Интегрированный урок (литература + история) "Бородинское сражение - поражение или победа?"

Разделы: История и обществознание, Литература


Цели урока:

  • Образовательная: познакомить учащихся с позициями писателей, историков и участников Бородинского сражения.
  • Развивающая: способствовать формированию у учащихся собственных взглядов на один из дискуссионных вопросов истории нашего государства, приводить нужные аргументы, четко и ясно излагать свои мысли.
  • Воспитательная: способствовать умению учащихся взаимодействовать друг с другом, воспитывать толерантное отношение к другой точке зрения.

Оборудование: карта “фишбоун”, фрагменты текста романа Л.Н.Толстого “Война и мир” (3 том), фрагмент художественного фильма С. Бондарчука “Война и мир”; фрагменты исторических документов (мемуары участников сражения и оценки историков).

Ход урока

I. Мотивационный этап.

Просмотр фрагмента фильма С. Бондарчука “Война и мир” (ч.3).

Слово учителя: “Ребята, вы посмотрели фрагмент фильма “Война и мир”, который был снят по одноименному роману Л.Толстого известным режиссером С.Бондарчуком.

Вопрос: Какие военные события отражены в этом фрагменте?

Слово учителя: “Сегодня на уроке мы через призму двух предметов - истории и литературы продолжим изучение событий этого периода русской истории. Сейчас вам предстоит, работая в группах, обобщить полученные на предыдущих уроках знания”.

II. Определение темы урока.

Задание: Прочитайте предложенные высказывания. Как вы думаете, о каком событии в них идет речь? Конкретизируйте тему урока. (обсуждение в группах). Приложение 1.

“ Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы одержали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми. Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех”. (Наполеон)

“Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание каждого было умереть на месте и не уступать неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнею за свое Отечество”. (И.М.Кутузов)

“Это была битва гигантов. С обеих сторон было введено в бой более четверти миллиона солдат и офицеров…гремели залпы 1200 орудий”. (Наполеон)

“Всемилостивейший государь Александр I. Сражение 26-го нами было проиграно. Армия, а особливо левый фланг, понесли чрезвычайную потерю. Одна из причин, послуживших проигрышу сражения, произошла от беспорядка, поселившегося в артиллерии после смерти графа Кутайсова…” (из донесения генерала на русской службе Винценгерода Ф.Ф. Александру I).

“Между тем полуосенний день уже вечерел. Часы уходили. Ночь более и более вступала в права свои. Солнце закатывалось красным шаром без лучей. В воздухе распространился какой-то кисловатый, уксусный запах, может быть, от большого разложения селитры и серы, может быть, и от испарений крови! Дым огустел и повис над полем. И в этой ночи, полуискусственной, полуестественной, между рассеянных французских колонн, еще двигавшихся с барабанным боем и музыкою, еще развертывавших свои красные знамена, вдруг — и это было уже в последний раз — прозвенела земля под копытами несущейся конницы. 20 000 сабель и палашей скрестились в разных местах поля. Искры сыпались, как от пожара, и угасали, как жизнь тысячей, погибавших в битве. Эта сеча, на минуту возобновленная, была последняя — последняя вспышка догоравшего пожара, затушенного кровью. Это король Неаполитанский бросился с своею кавалериею на линию русскую. Но дня уже не стало, и сражение затихло. Великий вопрос: “Кто победил?” остался неразрешенным.” (Глинка Ф. Н. Очерки Бородинского сражения (Воспоминания о 1812 г.) – М.: в тип. Н.Степанова. 1839)

Ответы учащихся: тема урока “Бородинское сражение – поражение или победа?”

Эпиграф к уроку:

Вопрос решая роковой –
Кому пред кем склониться выей,
Кому над кем взнестись главой…
С.Раич “Арета”

III. Постановка целей урока учащимися.

IV. Актуализация знаний по теме урока.

Задание группам: найти и исправить в тексте исторические ошибки (Приложение 2).

Бородинское сражение – крупнейшее сражение Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (Отечественной войны 1812 г.) между русской и французской армиями – произошло 26 августа у села Прохоровка (Бородино) (в 124 километрах западнее Москвы), на заранее избранной позиции, где М.И.Кутузов решил дать армии генерала Шарля де Голля (Наполеона) решительное сражение.

К началу сражения в русской армии было 120 тысяч человек и 640 орудий. Французская армия насчитывала 130–135 тысяч человек и 587 орудий.

Шарль де Голль (Наполеон) предполагал нанести фронтальный удар по русским позициям основной частью своих войск (86 тыс.чел.) с целью прорвать оборону в направлении деревни Семеновское, выйти в тыл русской армии и, прижав ее к Москве-реке, уничтожить.

Ожесточенный бой 24 августа (5 сентября) за Шевардинский редут позволил М.И. Кутузову разгадать замысел противника и перед сражением усилить армию Александра Васильевича Суворова (Петра Ивановича Багратиона)

В течение 6 сентября (25 августа) обе стороны производили последние приготовления к сражению.

Бородинское сражение началось на рассвете 7 сентября (26 августа) артиллерийской канонадой с обеих сторон. Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского, которыми французам удалось овладеть ценой больших потерь. Но развить успех французы не смогли и отошли на исходные позиции.

 Французская армия потеряла убитыми и ранеными свыше 50 тысяч человек. Потери русской армии достигали 44 тысяч человек.

О результатах Бородинского сражения Кутузов доносил Екатерине II (Александру I): "Баталия, 26-го числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришел нас атаковать".

V. Работа с историческими и литературными текстами о Бородинском сражении (Приложение 3).

Задание: познакомиться с предложенными текстами и составить “фишбоун” (диаграмму Ишикавы. Приложение 4)

VI. Подведение итогов (решение проблемного вопроса, представление результатов “фишбоуна”)

VII. Составление синквейна “Бородинская битва”

VIII. Рефлексия