Урок в 7-м классе: "Метод проектов на уроках географии"

Разделы: География


Уникальность школьного курса географии заключается в том, что это единственный предмет, объединяющий знания о природном и социально-экономическом повседневном окружении подростка, следовательно, географические знания могут стать базой для разнообразной практической его деятельности, в творческом росте личности подростка.

Одним из путей формирования положительной учебной мотивации является проектная деятельность на уроках географии, потому что, полагаясь только на содержание материала, трудно заинтересовать учеников предметом.

Чтобы проект был успешным, необходимо выполнение следующих условий:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи;
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Для правильной организации работы учащихся учитель должен сам владеть методами исследования и поиска, чтобы ребята смогли проявить себя в той или иной деятельности.

В качестве примера я хочу предложить проектную работу для учеников 7 класса: “Обобщающий урок по теме “Евразия”.

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность: 3 недели

Цели проекта:

  • развитие умения поиска и выбора необходимого материала;
  • развитие умения применять знания в различных ситуациях;
  • развитие творческого мышления.

Задачи.

  1. Создать мотивационную среду для самостоятельной игровой деятельности учащихся через постановку проблемы в виде эвристической беседы.
  2. Развитие познавательных потребностей и способностей учащихся через самостоятельную работу в группах для решения проблемной ситуации.
  3. Развитие коммуникативной культуры.
  4. Развитие творческих способностей, умения анализировать и систематизировать материал.
  5. Развитие эмоциональной сферы личности через создание ситуации успеха и самореализацию.
  6. Развитие рефлексивных способностей через самооценку и взаимооценку.
  7. Воспитание гуманистического отношения к другим народам через знакомство с их бытом, музыкой, костюмами и через обращение к художественной литературе об этих народах.

Деятельность учащихся

1 этап - организационный.

1. Ученики делятся на группы.

2. Представитель от группы, из предложенного списка, выбирает страну, о которой будет делать работу.

3. Группа изучает типовой план характеристики страны:

1. Страна, столица.

2. Рельеф, климат.

3. Историческая справка.

4. Народные традиции, национальная кухня, обряды, праздники.

Так же в типовой план я добавила свой пункт плана, Цифры, факты со временем стираются из памяти, но ассоциированное восприятие страны остается надолго. Например, Финляндия – это страна сыра “Виола”, тысячи озер, Санта-Клауса. Япония – это страна сакуры, суши, восходящего солнца, высококачественной электроники и т.д.

4. В своей группе ученики выбирают, чем каждый будет заниматься.

2 этап - подготовительный.

1. Ученики самостоятельно подбирают информацию для раскрытия пунктов плана,а также оформляют буклет о своей стране, плакаты. Источниками знаний являются учебник, карты атласа, справочники, дополнительная литература о стране, информация из Интернета. Развивается дидактический принцип – ориентация учащихся на самостоятельный отбор и проработку материала.

2. Каждый ученик получает индивидуальные консультации учителя по отобранному им материалу. Здесь работает еще один дидактический принцип – это оптимальное содержание и формы изложения.

З этап – творческий отчет.

Урок “Путешествие по стране” .

Каждая группа представляет выбранную страну, сопровождая свое выступление плакатами, буклетами, музыкой, танцами и т.д. <Приложение>

На уроке происходит работа по развитию устной монологической речи. Учебный монолог переходит в учебный диалог обсуждения темы, оценивание одноклассниками. Многие делятся личными впечатлениями о стране, в которой побывали. Также активизируется и познавательная деятельность ребёнка. Познание других народов, территорий расширяет кругозор, способствует развитию эстетического воспитания, все это формирует систему духовных ценностей юных россиян.

Деятельность учителя.

  • Учитель координирует работу учеников, оказывает необходимую помощь в поиске и отборе материала, его оформлении и компоновке.
  • Когда ученики подготовят и оформят весь материал, учитель формирует его в большую презентацию с добавлением особого мнения (рефлексия).
  • Результаты проектной деятельности представляются на уроке, на который приглашаются администрация школы, учителя и ученики старших классов.

Приложение