Устный журнал "От чистого сердца, простыми словами, давайте, друзья, потолкуем о маме"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: Формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства, литературы и современных технологий.

Задачи:

  • образовательные: помочь обучающимся в полной мере осмыслить истинное значение слов “мама”, “любовь”, “доброта”; рассказать историю земной жизни “матери матерей” - Богородицы, показать на исследовательских материалах курса “Духовное краеведение Подмосковья” обзор памятников Серпуховского Благочиния, связанных с жизнью Богородицы;
  • развивающие: развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства и ребенка в мировой культуре.
  • воспитательные: воспитывать осознанное чувство уважения к матери, внимательности и заботливости отношений в семье.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайдовая презентация, мини – сочинения учащихся с портретами и фотографиями мам, на доске высказывания великих людей о маме, солнце маминой любви, выставка “Любимые цветы моей мамы”, сердце мамы и маленькие сердечки для детей.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Учитель: Сегодня к нам на урок пришли мои коллеги. Они наши гости. Поприветствуйте их. Я тоже рада приветствовать вас на нашем классном часе , рада видеть ваши добрые, милые глаза. Желаю вам успеха на нашем уроке.

II. Постановка целей занятия.

Внимание на экран. (На экране – видеоролик с притчей о маме)

Вопрос после просмотра видеоролика: Ребята, вы, наверное, догадались, о чем пойдет сегодня речь на нашем занятии? Правильно, о маме. И это не случайно, ведь в конце осени все люди в нашей стране отмечали праздник. Какой? (День матери) А когда его отмечают? (В последнее воскресенье ноября) Я знаю, вы тоже поздравляли своих мам в это день. И даже нарисовали цветы им, а потом написали чудесные слова своим мамам, которые мы услышим сегодня здесь.

Сегодня на нашем классном часе мы снова обратимся к вечной теме материнства. А пройдет он в форме устного журнала. На экране тема:

“От чистого сердца, простыми словами,
Давайте, друзья, потолкуем о маме...”

Устный журнал. (Слайд 1) (Приложение1)

III. Вступление. Разговор о матери.

Итак, как в каждом журнале у нас есть свое вступление – пролог. (Слайд 2)

Слова учителя о маме: (Слайд 3)

Учитель: Мать... для каждого человека – большого или маленького, молодого или пожилого, мать – самый родной человек на свете. Она даёт нам жизнь. Её забота, тепло, ласка, неустанный труд, терпение, беспокойство окружают нас с первого дня жизни. Её нежный голос, её мягкие тёплые руки успокаивали нас, вселяли уверенность, придавали бодрость.

Вот беспомощное существо, насытившись материнским молоком, спокойно засыпает сладким сном. (Слайд 4)

Вот первая улыбка малыша в ответ на заботливый голос матери.

(Слайд 5)

Вот первый шаг, сделанный с помощью мамы. И первое слово – “мама”. (Слайд 6)

Мама единственный и неповторимый человек, чья любовь к детям бескорыстна, благородна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности.

Мама! Самое дорогое слово для каждого человека. Сейчас я хочу пригласить вас к экрану для того, чтобы каждый из вас смог рассказать нам о своей маме.

Страничка “Наши мамы” (Слайд 7 - 18)

Рассказы ребят о своих мамах. (Презентация о маме, подготовленные детьми) Также эти работы находятся на классной доске.

Страничка “Поэтическая

Многие художники, поэты, музыканты обращались к образу матери.

Сейчас мы с вами поговорим об отношениях человечества к материнству средствами искусства. Проследим, как музыка, литература и живопись создают образ матери.

И первая страничка нашего устного журнала – Поэтическая.

1.

О, как прекрасно это слово – мама!
Все на земле от материнских рук.
Она нас, непослушных и упрямых,
Добру учила – высшей из наук.
Да, слово “мама” издавна в народе,
Возносят выше самых ярких звезд.

2.

Кто может быть дороже мамы?!
Кто свет и радость нам несет?!
Когда больны мы и упрямы,
Кто пожалеет и спасет?!

3.

Кто пустит по ветру невзгоды,
Развеет страхи, грусть и стыд?!
Кто скрасит серость непогоды,
Стушует тяжкий груз обид?!

4.

Следит за домом и бюджетом,
Уютом, модой, чистотой
Лихой зимой и жарким летом,
Легко справляясь с суетой?!

5.

Ответственна ее работа,
Быть мамой – это сложный труд!
Ежесекундная забота –
Ее все помнят, любят, ждут.

6.

Нам мамы многое прощают,
Не обижаясь, не браня.
Лишь терпеливо объясняют,
Не осуждая, не виня.

7.

Где столько силы и терпенья
Берут все мамы на земле?!
Чтоб скрыть тревоги и волненья
И счастье дать тебе и мне!

8.

Спасибо, мамочка, за нежность,
Твою святую доброту!
Любви вселенскую безбрежность,
Терпенье, такт и теплоту!

9.

Ты дорога мне, ты – бесценна!
Поймешь, поможешь и простишь.
Твоя улыбка – драгоценна,
Ты, улыбнувшись, - исцелишь!

10.

Знай, мама, ты – необходима!
Нужна мне каждый миг и час!
Ты – обожаема, любима,
Потом, недавно и сейчас!

Музыкальная страничка.

Исполнение песни “Мама – первое слово.” из к/ф “Мама” учащимися.

Следующая страничка – “Художественная” (слайд 21)

Многие художники в разное время обращались к образу матери. А.Дейнека “Мать” (Слайд 22).

Учитель: Вот, например, картина русского художника Александра Дейнеки “Мать”. Она написана более 70-ти лет назад. Но до сих пор нельзя без волнения смотреть на простой, и в то же время очень нежный образ матери с ребёнком на руках.

“Сикстинская мадонна”. (Слайд 23)

Учитель: Ребята, перед вами репродукция картины “Сикстинская мадонна”. Она была написана в 1515 году великим художником С.Рафаэлем. Рафаэль изобразил не просто Божественную мать с младенцем, он показал чудо явления царицы небесной, несущей людям своего сына. Облик матери покоряет торжественностью и простотой.

А сейчас Маша Кравцова прочитает нам стихотворение Афанасия Фета “Аве Мария”

Аве Мария – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящая мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей
В тихом предстань
Сновидении ей!
Аве Мария – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.

Вы слышите музыкальное произведение Шуберта “Аве Мария”.

6) Историческая страничка.

А кто же такая Божественная Мать? (Ответы детей) Правильно, это – мать нашего Спасителя, Иисуса Христа. Мы живем в Православной стране, поэтому историю Христианства мы изучаем на кружке “Основы православной культуры”

Историю жизни Богородицы расскажет вам старшеклассница Саша Цай. На занятиях “ Духовное краеведение Подмосковья она, вместе со своими одноклассниками изучала историю жизни Богородицы. Ребята провели исследование: как земная жизнь Богородицы нашла свое отражение в названиях храмов нашего Серпуховского края.

Рассказывает ученица:

Более двух тысячелетий отделяют нас от того дня, когда на свет Божий появилась Пресвятая Дева. Сегодня трудно даже поверить, что у Нее была земная жизнь, заполненная человеческими заботами, радостями и страданиями. (Слайд 27)

В городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким со своею женою Анною.(слайд 28) Они прожили вместе более 50 лет, дожили до глубокой старости, а детей не имели. Это их очень огорчало, потому что в то время не иметь детей считалось наказанием Божиим за грехи.

Но, несмотря на свою старость, супруги не переставали просить у Бога, чтобы Он послал им дитя и дали обет (обещание): если у них родится младенец, посвятить его на служение Богу. За терпение и веру Господь послал Иоакиму и Анне великую радость: у них скоро родится дочь! (слайд 29)

В храмовом зодчестве нашего Серпуховского благочиния это событие отражено в названии храма “Зачатие Пресвятой Богородицы” в Высоцком мужском монастыре. (Слайд 29)

Когда девочка родилась, это событие назвали “ Рождество Пресвятой Богородицы”

На территории нашего Серпуховского края это событие также нашло свое отражение в названии храма “ Рождества Пресвятой Богородицы в селе Подмоклово” и Церковь Рождества Богородицы в селе Турово, Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Серпуховский район, село Тульчино. К сожалению, многие храмы до сих пор не восстановлены.

Родители дали девочке имя Мария, что значит по-еврейски “Госпожа, Надежда.”

После рождения дочери, родители сдержали свое обещание и отвели Марию в храм. (слайд). В Истории Православия это событие называется “ Введение во храм Пресвятой Богородицы” (Слайд 34)

При храме Божием Пресвятая Мария жила около одиннадцати лет и выросла глубоко благочестивой, во всем покорной Богу, необычайно скромной и трудолюбивой. (Слайд 35)

Прошло время и Мария получила Благую Весть о том, что она родит Сына и даст Ему имя: Иисус . Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего, а Марию назовут – Богородицей. Посмотрите на экран В нашем Серпуховском крае есть Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Липицы. Так он назван в честь благой вести, которую принес архангел Гавриил деве Марии.

Всю земную жизнь Богородица была рядом со своим Сыном. Дева Мария растила Сына и знала, что он – Сын Божий, явился в мир спасти человечество от греха. Вот мы видим Ее, стоящую в неописуемой скорби у креста Своего Распятого Сына, слышащую Его последние слова и заветы. (слайд) Как страдала Мария за безвинно осужденного и распятого на Кресте Сына Своего!(слайд) Ни одного слова укора или отчаяния не слетает с Ее уст. Она все предает воле Божией.

Пресвятая Дева Богородица подошла к концу Своей земной жизни. И опять явился Архангел Гавриил и возвестил об исполнении Ее молитвы и сказал, что через три дня последует Ее Успение.

В храмовом зодчестве нашего края это событие также нашло свое отражение.

В Серпухове на Соборной горе в историческом месте стоит храм, который так и называется “Успение Пресвятой Богородицы” Такое же название носит храм в селе Старые Кузьменки.

Пережив эти страдания, Мария получила от Бога разрешение быть заступницей, помощницей всех людей на земле. И люди стали называть ее Пресвятая Богородица Дева Мария. (слайд 43)

Ребята, какие же храмы построены в нашем родном крае в честь Богородицы?

Фольклорная страничка. (Слайд 44)

К сожалению, только взрослея, человек начинает понимать, какое это счастье, когда мама рядом. Как хорошо, когда можно обратиться к маме за советом, с любой радостью и бедой. Недаром в народе живёт много хороших, добрых слов о матери. Они передаются из поколения в поколение. Давайте, ребята, вспомним пословицы о матери.

1. Птица рада весне, а младенец – матери.

2. Нет милее дружка, чем родима матушка.

3. В материнском сердце для всех детей ласки хватит.

4. Материнский гнев – что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

5. При солнышке тепло, при матушке добро.

“При солнышке тепло, при матушке добро” Так говорит народная мудрость не случайно. Вы знаете, у одного древнего народа для названия солнца и матери употребляли одно и то же слово. Солнце даёт свет, тепло, дарит нам жизнь. И мама – самый светлый, самый лучший и дорогой для каждого из нас человек, который подарил нам жизнь.

Что общего между солнечным светом и любовью матери? Правильно, как солнышко дает нам тепло и свет, так и мама отдает нам доброту и ласку. Перед вами на доске - солнце материнской любви. Перечислите качества своих мам, от которых вам становится тепло и светло. Все перечисленное записывается на лучах солнца материнской любви.

Какие прекрасные качества появились в вас под воздействием лучей этого солнца!

Страничка “Сказочная”

А сейчас послушайте сказку, которая называется “Семь дочерей”

Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: “Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу”.

Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.

Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: “Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда.” С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении, ни одной из трех тонкоствольных дочек.

С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце...

Вопросы и задания к сказке:

  • Понравилась ли вам сказка?
  • Расскажите, как будут жить три дружных сестрицы без мамы. В чем и как поможет им материнское сердце?
  • Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?

Страничка “Признание в любви”

Творческое задание

На доске педагог рисует большое сердце. Это материнское сердце. А перед вами на столе маленькие сердечки. Какие чувства вы бы могли подарить вашей маме и хранятся в вашем сердце только для неё? Напишите их на вашем сердечке и подарим эти сердечки вашей маме. Дети пишут на сердечках чувства, которые могут подарить маме и прикрепляют маленькие сердечки к большому сердцу на доске. Например: любовь, доброта, жертвенность, вера, трудолюбие.

Игра “Волшебные мамины глаза”

Сейчас я спою вам песню тихонько, а вы закройте глаза и вспомните, какими вы видите чаще всего мамины глаза? (Учитель исполняет песню Тамары Гвердцители “Мамины глаза”)

После исполнения песни дети перечисляют, какими бывают глаза у мамы, когда она смотрит на своих детей. (Добрыми, светлыми, нежными) А теперь посмотрите друг на друга глазами мамы и опишите все, что они друг в друге увидели.

Патриотическая” страничка.

Самое дорогое и родное в нашей жизни связано с мамой. Земля, Родина, природа, красота, любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами “ Матушка, мать, материнство”. И в трудные для нашей страны годы Великой отечественной войны появился не случайно плакат “Родина – мать зовет!” На нем изображена женщина – мать в образе нашей Родины. Я хочу, чтобы вы завершили наш классный час песней “Моя Россия”.