Рисунок угольным карандашом. "Чучело утки"

Разделы: МХК и ИЗО


План-конспект урока по рисунку в подготовительном классе художественной школы, возраст детей 9-10 лет.

Конспект подготовила: преподаватель по рисунку, живописи и композиции Яшина Е.А.

Цель урока: Познакомить учащихся с приемами работы угольным карандашом на примере изображения чучела утки с натуры.

Задачи урока:

Обучающие:

- познакомить учащихся со свойствами графического материала – угольный карандаш; формировать умение последовательно проводить работу над рисунком с натуры. Познакомить учащихся с понятием художник - анималист.

Развивающие:

- развивать навыки рисования с натуры, развивать у учащихся мышление, память, глазомер, воображение, умение видеть и передавать в рисунке характерные особенности предмета, навыки рисования с натуры.

Воспитательные:

- формировать навыки качественной работы, эстетический вкус. Воспитывать у учащихся аккуратность, усидчивость, умение доводить работу до конца. Воспитывать чувство бережного отношения к птицам и окружающей среде. Совершенствовать умение детей рассматривать работы, радоваться достигнутому результату.

Оборудование для урока (для учителя) ноутбук для показа видео, бумага (акварельная) формат А3, CD диск с инструментальной музыкой, кисть для растушёвки угля. Репродукции художников, выполненные простым карандашом и угольным.

Оборудование для урока (для учащихся): угольный карандаш, лист акварельной бумаги формат А3, кисть для растушёвки угля.

План урока:

1. Организационное начало урока - 3 минуты.

2. Повторение пройденного материала - 5 минуты.

3. Сообщение новой темы - 10 минут.

4. Самостоятельная работа - 20 минут.

5. Итог урока - 7 минут.

ИТОГО 45 мин.

Конспект урока

1. Организационное начало урока.

Здравствуйте ребята – будущие художники! Пожалуйста, проверьте, все ли принадлежности для урока у вас есть. Сегодня понадобиться угольный карандаш, ластик, поролон, лист бумаги формат А3. А теперь проверьте наличие материала у своего соседа. Если вы что-то забыли, то с вами может поделиться сосед или я предложу свои принадлежности. На уроке я желаю вам хорошего настроения и творческих успехов!

2. Повторение пройденного материала.

Педагог проводит беседу:

- Скажите, пожалуйста, вы любите рисовать? (да)

- А чем вы любите рисовать? (карандашами, фломастерами, гуашью, акварельными красками)

- Ребята, как вы думаете, чем художники - мастера рисуют свои работы? (перечисляют различные краски, карандаши)

- Правильно, молодцы!

А что художники изображают в своих картинах? (дети перечисляют)

- Есть художники, которые сами придумывают сюжет для своих картин, а есть те, что рисуют предметы с натуры. А кто скажет из вас, чем отличается рисование с натуры от рисования по памяти. (с натуры рисуют то, что видят перед собой).

- Очень хорошо ребята, что вы знаете это!

3. Сообщение новой темы.

- Ребята есть такие художники, у которых главными героями картин являются птицы и животные. Таких художников называют анималистами. Слово это произошло от латинского “animal”, что означает “животное”. Глядя на животный мир художники восхищаются многообразием его ярких красок: ярким опереньем птиц, разнообразием форм.

- Ребята, сегодня на уроке мы будем выполнять рисунок чучела утки угольным карандашом. Как вы думаете, чем отличается рисунок простым карандашом от рисунка угольным карандашом? (Если учащиеся затрудняются ответить на вопрос, педагог показывает репродукции художников).

(рисунок угольным карандашом более насыщенный по цвету).

- Молодцы! Угольный карандаш мягкий материал и именно поэтому линии так легко можно растушевать. Прежде тем, как начать объяснять новую тему, предлагаю посмотреть два видеоролика. На первом видео мастер выполняет рисунок лебедя, а на втором видео посмотрите основные приемы рисования улем (во время просмотра видео педагог комментирует действия художника):

Видео №1 (http://www. artdrawing. ru/lessonsgrawing. html)

- Сейчас художник расскажет основные приемы рисования с натуры.

Видео №2 (http://video. mail. ru/mail/artmaster74/370/385. html)

- Ребята, обратите внимание на то, что угольным карандашом накладывают штрихи, а некоторые линии растушёвывают. Хорошо, если вы при выполнении рисунка растушуете линии кистью.

После просмотра видео, педагог говорит:

- Ребята, сегодня вы как настоящие художники – анималисты, нарисуете утку угольным карандашом. Сейчас я покажу основные приемы работы с угольным карандашом. Но прежде, подскажите, о чем нужно подумать, прежде чем начинать рисунок?

(компоновка, расположение изображения на листе)

- Очень хорошо ребята, что вы помните это! Очень важно правильно располагать предмет на листе. А теперь кто может выйти к мольберту и показать, как лучше расположить туловище утки?

(если ученик затрудняется скомпоновать, педагог подсказывает)

- Правильно! А, какой формы тело утки?

(овальной формы)

- Молодец! (ученик рисует тело утки на листе и проходит на свое рабочее место).

- Ребята, а теперь что рисуем?

(шею и голову)

- Правильно! Обратите внимание, что у утки шея короткая, а форма головы приближена к овалу. (педагог показывает способ рисования).

- Ребята, что еще нужно нарисовать утке?

(хвост)

- Какой формы хвост?

(Треугольной формы)

- Правильно ребята! Кто хочет показать, как нарисовать хвост утки? (педагог хвалит ученика, который вышел к мольберту)

- Продолжаем рисовать дальше. Пожалуйста, посмотрите на клюв утки, вот так, как лучше передать форму клюва (педагог рисует на листе). А сейчас обратите внимание на то, как можно

при помощи разного нажима на карандаш, растушёвывая линии кистью, передать разнообразие цвета оперения утки.

А теперь ребята, вы как художники анималисты, выполните рисунок утки угольным карандашом. Вспомните о чем, мы с вами говорили и приступайте к работе. Я уверенна, у вас получиться очень хорошо! Во время выполнения задания, будет звучать спокойная музыка.

4. Самостоятельная работа.

В процессе самостоятельной работы педагог работает индивидуально с теми учащимися, которые затрудняются выполнить задание. У всех детей отмечает, что лучше всего получилось, а на что обратить внимание при затруднениях. Когда основная часть класса заканчивает рисунок, педагог предлагает оценить свои работы (на классной доске прикреплены силуэты уток красного, желтого и синего цвета). Педагог говорит:

- Ребята, я предлагаю вам сейчас оценить свои работы. На доске расположены три силуэта утки.

Пожалуйста, повесьте свои работы под силуэтом желтого цвета, если вы считаете, что справились с заданием и у вас все получилось. Под силуэтом утки красного цвета, повесят работы те, которые считают, что не совсем справились с заданием. А под силуэтом синего цвета пускай висят работы тех ребят, которые считают что, совершенно не справились с заданием. Учащимся, которые повесили свои работы под синий силуэт, педагог отмечает, что получилось нарисовать хорошо и говорит:

- Уверенна, что в следующий раз вы справитесь с заданием. И ваши работы будут висеть под силуэтом желтого цвета.

5. Итог урока.

Педагог показывает на доску и говорит:

- Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились? Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали.

(работали новым материалом – угольный карандаш)

- Что вы узнали нового о художниках?

(есть такие художники, которые рисуют животных, их называют художники – анималисты)

- Сегодня вы очень хорошо поработали! Познакомились с новым для вас материалом. Попробовали себя в качестве художника – анималиста, выполнили рисунок утки угольным карандашом. Ребята, угольный карандаш – это не единственный мягкий материал. В дальнейшем я расскажу вам и о других материалах, вы тоже ими порисуете и выполните работу по замыслу. Мне очень приятно было с вами работать! На этом наш урок подошел к завершению. До свидания, ребята!

Литература.

1. Изобразительное искусство и художественный труд” 1-4 класс под редакцией доктора педнаук Т. Я. Шпикаловой М. Просвещение, 2006.

2. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М. “Просвещение”, 2000.

3. Краснов Н. В. Беседы по искусству в начальной школе. М; “Искусство” 2001.

4. Адгамова Г. Р. Программа подготовительных классов художественных школ для детей 9-10 лет.

5. Ссылка на видео из интернета (рисунок лебедя) http://www. artdrawing. ru/lessonsgrawing. html

6. Ссылка на видео из интернета (основные приемы рисования углем) http://video. mail. ru/mail/artmaster74/370/385. html