2. Занимательная наука. Основы естествознания, «Новый диск, 2002».
Опережающим обучением являются следующие понятия «озоновый экран», понятие конденсации, определение почвы, состав почвы, экология, экологическая катастрофа, красная книга, исчезающие виды.

Ключевые слова: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера.

Оборудование для проведения опытов: поднос для проведения опытов – 4 шт, свечки – 8 шт, корпус с поворотным штативом – 1, лупа ручная – 4 шт, стакан лабораторный вместимостью 100 мл – 5, керамическая чашка – 4 шт, ложка-дозатор – 4, лабораторная палочка – 4 шт, спиртовка – 4 шт, стеклышки – 4 шт, пробирки – 4, пробиркодержатель – 4 шт.

Предварительная подготовка к уроку: разработка презентации, подбор опережающего задания для отдельных учащихся, подготовка оборудования к опытам, подготовка раздаточного материала к уроку.

Методы обучения: проблемный, наглядно-образный, диалогический, поисковый, экспериментальный, исследовательский.

ХОД УРОКА

1. Вступительная часть

Преподаватель. Сегодня у нас пройдет урок-путешествие. Вы будете путешественниками и исследователями, будете учиться анализировать и делать выводы, используя знания, полученные при изучении темы «Земля».

Преподаватель. Объявление темы и цели урока.

2. Актуализация ранее полученных знаний. Ролевая игра «Исследователи космоса»

Преподаватель. А может быть наша планета не уникальна, на других планетах тоже возможна жизнь, и люди в будущем смогут поменять место обитания? Сейчас вы отправитесь в экспедицию к планетам земной группы с целью подтвердить или опровергнуть возможность существования человека, животных и растений на них. Для начала откроем свои бортовые журналы и пройдем допуск-контроль. Чтобы пройти допуск вам необходимо решить тест-допуск.

3. Проверка домашнего задания (Приложение 2)

Преподаватель. Проведем взаимопроверку. Поменяйтесь тестами и проверьте тест у своего товарища. Правильные ответы вы видите на доске (Презентация – спрашивайте материал у автора статьи – прим. ред.).

Деление класса на команды. Первая команда – «Атмосфера», вторая – «Гидросфера», третья команда – «Литосфера», четвертая команда – «Биосфера».

– Мы изучали планеты земной группы в теме «Вселенная» – учебник стр. 34-37, поэтому вам необходимо вспомнить, что вы уже знаете об этих планетах Солнечной системы, а также проанализировать дополнительную информацию, которая находится на ваших бортовых столиках (этой информацией могут воспользоваться воспитанники прошедшие тест-контроль на «3» балла, те кто решил тест на «4», работают с энциклопедией, остальные работают с интернетом (http://ru.wikipedia.org/wiki). Время ограничено – 5 минут.

Преподаватель. Итак, все команды готовы. На старт. Поехали!
На экране фотография стартующего корабля сменяется фотоснимком космической станции на орбите. Музыкальный фон (Музыка космоса).

Воспитанники заполняют таблицу (Приложение 1).

4. Изучение нового материала

Преподаватель. Время полета закончено, нас ждет легкая посадка на планету Земля.
Сообщение учащегося, получившего опережающее задание – Планета из космоса, Фото Ю.А. Гагарина.
12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин стал первым человеком, вылетевшим в космос. На своем дистанционно-управляемом корабле Восток-1 он поднялся на высоту 320 км и совершил один оборот вокруг Земли. Когда он, и его глазами все человечество впервые, увидело Землю из космоса, он сказал: "Небо очень черное. Земля голубая. Все видно очень ясно".
Космонавты говорят, что из космоса Земля выглядит, как драгоценный камень. Она неповторима, несмотря на то, что планеты открыты в настоящее время и у ряда других звезд. (Презентация фотографии космонавта, сменяющаяся роликом «Земля из космоса»).

Преподаватель. Земля – уникальный объект во Вселенной. Первые люди, слетавшие в космос, были поражены тем, каким невероятным чудом из чудес представляется Земля с орбиты. Какие же особенности Земли, не встречающиеся более ни на какой другой планете обеспечивают существование на ней жизни? Работа по Заданию № 1.

По ходу ответов детей на экране появляются выводы (Презентация.)

  • Расположение Земли относительно солнца (150 млн.км)
  • Состав атмосферы (наличие кислорода).
  • Обладание большими запасами воды (3/4 части Земли.)
  • Наличие почвы.
  • Наличие жизни на планете.

Ответы групп (отвечают в порядке очередности)

Преподаватель. Мы с вами определили основные особенности нашей планеты, доказали, что этих особенностей нет больше ни на одной из планет солнечной системы. Теперь перед нами задача рассмотреть состав и структуру каждой из этих сфер.

Преподаватель. Работа с бортовыми журналами (Приложение 1, таблица № 2)

Преподаватель. Первым фактором существования планеты является наличие Атмосферы. Ребята, но на других планетах также существует атмосфера? В чем особенность земной атмосферы?

Воспитанник – предполагаемый ответ. Наличие кислорода.

Преподаватель. Сейчас мы с вами убедимся в том, что в атмосфере нашей планеты есть кислород. Показывает опыт.

Опыт №1. Скажите, что поддерживает горение и дыхание?

Ответ: Мы с вами знаем, что процесс горения происходит и поддерживается кислородом. Возьмем две горящие свечки. Свечки горят, значит, кислород в атмосфере присутствует, теперь прикроем одну свечку лабораторным стаканчиком. Что произошло?

Воспитанник: Свечка потухла.

Преподаватель: Какой вывод мы свами можем сделать?

Вывод: В атмосфере присутствует кислород.

Введение понятия «озоновый слой» (Сообщение учащегося о существовании озонового слоя)

Воспитанник: В атмосфере Земли на высоте 20- 25 км расположен озоновый слой. Эта воздушная оболочка состоит из химической разновидности кислорода — озона. Она надежно защищает все живое на нашей планете от губительного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не озоновый экран Земли, человеку было бы опасно находиться под солнечными лучами, так как ультрафиолет вызывает у людей опасные заболевания.

Преподаватель: Следующая особенность нашей планеты. Наличие воды, необходимой для жизни всего живого. Ребята, ведь вода существует и в атмосфере других планет! В чем же уникальность гидросферы на планете Земля?

Воспитанник: (Предполагаемый ответ). На нашей планете вода находится в трех состояниях (газообразном, жидком и твердом).

Опыт №2. Преподаватель. Ребята, у вас на партах лежит оборудование для опыта. Давайте с вами посмотрим, как вода переходит из одного состояния в другое. Возьмем спиртовку и поставим ее перед собой на лабораторный поднос (преподаватель проходит и зажигает спиртовку), представим, что это солнечные лучи, поднесем к огоньку спиртовки пробирку с водой (пробирку держим с помощью держателя), что мы видим? Вода переходит из жидкого состояния в газообразное и поднимается вверх, второй воспитанник над пробиркой держит охлажденное стеклышко. Какой процесс мы наблюдаем? Процесс конденсации (процесс перехода воды из газообразного состояния в жидкое).

Преподаватель. Какой вывод мы с вами сделаем?

Воспитанники (предполагаемый ответ). Вода на планете существует в 3 состояниях (твердом, жидком и газообразном)

На экране рисунок круговорота воды в природе (Презентация)

Вывод. Гидросфера необходима для жизни на Земле: входит в состав всех живых организмов, является средой обитания (примеры), обеспечивает процесс создания растениями питательных веществ.

5. Физкультминутка: для улучшения мозгового кровообращения (под тихую классическую музыку).

1. Исходное положение — сидя на стуле. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. Исходное положение — сидя, руки на поясе. Поднимите голову вверх и посмотрите на голубое небо.
3. Поворот головы вправо. Исходное положение. Поворот головы влево. Исходное положение. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
4. А теперь мы спустились в мировой океан и нам надо доплыть до берега. Исходное положение — стоя или сидя, руки на поясе. 1-2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.
5. Исходное положение. 4-5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо.
6. Исходное положение. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

– Отдохнули. А теперь работаем дальше.

Преподаватель. Наличие, какой еще сферы придает нашей планете неповторимость?

Воспитанники (предполагаемый ответ). Наличие Литосферы, в состав которой входит почва.

Преподаватель. Как вы думаете, всегда ли была почва? (Ответы воспитанников). Посмотрите на иллюстрацию. Что вы видите? (Презентация)
– Земля безжизненная, каменистая.
– А на этой иллюстрации Земля современного природного облика.
– Почему изменился облик Земли? (Ответы воспитанников)
– Так из чего же состоит почва?
– Давайте с вами посмотрим состав почвы.

Опыт №3.

Преподаватель. Возьмите предметное стеклышко положите на него мерной ложечкой немного почвы. Под лупой рассмотрите состав почвы. Что вы видите?

Вывод: в состав почвы входят минеральные вещества – песок, щебень, органические вещества – фрагменты насекомых, листьев и др.

Опыт №4.

Преподаватель. Возьмите горсть земли и поместите ее в стакан с водой. Что вы наблюдаете?

Воспитанники: Выход пузырьков газа.

Вывод: в состав почвы входит воздух.

Опыт №5.

Преподаватель. Перед вами спиртовка, поставьте ее перед собой, в фарфоровую чашку положите немного почвы. Учитель проходит, зажигает спиртовку. С помощью держателя поднесите фарфоровую чашку к огню, а сверху подержите стеклышко. Что мы наблюдем?

Вывод: Стекло запотело, это говорит о наличие воды в почве.

Сделаем общий вывод: (Презентация) В состав почвы входит.

Преподаватель. Значение почвы для жизни на Земле.

Воспитанник (предполагаемый ответ) Необходима для роста и развития растений, является средой обитания.

Преподаватель. Еще неповторимость нашей планеты – это наличие жизни.
Появление человека. К сожалению, человек своими необдуманными поступками наносит вред нашей удивительной планете. Человек активно влияет на планету в целом, на климат, на состав атмосферы. Человеку даже под силу уничтожить Землю. Биологические процессы вполне выросли по масштабам до космически значимых. И сейчас именно от человека зависит, решит ли он те экологические проблемы, которые ставят под угрозу существование всего живого на Земле.

6. Роль человека в сохранении жизни на Земле (представители каждой команды получили задание с опережением)

Воспитанники. Представитель команды «Атмосфера». Сейчас усиленно идет “облысение” планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущие существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека. Для многих животных лес – родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше, значит, животные теряют свой дом и обречены на гибель. Кроме того, углекислого газа становится в атмосфере все больше. Скапливаясь в атмосфере, он как пленка парника удерживает тепло в атмосфере. Это явление назвали парниковым эффектом. Если температура на Земле повысится всего на несколько градусов, растают полярные льды и горные ледники, уровень океана поднимется, и вода затопит огромные площади суши вместе с полями и городами.
Наша группа предлагает провести в училище акцию «Сохраним легкие планеты Земля», собрать в училище макулатуру, этим мы сохраним от вырубки несколько деревьев, а если к нам присоединятся воспитанники всех учебных заведений России, мы сохраним леса.

Воспитанники. Представитель команды «Гидросфера».

Основными источниками загрязнения водоёмов служат предприятия чёрной и цветной металлургии, химической и нефтехимической, целлюлозно-бумажной, лёгкой промышленности. Сточные воды загрязнены минеральными веществами, солями тяжёлых металлов (медь, свинец, цинк, никель, ртуть и другие), мышьяком, хлоридами и другими веществами.
Нефтеперерабатывающая промышленность. В поверхностные водоёмы предприятиями отрасли было сброшено большое количество сточных вод. В результате в водоёмы попали в значительном количестве нефтепродукты, сульфаты, хлориды, соединения азота, фенолы, соли тяжёлых металлов и др.
Демонстрация опыта с нефтью. Рассмотрение образовавшейся пленки, которая не пропускает кислород в воду и приводит к гибели планктон и свободноплавающие особи. (Опережающее обучение)
Бытовые сточные воды – это вода из кухонь, туалетных комнат, душевых, бань, прачечных, столовых, больниц, бытовых помещений промышленных предприятий и др. В бытовых сточных водах органическое вещество составляет 58%, минеральные вещества – 42%.

Воспитанники: Представитель команды «Литосфера».

Происходит опустынивание территорий – процесс, приводящий к потере природной экосистемой, сплошного растительного покрова с дальнейшей невозможностью его восстановления без участия человека. Сведение лесов, неумеренная эксплуатация пастбищ, нерациональное использование водных ресурсов при орошении земель и др. Активная и часто неразумная хозяйственная деятельность человека во многих регионах, занимающих около 30% площади суши, создала реальную угрозу нарушения экологического равновесия, превращая их в бесплодные и опасные для соседних районов, еще не затронутых процессом опустынивания. Что мы можем сделать, чтобы наша Земля оставалась одной из удивительных планет в Солнечной системе?

Воспитанники: Представители команды «Биосфера».

Современный человек существует на Земле около 40 тыс. лет. Скотоводством и земледелием он начал заниматься лишь 10 тыс. лет назад. Поэтому в течение 30 тыс. лет охота была почти исключительным источником пищи и одежды. Совершенствование орудий и способов охоты сопровождалось гибелью ряда видов животных. Развитие оружия и транспортных средств позволяло человеку проникать в самые отдаленные уголки земного шара. И всюду освоение новых земель сопровождалось беспощадным истреблением животных, гибелью ряда видов растений. Охотой был полностью уничтожен тарпан – европейская степная лошадь. Жертвами охоты стали туры, очковый баклан, лабрадорская гага, бенгальский удод и многие другие животные. Вследствие нерегулируемой охоты на грани исчезновения оказались десятки видов зверей и птиц. В начале нашего столетия интенсификация китобойного промысла (создание гарпунной пушки и плавучих баз по переработке китов) привела к исчезновению отдельных популяций китов, резкому падению их общей численности. Чтобы сохранить то, что осталось ценного на нашей планете создаются различные заповедники, заказники. Все виды исчезающих животных и растений заносятся в красную книгу.

Воспитанники нашего класса создали буклет для воспитанников училища. Составление памятки о том, как нужно себя вести на природе во время экскурсии, поездки. Прочтите, пожалуйста, наши рекомендации воспитанникам училища и всем жителям планеты.

7. Закрепление знаний об особенностях Земли способствующих существованию на ней живых организмов. Вывод об уникальности Земли.

– Для чего нам нужно изучать нашу планету? (Ответы учащихся)

Преподаватель: Несомненно, всестороннее изучение Земли имеет громадное значение для человечества, но знания о ней служат также своеобразной отправной точкой при изучении остальных планет земной группы.

– Сформулируйте вывод об уникальности Земли и отметьте ряд ее особенностей, которые способствуют существованию живого.

По ходу ответов детей на экране появляются фотоиллюстрации, выводы.

8. Рефлексия:

Преподаватель: Чтобы Земля не потеряла способности поддерживать жизнь, необходимо сохранить все свойства земных оболочек, бережно относиться к природе. Мне хочется привести слова замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, а значит, пересесть из него просто некуда. Вот потому-то все жители планеты должны сообща спасать свой общий дом»

9. Подведение итогов урока

Задание на самоподготовку:

  • Учебник стр. 97-99. Повторить материал темы «Земля»
  • Творческое задание: сочинить песню, сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме урока «Уникальность планеты Земля».
  • Подготовить рассказ и презентацию на тему: Сохраним планету Земля.

– Наш урок подошел к концу. Спасибо за активную творческую работу, до свидания!

Использованная литература (Приложение 5)

Приложение 3

Приложение 4